Смекни!
smekni.com

Английская пунктуация, как средство ритмико-стилистической организации текста (стр. 12 из 12)

К началу XVII в. под влиянием общего духа нормализаторства и регламентированности, свойственного этому периоду, складывается вполне определенное представление о языке и стиле научной прозы. Появляется все больше произведений, в которых пунктуация носит менее экспрессивный характер. Но если грамматически обусловленная логическая пунктуация этого периода сначала воспринимается как проявление индивидуального авторского стиля, как частное, единичное, то анализ прозы середины XVII в. позволяет сделать вывод о всеобщности этого явления, о возникновении новой, более «строгой» манеры письма, вызванной к жизни общими тенденциями к стандартизации и систематизированию, а, следовательно, и нового стиля в пунктуации. Логическая система пунктуации позволила выделить предложение как основную синтаксическую единицу, показать соотношение частей и целого, т.е. выявить синтаксическую и логическую структуру высказывания.

Очевидно, что изменения в характере английской пунктуации происходили не скачкообразно, а медленно, постепенно. Общеизвестно, что интеллективная проза XVII-XVIII вв. перенасыщена знаками препинания. В этом, на наш взгляд, проявляется характерная черта английской пунктуации так называемого «переходного» этапа: в начальный период становления логико-грамматической пунктуации законы ритмической организации письменного текста еще достаточно сильны, чем и обусловлено смешение и сосуществование в течение длительного времени (сер. XVII в. - сер. XVIII в.) двух стилей пунктуации – ритмического и логико-грамматического. При этом характер «ритмической» пунктуации значительно изменяется: ритмическая организация текста, выделение риторических фигур все больше соотносятся с законами логико-грамматического членения предложения. Необходимо отметить, что разделение на так называемую «ритмическую» и «грамматическую» пунктуацию чисто условное: речь идет лишь о преобладании на определенном этапе развития системы пунктуации той или иной функции знаков препинания, о появлении новых тенденций. Однако это варьирование не изменяет сущности английской пунктуации, всегда тяготевшей к стилистическому многообразию.

Анализ особенностей функционирования знаков препинания на ранней стадии развития английского языка делает возможным периодизацию процесса становления данной семиотической системы:

1. XV в. – перенесение классической системы пунктуации (через латынь) в английскую письменную традицию;

2. к. XV - н. XVI в. – процесс преобразования и приспособления классической пунктуации к особенностям английского языка;

3. XVI – XVII вв. – эволюция английской пунктуации (от экспрессивной – к информативной) в рамках изменения стилистики изложения;

4. XVIII в. – завершение формирования системы английской пунктуации (после XVIII в. в данную семиотическую систему не введено ни одного нового знака).

Более глубокому пониманию сложных процессов, лежащих в основе изменений практики пунктуирования в ходе исторического развития языка в значительной степени способствует введение понятия «норма» по отношению к пунктуации. Практическое изучение английских текстов показывает, что употребление того или иного знака находится в теснейшей зависимости от особенностей стиля письма, господствующего в данный исторический отрезок времени. Прежде всего, это связано с тем, что пунктуация является действенным стилеобразующим элементом. Именно изменения в использовании пунктуации, чрезмерное увлечение тем или иным знаком препинания дает нам ощутимое, «зрительное» представление об очередной смене стиля письма, сигнализирует о новой манере изложения материала. Частое употребление какого-либо одного знака препинания становилось, по-видимому, сначала модой, а затем и образцом для подражания, нормой. В дальнейшем «в моду» входил другой знак, а прежний, если и не предавался забвению, то использовался крайне редко и преимущественно в новой функции, что опять-таки непосредственно соотносилось с эволюцией стиля.

Обучение филологическому чтению, то есть восприятию произведений словесно-художественного творчества во всем объеме их форм и содержания немыслимо без учета особенностей стилистической пунктуации. Изучение текста на основе соположения характерных черт авторской пунктуации со стилистикой изложения может оказать неоценимую услугу при решении задач филологической герменевтики – науки о понимании и толковании произведений словесно-художественного творчества.

Список литературы

1. Абакумов С. И. Современный русский литературный язык. М., 1942.

2. Акматова И.И. Выраженное и невыраженное в синтаксическом членении речи. Автореф. дисс. канд. филол. наук. МГУ. М., 1990.

3. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М., 2009.

4. Антипова А.М. Ритмическая организация английской речи. Дисс. доктор филологич. наук. М., 1980.

5. Арапиева Л.У. Теория и практика системы знаков препинания в современном английском языке. Дисс. канд. филолог. наук. М., 1985.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2004.

7. Бенвенист Э. Понятие «ритм» в его языковом выражении // Общая лингвистика. М., 2010.

8. Борисенко Т.И. Соотношение пунктуации и просодии в английском научном тексте как основа обучения чтению научной литературы. МГУ. М., 1988.

9. Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка. Харьков, 1952.

10. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. М., 2006.

11. Грот Я. К. Русское правописание. СПб., 1916.

12. Грот Я. К. Филологические разыскания. Изд. 4. СПб., 1899.

13. Гумовская Г.В. Ритм как фактор выразительности художественного текста. Москва, 2000.

14. Долгова О.В. Синтаксис как наука о построении речи. М., 1980.

15. Каминскене Г. Членение текста на сверхфразовые единства в словесно-художественном творчестве. М., 1977.

16. Пешковский А.М. Избранные труды. М., 1959.

17. Пешковский А.М. Интонация и грамматика. В кн.: Известия по русскому языку и словесности. М., 1928, т. 1, кн. 2, с. 458-476.

18. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. М., 2007.

19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.

20. Разинкина Н.М. Стилистика английской научной речи, элементы эмоционально-субъективной оценки. М., 1972.

21. Руденко Д.У. Прагмалингвистика чтения научной прозы в свете соотношения просодии и пунктуации. Автореф. дисс. канд. филол. наук. МГУ. М., 1988.

22. Тевдорадзе М.Н. К вопросу об экспрессивной функции знаков препинания. М., 1985.

23. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1955.

24. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 2006.

25. Шишкина Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи. М., 1974.

26. Шишкина Т.Н. О некоторых принципах построения эстетически организованной речи // Теория и практика изучения современного английского языка. М., 1985, с. 145-152.

27. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

28. Щерба Л.В. Русский синтаксис. Курс лекций // Вопросы языкознания, №6, 1970, с.84-85.

29. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 2008.

30. Юшкявичюте Ю.Г. Лингвопоэтика неплавной речи: (на материале английского языка). МГУ. М., 1988.

31. Allardyce, P. “Stops” or How to Punctuate. London, 1897.

32. Bacon, F. Essays. London, 1625, New York, 2007.

33. Blair, Hugh. Lectures on Rhetoric and Belles Lettres. London, 1783.

34. Brook, G.L. The Language of Shakespeare. London, 1970, 1976.

35. Brown, G. The Grammar of English Grammars. New York, 1851, 2008.

36. Butler, Ch. The English Grammar. London, 1644.

37. Carey, G.V. Mind the Stop. Cambridge, 1980, 1983.

38. Churchille, T.O. A new grammar of the English language. London, 1823.

39. Collins, F.H. Authors’ and Printers’ Dictionary. London, 1905, 1933.

40. Croll, M. Style, Rhetoric, and Rhythm. Prinston University Press, 1966, 1989.

41. Dains, S. Orthoepia Anglicana. London, 1619.

42. Fowler, H.W. The King’s English. Oxford, 1919, 2010.

43. Gill, A. Logomonia Anglicana. London, 1619.

44. Gordon, I. A. The Movement of English Prose. London, 1966, 1980.

45. Holy Bible, The (containing Old and New Testaments). London, 1525-1611, Massachusetts, 2006.

46. Husband, T. F. Punctuation, its Principles and Practice. London, 1905, 2010.

47. Johnson, B. The English Grammar. London, 1640.

48. Lennie, W. The Principles of English Grammar. Edinburgh-London, 1881, 2009.

49. Levinson, J. Punctuation and the Orthographic Science: a Linguistic Analysis. City University of New York, 1986.

50. Monboddo, J. On the Origin and Progress of Language. London-Edinburg, 1773-1792.

51. More, T. Conscience Decides: Letters and Prayers from Prison. London, 1534-1535, London, 1971.

52. Mulcaster, R. Elementary. London, 1582.

53. Nunberg, G. The Linguistics of Punctuation. Leland Stanford University, USA, 1990.

54. Nutting, R. A practical grammar. Montpelier, 1826, 1829.

55. Ong, W. Historical background of Elizabethan and Jacobean punctuation theory. London, 1944.

56. Partridge, A.C. The Language of Renaissance Poetry. London, 1971.

57. Partridge, E. Notes on Punctuation. Oxford, 1959, 1963.

58. Partridge, E. Shakespeare’s Bawdy. London, 1968, 2001.

59. Puttengam, G. The Art of English Poesie. London, 1589.

60. Ryden, M. An introduction to the historical study of English Syntax. Stockholm, 1979.

61. Simpson, P. Shakespearian Punctuation. London, 1911, 2009.

62. Trousdale, M. Shakespeare and the Rhetoricians. London, 1982.