Смекни!
smekni.com

Английская пунктуация, как средство ритмико-стилистической организации текста (стр. 11 из 12)

В области синтаксиса понятие «норма» в первую очередь коcнулось знаков препинания: пунктуация приобретала все более выраженный логико-грамматический характер, подчиняя синтаксическую организацию текста универсальным, логически (и грамматически) обусловленным стандартам.

Как показало исследование интеллективная проза ХVI-ХVIIIвв. перенасыщена знаками препинания. В этом, на наш взгляд, проявилась особенность характера английской пунктуации т.н. «переходного этапа»: в начальный период становления логико-грамматической пунктуации законы ритмической организации письменного текста еще достаточно сильны, чем и обусловлено сосуществование в течение довольно длительного времени (сер. ХVII- сер. ХVIIIвв.) двух стилей пунктуации - ритмического (риторического) и формально-грамматического. При этом характер ритмической пунктуации значительно изменяется: ритмическая организация текста, выделение риторических фикур все больше соотносятся с законами формально-грамматического членения предложения.

Такая пунктуация в большей мере, чем ранее, соответствовала стремлению авторов научных трудов сделать письменный текст наиболее понятным для читателя: знаки препинания прояснял» синтаксическую структуру предложения, выделяли различного рода синтаксические конструкции, помогали выявить главную и второстепенную информацию, подчеркивали ритмический рисунок текста, способствовали эмоциональному воздействию на читателя.

Заметим, что тенденция к нормативности в области синтаксиса затронула и некоторые другие стороны интеллективной прозы. К концу XVII в. использование красной строки стало правилом наметилась тенденция к соразмерности абзацев,; сформировалось представление о различии между «собственно научным сообщением» и «сообщением о сообщении», что не замедлило сказаться на способе оформления второстепенной информации - для выделения парантетичских внесений в текстах к.ХVII-н.ХVIIIвв. наряду с запятыми начинают использоваться скобки и двойные тире; высшую степень обособления выражают вставные абзацы.

Выделение главной и второстепенной информации в ителлективной прозе данного периода отражало не только стремление установить определенные нормы в отношении языка науки, сделать этот язык более строгим и логичным. Это явление, на наш взгляд, свидетельствовало, прежде всего, о том, что человеческое сознание поднялось на еще одну, более высокую, ступень, на которой стало возможным свободное владение всей совокупностью научного знания, накопленного человечеством, обобщение научного опыта, выделение «научного зерна». Однако, механизм выделения «собственно научного сообщения» и «сообщения о сообщении» не был окончательно отработан и долгое время оставался несовершенным, о чем свидетельствует тот факт, что прямая речь вплоть до конца ХVIIIв. передавалась иносказательно. Лишь к началу ХIХ в. был введен знак цитирования - кавычки (theinvertedcommas). К концу XVIII в. завершился переход к новому стилю научного изложения. Риторика окончательно уходит из интеллективной прозы, подчинившейся строгим законам логики и грамматики. Длинные предложения вытесняются более короткими, что приводит и к изменению норм в употреблении знаков препинания. Так, например, основным знаком препинания становится точка; появляется тенденция опускать занятые, если их отсутствие не препятствует пониманию; точка с запятой и двоеточие все реже используются для «нанизывания цепи простых предложений» (употребление в этих целях запятой или точки постепенно становится нормой).

Итак, результаты процесса преобразования системы английской пунктуации, начавшегося в середине XVII в., наиболее ощутимы в ителлективной прозе последующих столетий. К началу XVIII в. существенно изменяется характер английской пунктуации, проделавшей путь от ритмической (риторической) до логико-грамматической. Сложные процессы, лежащие в основе становления системы английской пунктуации, могут быть кратко изложены следующим образом:

XV в. - перенесение классической системы пунктуации (через латынь) в английскую письменную традицию;

к. XV - н. XVI вв. - процесс преобразования и приспособления классической пунктуации к особенностям английского языка;

XVI – XVII вв. - эволюция английской пунктуации (от экспрессивной - к информативной) в рамках изменения стилистики изложения;

XVIII в. - завершение формирования системы английской пунктуации (после XVIII в. в данную семиоти-ческую систему не введено ни одного нового нака).

Отличительной чертой современной интеллективной прозы является, как известно, ослабленное внимание к знакам препинания. Это объясняется, на наш взгляд, несколькими причинами:

- обмен научной мыслью становится все более массовым; конференции, семинары делают доступными личное научное общение, и, как следствие, - теряет свою первоначальную ценность написанный текст, а вместе с ним и пунктуация как средство выражения авторской интенции;

- современная научная проза рассчитана на просвещенного читателя, на специалиста, разбирающегося в сущности обсуждаемых проблем. Поэтому автор научного сообщения обычно ограничивается констатацией фактов, описанием, строго научным доказательством. Нет необходимости убеждать, эмоционально воздействовать - следовательно, экспрессивные возможности пунктуации остаются неиспользованными. Этот факт не мог не привлечь внимания филологов. В последние годы появился ряд работ в защиту пунктуации, подчеркивающих ее важность как эффективного средства ритмико-стилистической организации текста.

Заключение

В работах ведущих языковедов нашей страны сформулирована сущность «интонационного» подхода к изучению пунктуации и сделан вывод о том, что существует прямая зависимость между способом расстановки знаков препинания и ритмико-стилистической организацией текста, немыслимой без учета эстетической стороны речетворчества. Предлагаемый подход позволяет проследить основные тенденции развития ранней английской пунктуации (XVI – XVIII вв.), прошедшей путь от в высшей степени эмоциональной, экспрессивной – к информативной.

Система английской пунктуации в процессе становления проходит несколько стадий развития, обусловленных преобладанием «ритмической» либо «грамматической» функции пунктуации. Для каждого исторически определенного периода существует своя норма пунктуации, объективно отражающая доминирующую в данный отрезок времени стилистику изложения.

Изначальный характер ранней английской пунктуации (XVI в.) можно определить как ритмический. Под этим подразумевается, что ритмический элемент является определяющим, довлеет над логическим и грамматическим. Что касается самого термина «ритмический», то он включает в себя два аспекта – метрический и декламационный (риторический). «Метрическая» пунктуация уходит корнями в поэтическую традицию (по существующим в XV-XVI вв. нормам стихосложения цезура и конец строки регулярно отмечались знаком препинания, независимо от того, оправдывалось ли это логически или грамматически). «Декламационный» характер английской пунктуации XVI в. определяется общей риторической направленностью письменного текста, т.е. ориентацией на прочтение вслух. Отсюда – специфические особенности ранней английской пунктуации, не подчиняющейся, по современным меркам, законам грамматического порядка, но точно передающей экспрессию речи.

Важным является то, что в исследуемых работах сознательно соотносятся пунктуационная разметка и ритмомелодика звучащей речи. В период становления пунктуации предпринимаются многочисленные попытки установить конкретное временное значение для каждого знака препинания, а также соотношение длительности пауз, обозначаемых пунктуационными знаками. Исследуемые грамматические трактаты по теории и практике пунктуирования, риторике и декламации наглядно демонстрируют, как на примере пунктуации практически осуществляется диалектика устной и письменной речи. Данное положение полностью опровергает выводы некоторых современных исследований, рассматривающих пунктуацию со структуралистских позиций, о независимом развитии данной семиотической системы в рамках письменной речи (без реализации в устной речи) с введением книгопечатания.

Основной функциональной единицей текста становится на данном этапе восходящее к классическому предложению-периоду риторическое единство – ритмико-синтаксическая структура, построенная по законам экспрессивного синтаксиса и характеризующаяся высокой степенью эмоционально-экспрессивно-оценочной насыщенности. Основа построения риторического единства чисто ритмическая: синтаксические связи намеренно разрушены, т.к. сущность периода не в логическом или синтаксическом соответствии, а в создании благозвучия и торжественности речи.

Пунктуация риторического единства, являясь одной из составляющих общего эмоционального фона, полностью отвечает задаче адекватного отражения на письме высокой риторики высказывания. Постоянная ориентация на читателя, стремление отразить на письме процесс мышления, показать владение ораторским искусством заставляют составителей научных трактатов XVI-XVII вв. обращаться к помощи знаков препинания как средству дополнительного эмоционального воздействия. Заметим, что использование знаков препинания при пунктуировании риторического единства отличается строгой регламентацией: анализ работ по теории и практике пунктуации позволяет сделать вывод о четком разграничении функций знаков препинания и различении длительности соответствующих им пауз.

Пунктуация предложения-периода отражает естественный для торжественной риторики XVI-XVII вв. замедленный темп речи, помогает расставить смысловые акценты, выдержать паузы, передать тончайшие оттенки интонации и представить высказывание как единое риторическое целое. Английская интеллективная проза XVI-XVII вв. может по праву служить иллюстрацией тому, насколько значима пунктуация, как много смысла можно вложить в строку исключительно с помощью знаков препинания. Важно отметить, что манера пунктуирования, принятая на письме в XVI-XVII вв., служит отражением на письме одной из задач интеллективной прозы данного периода – эстетического воздействия на читателя.