Смекни!
smekni.com

Особенности художественного мастерства Горация (стр. 2 из 4)

Но если читатель, плененный тем образом - питомца юных Граций, какой рисуется в русской поэзии, возьмет в руки стихи самого Горация в русских переводах, его ждет неожиданность, а может быть и разочарование: неровные строчки, без рифмы, с трудно уловимым переменчивым ритмом. Длинные фразы, перескакивающие из строчки в строчку, начинающиеся второстепенными словами и лишь медленно и с трудом добирающиеся до подлежащего и сказуемого. Странная расстановка слов, естественный по-рядок которых, словно нарочно, сбит и перемешан. Великое множество имен и названий, звучных, но мало понятных и, главное, совсем, по-видимому, не идущих к теме. Странный ход мысли, при котором сплошь и рядом к концу стихотворения поэт словно забывает то, что было вначале, и говорит

совсем о другом. А когда сквозь все эти препятствия читателю удается уловить главную идею того или другого стихотворения, то идея эта оказы-вается разочаровывающе банальной:" наслаждайся жизнью и не думай о бу-дущем", "душевный покой дороже богатства" и т.п.. Вот в каком виде рас-крывается поэзия Горация перед неопытным читателем.

Если после этого удивленный читатель, стараясь понять, почему же Гораций пользуется славой великого поэта, попытается заглянуть в толстые книи по истории древней Римской литературы, то и здесь он вряд ли найдет ответ на свои сомнения. Здесь он прочитает, что Гораций родился в 65 году до н.э. и умер в 8 году до н.э. Это время его жизни совпадает с важнейшим переломом в истории Рима, падением республики и установлением империи. В молодости Гораций был республиканцем и сражался в войсках Брута, последнего поборника республики. После поражения Брута перешел на сторону Октавиана Августа, первого Римского императора, стал близким другом пресловутого Мецената - руководителя "идеологической политики" Августа. Получив в подарок от Мецената маленькое имение среди Апеннин, до конца дней прославлял Мир и счастье Римского государства под благодательной властью Августа: в таких- то одах прославлял так-то, а таких-то одах так-то. Все это сведения очень важные, но ничуть не объясняющие, почему Гораций был великим поэтом. Скорее, наоборот, они складываются в малопривлекательный образ поэта- ренегата и царского льстеца.

И всё- таки Гораций был гениальным поэтом, и лучшие писатели Европы не ошибались, прославляя его в течение двух тысяч лет как величайшего лирика Европы. Однако "гениальный" – не значит: простой, легкий для всех. Гениальность Горация - в безошибочном, совершенном мастерстве, с которым он владеет, сложнейшей, изощреннейшей поэтической техникой античного искусства - такой сложной, такой изощренной, от которой современный читатель давно отвык. Стих Горация действительно звучит непривычно. Не потому, что в нем нет рифмы (античность вообще не знала рифмы; она появилась в Европейской поэзии лишь в средние века),- Рифмы нет и в "Гамлете", и в "Борисе Годунове", и наш слух с этим легко мирится. Стих Горация труден потому, что стороны в нём составляются из стихов разного ритма (вернее сказать, даже разного метра): повторяющейся метрической единицей в них является не строка, а строфа. Такие разнометрические строфы могут быть очень разнообразны, и Гораций пользуется их разнообразием очень широко: в его одах и эпосах употребляется двадцать различных видов строф.

Точное звучание античного стиха не может быть передано на русском, так как долгих и кратких слогов, независимых от ударения, в русском языке нет. Поэтому русские переводчики передают античные ритмы условно, заменяя чередование долгих и кратких слогов чередованием ударных и безударных слогов. Принципы этой замены ясны из ниже идущего перечня, в котором схемы размеров даны античные, а примеры звучания- русские.

Оды написаны четверостишными строфами тринадцати видов.

1. Первая Асклепиадова строфа. Состоит из четыре раза повторяющегося «асклепиадова стиха».

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

Пример: Славный внук, Меценат, праотцов царственных,

О, отрада моя, честь и прибежище!

Есть такие, кому высшее счастье –

Пыль арены взметать в беге увертливом…

Встречается: I, 1; III, 30 и III и IV, 8, причем в последнем случае четверостишное строение строф нарушено.

2. Вторая Асклепиадова строфа. Состоит из трех «асклепиадовых стихов» и одного «гликонея».

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ /

¾¾¾ÈȾÈÈ

Пример: Пусть тебя, храбреца многопобедного

Варий славит – орел в песнях Меонии

За дружины лихой подвиги на море

И на суше с тобой, вождем!

Встречается: I, 6, 15, 24, 33; II, 12; III, 10, 16; IV, 5, 12.

3. Третья Асклепиадова строфа. Состоит из двух «асклепиадовых стихов», одного «гликонея» и одного «ферекратея».

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ /

¾¾¾ÈȾÈ

/ /

¾¾¾ÈȾÈÈ

Пример: Кто тот юноша был, Пирра, признайся мне,

Что тебя обнимал в гроте приветливом,

Весь в цветах, в ароматах, -

Для кого завязала ты…

Встречается: I, 5, 14, 21, 23; III, 7, 13; IV, 13.

4. Четвертая Асклепиадова строфа. Состоит из дважды повторяющихся «гликонея» и «асклепиадова стиха»:

/ /

¾¾¾ÈȾÈÈ

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

/ /

¾¾¾ÈȾÈÈ

/ / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈȾÈÈ

Пример: Пусть, корабль, поведут тебя

Мать – Киприда и свет братьев Елены – звезд!

Пусть Эол, властелин ветров,

Всем прикажет не дуть, кроме попутного!

Встречается: I, 3, 13, 19, 36; III, 9, 15, 19, 24, 25, 29; IV, 1 ,3.

5. Пятая Асклепиадова строфа. Состоит из четыре раза повторяющегося большого «асклепиадова стиха».

/ / / / /

¾¾¾ÈȾêê¾ÈÈêê¾ÈȾÈÈ

Пример: Не расспрашивай ты: ведать грешно, мне и тебе, какой,

Левконоя, пошлют боги конец; и вавилонские

Числа ты не пытай. Лучше терпеть, что бы ни ждало нас:

Дал Юпитер в удел много ль нам зим, или последнюю…

Встречается: I, 11, 18; IV, 10.

6. Сапфическая строфа.состоит из трех «сапфических стихов» и одного «адония»:

/ / / / /

¾È¾¾¾êêÈȾȾÈ

/ / / / /

¾È¾¾¾êêÈȾȾÈ

/ / / / /

¾È¾¾¾êêÈȾȾÈ

/ / /

¾ÈȾȾÈ

Пример: Вдосталь снега слал и зловещим градом

Землю бил Отец и смутил весь Город ,

Ринув в кремль святой грозовые стрелы

огненной дланью

."

Встречается: I, 2, 10, 12, 20, 22, 25, 30, 32, 38; II, 2, 4, 6, 8, 10, 16; III, 8, 11, 14, 18, 20, 22, 27; IV, 2, 6, 11;.Юбилейный гимн.

7.Большая сапфическая строфа. Состоит из дважды повторенных «аристофанова стиха»и «большого сапфического»:

/ / /

¾ÈȾȾÈ

/ / / / / / /

¾È¾¾¾êêÈȾêê¾ÈȾȾÈ

/ / /

¾ÈȾȾÈ

/ / / / / / /

¾È¾¾¾êêÈȾêê¾ÈȾȾÈ

Пример: Ради богов бессмертных,

Лидия, скажи: для чего ты Сибариса губишь

Страстью своей? Зачем он

Стал чуждаться игр, не терпя пыли арены знойной.

Встречается:I, 8.

8. Алкеева строфа. Состоит из двух «алкеевых одиннадцатисложников», одного «алкеева девятисложника» и одного «алкеева десятисложника»:

////

ȾȾ¾êê¾ÈȾÈÈ

////

È ¾È¾¾êê¾ÈȾÈÈ

////

ȾȾ¾¾È¾È

////

¾ ÈȾÈȾȾÈ

Пример: О, дочь, красою мать превзошедшая,

Сама придумай казнь надлежащую

Моим злословья полным ямбам:

В волнах морских иль в огне – где хочешь!

Встречается: I, 9, 16, 17, 26, 31, 34, 35, 37; II, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20; III, 1 – 6, 17, 21, 23, 26, 29; IV, 4, 9, 14, 15.

9. Архилохова первая строфа (по другой терминологии – алкмонова). Состоит из дактилических гексаметра и тетраметра:

//////

¾ÈȾÈȾêêÈȾÈȾÈȾÈ

////

¾ ÈȾÈȾÈȾÈ

//////

¾ÈȾÈȾêêÈȾÈȾÈȾÈ

// //

¾ÈȾÈȾÈȾÈ

Пример: Пусть, кто хочет, поет дивный Родос, поет Митилену,

Или Эфес, иль Коринф у двуморья.

Вакховы Фивы поет, иль поет Аполлоновы Дельфы,

Иль дубравы Темнейской долины.

Встречается:I, 7, 28

10. Архилохова. вторая строфа (по другому счету – первая). Состоит из дактилического гексаметра и дактилического диметра:

/ / / / / /

¾ÈȾÈȾêêÈȾÈȾÈȾÈ

/ / /

¾ÈȾÈȾ

/ / / / / /

¾ÈȾÈȾêêÈȾÈȾÈȾÈ

/ / /

¾ÈȾÈȾ

Пример: С гор сбежали снега, зеленеют луга муравою,