Смекни!
smekni.com

Гены и судьба (генетико-философские аспекты) (стр. 2 из 4)

Однако для полноты философского осмысления явления жизни необходимо выяснить и такие категории как сущность жизни, цель жизни, смысл жизни. Под сущностью в философии понимается внутренне содержание объекта, выражающееся в единстве всех его качеств, свойств, особенностей, признаков.

В таком понимании сущность жизни заключается в основном её свойстве – сохранении себя и продолжения рода своего, т. е. продолжение существования генетической информации в целом, а не отдельных индивидуумов, видов, родов, классов. Одни виды исчезают - другие появляются, а жизнь существует. И так продолжается пока имеются соответствующие условия.

Цель жизни как активное действие, направленное на достижение определенных результатов, состоит в использовании свободной энергии в окружающей среде для своего бытия и увеличении при этом энтропии, как меры равновесности среды. Таким образом, жизнь превращает потенциальную энергию среды в кинетическую. И другой цели у неё нет.

Что касается смысла жизни в большом понимании этого слова, то его не существует. Смысл, как философская категория, заключается в идеальном содержании, в идеальном предназначении жизни, в вечности идеи, чего в природе не имеется. Однако в быту людей “смысл жизни” понимается несколько по иному и проявляется на уровне индивидуумов. Как говорится в одной пословице – “каждый видит смысл в своем: кто в лодке, кто в водке, а кто в молодке,”. Каждый творит то, на что способен. А способности предопределены.

Это значит, что как способ существования наследственной информации, так и форма её реализации предопределены объективными законами развития жизни. Разница только в том, что способ существования генетической информации универсальный, т.е. одинаковый для всех живых существ. Что же касается формы, то она зависит от конкретных генов, которыми обладают организмы. Это значит что и форма тоже предопределена, т.е. детерминирована генотипом, под которым понимается сумма генов, каковыми обладают организмы.

“Предопределение” как философская категория до сих пор имеет лишь религиозное определение – “божественная детерминация свойств человека”. В соответствии с существованием генетической информации, “предопределение” можно обозначить как наличие объективных законов реализации наследственных молекул (ДНК, РНК) в строго определенные признаки, свойства, особенности, качества организмов. Именно эти молекулы предопределяют и весь онтогенез организма, т.е. все этапы индивидуального развития от оплодотворения до смерти.

Что касается общего определения категории “предопределение”, то ее можно обусловить как реализация, какого либо явления в соответствии с действием объективных законов. В мире все предопределено и даже если что-то реализуется случайно, то за это все равно ответственны какие то объективные законы. Но это совсем другой вопрос, поэтому не будем на нем останавливаться.

Остановимся на иной составляющей реализации предопределенности. Дело в том, чтобы реализовалась генетическая информация необходимы и соответствующие факторы внешней среды. Они выполняют свойственные им функции.

Ведут естественный отбор. Это значит, что если генотип родившегося организма не соответствует данным условиям, он погибает, а вместе с ним и его генотип, который не сможет реализоваться в потомках.

Изменяют генетическую информацию за счет мутаций, т.е. создают новые варианты гена или вообще новые гены.

Но главное, для данной темы это то, что они регулируют работу генов, включая их в работу или выключая из неё.

Так если ребенка не научить говорить в возрасте от двух до пяти, то потом не удастся научить его никогда. Когда-то, один из индийских шахов, решил узнать, на каком языке говорит аллах. Для этого он приказал не говорить с ребенком со дня рождения до взрослого состояния. И что же? Аллах оказался безмолвным.

Это говорит о том, что для реализации генетической информации необходимы соответствующие условия. Что бы определить, есть ли у человека талант полководца, необходима война. Без неё Александр Македонский был бы малоизвестной исторической личностью. Подобно этому реализуются и другие особенности личности. Ни В.А.Моцарт, ни Н. Паганини не смогли бы реализовать своих генетических свойств, не имея музыкального окружения. Разница лишь в том, что генетические дарования В.Моцарта совершенствовались без принуждения, в то время как для Н.Паганини были применены его отцом жесткие меры принуждения к постоянной игре на скрипке. Северные народы России не знали никакого алкоголизма, пока русские купцы не завезли туда “огненную воду”.

Теперь практически все чукчи алкоголики. И таких примеров имеется бесчисленное множество. Разница в том, что для реализации одних генетических талантов необходимо большее разнообразие факторов среды, для других меньшее.

Известен Владимир Зубрицкий, который в 7 лет перемножал в уме четырехзначные и пятизначные числа, извлекал из них квадратные и кубические корни, определял день недели любого исторического события. Естественно для этого он должен был знать счет чисел и действия с ними. Совсем немного.

Однако не все признаки могут зависеть от условий среды, в которой они находятся. Есть, так называемые, качественные признаки: цвет глаз, цвет кожи, волос и многое подобное, которое проявляется со дня рождения и существует до смерти. И тут сомневаться в их предопределенности не приходиться.

Реализация генетической информации проходит во все периоды онтогенеза. При этом возникают три постулата онтогенеза. Первый. Ген первичен – признак вторичен. Это значит, что признак может проявиться только в случае наличия его генетической информации. Без гена и его функции признак не может выразиться. Второй. Ген определяет признак, а условия среды его реализуют.

Следовательно, многие гены требуют определенных условий для своего выражения. Чтобы заяц беляк поменял свою серую летнюю шубу на зимнюю белую шубу, необходимы низкие температуры. А чтобы хамелеон сменял цвет своей кожи необходимо, чтобы менялся цвет субстрата, места его нахождения. Третий. Организм – это результат взаимодействия его генетической информации и условий окружающей среды.

Этим полностью исчерпывае6тся вопрос о том, что главнее – среда или гены? Ответ однозначный. Там где речь идет о взаимодействии, такая постановка вопроса не корректна. Это две стороны одной медали. Убери аверс или реверс из медали и её нет. Поэтому сейчас никто и не ставит вопроса, какая из сторон главнее, потому что это абсурдно.

Но при этом имеют значения два выражения, которые в данном случае относятся к научной терминологии: “определение” и “реализация”. Первое относится к генетической информации и указывает на предопределенность признака, свойства, а второе – к окружающей среде, её факторам, которые отвечают требованиям гена для его экспрессии. В таком случае философское выражение “бытие определяет сознание” не корректное, т. е. не соответствует сегодняшнему достижению науки. Сознание определяется генетической информацией, а бытие может его реализовать, а может и не материализовать. Философская категория “бытие” понимается как совокупность предметности в самом широком смысле слова. Известно заболевание синдром Дауна, когда 21 хромосома представлена в трех экземплярах, вместо двух, т.е. существует избыточность генетической информации. Сознание нарушено, и никакое бытие его уже не восстановит. Подобных синдромов в медицине известно много. И все они говорят о предопределенности онтогенеза, а бытие реализует его.

Люди рождаются мужчинами и женщинами и это уже судьба, которая определена генами. Рождаются и гомосексуалами. И это не их недостаток, а их судьба, поскольку это тоже результат действия специфических генов, кои уже известны науке. Женщины живут дольше мужчин и это предопределено их генетическим половым статусом. Кстати, продолжительность жизни любого человека определяется генетической информацией, но зависит от условий среды. Потенциально возможная продолжительность жизни реализуется лишь при условии соответствия генотипа условиям среды. У однояйцовых близнецов, которые находятся приблизительно в одинаковых условиях, продолжительность жизни одинакова. Если и существует разница, то она не значительная и колеблется в пределах двух – трех дней.

Генетическое предопределение онтогенеза это и есть судьба. Как только произошло оплодотворение, так и предопределился генотип, а следовательно сформировалась наша судьба и автобиография. Правда, там не написано быть нам министром или трактористом. Там написано сможем ли стать ими в той среде, в которой придется жить. Это значит, что гены могут быть, а реализоваться они не смогут. Судьба не может быть счастливой или несчастной, справедливой или не справедливой. Она может быть только объективной. Эти слова относятся целиком и полностью и к автобиографии.

Однако, автобиография это та часть судьбы, которая реализовалась в процессе существования организма. Поэтому что касается автобиографии, то здесь возникает вопрос о роли социальной среды, которая в разные времена востребует разных генотипов. Скажем, в бывшем СССР господствовала интеллектуальная посредственность, которая активно боролась с лицами, превосходящими её по уму. Само собой разумеется, что в таких условиях срабатывал механизм: “пока талант пробьется, бездарность уже выслужиться”. В этих ситуациях судьба была благосклонной к бездарности и тем самым успешно реализовала их автобиографию. Ну а высокоинтеллектуальным генотипам судьба определяла иную автобиографию. Кого отправляла на виселицу, кого на костер, т.е. в мир иной, в мир большинства. История человечества богата на подобные факты.