Смекни!
smekni.com

О врановых (стр. 4 из 6)

Примеров проявления врановыми в природе своего редкого в мире животных «ума» великое множество. Среди них и довольно показательный факт, когда ворона уронила кусочек засохшего хлеба в ручей. Часть русла ручья находилась трубе, в которую и скрылась унесённая течением корка. Вначале птица устроилась у входа в трубу и долго вглядывалась в темноту. Затем она направилась к противоположному концу трубы, где и поджидала упущенную было добычу. Как же вороне удалось так быстро и четко оценить ситуацию? Ведь птице вряд ли приходилось сталкиваться с ней раньше. Да и инстинктивные реакции на такой случай у ворон тоже должен отсутствовать, потому что он вовсе не типичен для жизнедеятельности представителей этого вида. А чтобы правильно решить вставшую перед птицей задачу, она должна была учесть, что хлеб плывёт по течению и что скрывшаяся в трубе вода продолжает двигаться в том же направлении. Исследования, проводимые зоопсихологами, доказали, ворона, как и все врановые, проявляют способность к элементарной рассудочной деятельности на уровне «высших» млекопитающих. Экспериментальное подтверждение этому будет приведено в следующих разделах.

Репродуктивное и строительное поведение

Многие семейные пары пернатых, в том числе врановых, живут дружно долгие годы, не расставаясь и после вылета птенцов из гнезда. У них, как и у всех птиц, живущих в единобрачии, особенно ясно выступает совместная родительская заботливость о своих детях, взаимная привязанность матери и детей, супружеская и отеческая верность. Самец и самка принимают одинаково близкое участие во время устройства гнезда, создают условия, благоприятные для развития потомства. Гнезда устраиваются на недоступном для врага месте, оно выкладывается теплыми материалами. А само высиживание яиц, обеспечение питания молоди происходит большей частью с участием обоих супругов, и родители только при крайней опасности оставляют гнездо. Например, описан случай, демонстрирующий преданность вороны – матери. Когда срубили старый дуб, в ветвях оказалось гнездо с воронятами и самкой. Она не покинула его ни при ударах топора, ни даже тогда, когда дерево упало.

Ритуал ухаживания. «Свадьбу», например, вороны играют не в новом гнезде или в обновленном старом, а в чистом поле или на городской окраине. Ведь они сначала выбирают себе пару, а уже потом совместно строят гнездо. Гулянье начинается в солнечный день первой половины февраля или начала марта на нетронутой глади снега или на макушке дерева. При этом птицы не шумят, а мягко и приглушенно переговариваются. Наконец одна из ворон начинает кланяться, сопровождая поклоны торжественным щелканьем клюва. Другая ворона тоже начинает бить поклоны, что означает – ухаживания приняты, и пора приступать к гнездованию.

Существует ворона, которая в брачный период красиво поет. Это - ворона-органист, обитающая на острове Тасмания. Слушая ее пение, можно действительно ощутить игру настоящего органа. Интересно, что эту птицу легко приручается и в неволе она способна научиться высвистывать различные мелодии.

Строительство гнезда. Обычно свое крупное гнездо (диаметр 47–75 см) вороны размещают в кронах высоких деревьев, на уступах скал, на опорах ЛЭП и на других сооружениях человека. Для постройки в основном используют толстые ветви деревьев, переплетенные лубяными волокнами, а по краю специально укладывают тонкие березовые веточки. Ветки для гнезда птицы либо подбирают с земли, либо обламывают в кронах деревьев. Но дело это весьма хлопотливое, поскольку, подлетев к ветке, нужно ухватить клювом ее конец и отломить ветку на лету или же сидя на ней. Внутри лоток выстилает шерстью, сухой травой, тряпками. Обычно постройка гнезд осуществляется совместными усилиями самца и самки в течение десяти дней. И если вдруг супруги одновременно прибудут со стройматериалом к гнезду, то один кротко ожидает, пока другой пристраивает свою веточку. Но среди ворон есть и самцы – лентяи, поэтому ремонтом приходится заниматься одной самке, которая подновляет старое жилье, чем придется.

«Прогресс» в гнездостроении. Как многие другие городские и деревенские птицы, вороны с давних пор умеют использовать различные современные материалы – от проволоки до пластиков и стекловаты. Например, птицы стали специально отыскивать обрывки проводов для вплетения в гнезда, а иногда вить их целиком из проволоки. Как утверждают натуралисты, такие гнезда очень пришлись им по вкусу, так как лучше поглощают солнечные лучи и, нагреваясь, «помогают» насиживать яйца. Кроме того, для постройки вороны готовы украсть все, что плохо лежит. Одна воронья пара использовала при сооружении гнезда позолоченные оправы очков, утащенных через окно мастерской. А некая ворона даже утеплила гнездо украденной рукописью диссертации. И для переплетения веток вороны стали употреблять не только традиционные природные материалы, но и отходы хозяйства человека. Они используют шерстяные нитки, веревку, ремешки, шнурки и даже цепочки вместе с обрывками бумаги, лубяными волокнами и длинными былинками, которые обычно вплетают в гнездо. Таким образом, у врановых нет определенного стереотипа по подбору материалов. Поэтому они выбирают для постройки именно те компоненты, которые в данных условиях наиболее удобны и целесообразны.

Сорока тоже использует для постройки самые неожиданные материалы: блестящие предметы, яркие тряпки, стекла, провод. При рассмотрении гнезда с вплетенной в его стенки толстой алюминиевой проволокой и даже с цоколем от лампочки вызвала удивление сила сороки. Ведь для того чтобы согнуть эту проволоку, человеку пришлось бы приложить немалые усилия. А как удалось птице справиться с ней, неизвестно.

Не менее творчески подходят к строительству гнезда грачи. Пары, облюбовавшие для жилья деревья около кладбища, вплели в гнездо проволоку, на которой находились разноцветные бумажные цветы.

Применение нестандартных подсобных материалов, а значит и приемов по их «внедрению» в стандартную видотипичную схему строительства, говорит о гибкости поведения птиц. Наследственная программа позволяет им расширить комплекс инстинктивных действий за счет приобретения опыта и получения необходимых навыков в конкретной среде обитания.

Родительское поведение. Как и все врановые, сороки относятся к весьма заботливым родителям. Гнездо у этих птиц большое, прочное и очень удобное. Оно прикрыто с боков и сверху сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Эти элементы служат потомству и насиживающей матери надежной защитой от хищных птиц и непогоды. Самка насиживает кладку до 20 дней, а самец кормит ее от 3 до 7 раз в час. Он охраняет гнездо и сигнальным криком предупреждает об опасности. После вылупления птенцов самка остается в гнезде, согревая их своим теплом, а самец приносит корм уже и птенцам и ей. О привязанности родителей к своим детенышам говорит тот факт, что бывали случаи, когда сорока продолжала насиживать с дробью в теле. Подросших малышей кормят оба родителя. Сорока, известная всем своей живостью, неугомонным стрекотанием, чрезвычайно осторожна и бесшумно слетает или приближается к гнезду. Поэтому так трудно выследить сорочье гнездо, которое хорошо скрыто в ветвях дерева или куста.

Трудно разыскать и гнезда голубой сороки – самой красивой представительницы семейства врановых, жительницы Юго-Восточной Азии и Пиренейского полуострова. Эти птицы, постоянно держащиеся стайками, так располагают гнездовые колонии среди густой листвы и таким образом подбирают гнездовой материал, чтобы он полностью сливался с окружающим фоном. Если начинающей насиживать птице угрожает опасность, она неслышно слетает с гнезда и скрывается. И только в дальнейшем, в последние дни перед появлением птенцов, инстинкт насиживания заставляет ее терять осторожность. Сорока–мать устремляется прямо навстречу приближающемуся хищнику или человеку. А если не испугает, то бросается в сторону, остается поблизости на ветках, распушив оперение и издавая тревожные крики.

А грачи живут целыми колониями, и те, кто наблюдает за ними, знает, как они заботятся о подрастающих малышах. Особенно шумным и оживленным бывает период жизни колонии при первых летных опытах. Родители находятся около пробующих летать детей, направляют их полет, а иногда даже подбрасываясь под неумелых птенчиков, поддерживая их в воздухе.

У врановых птенцы после вылета держатся вместе со взрослыми до осени или зимы, которые некоторое время докармливают их. А многие птицы продолжают обучать молодежь своему ремеслу.

Высиживание чужих яиц. Издавна в некоторых сельских местностях использовали галку как наседку, поскольку деревенские куры часто садятся на яйца очень поздно. Чтобы получить ранних цыплят следили, когда галка отложит в свое гнездо полное число яиц, и подменяли их куриными. Не подозревая обмана, галка усердно высиживала чужие яйца. Но когда из них выклевывались цыплята, их тот час старались забрать, чтобы она их не заклевала. Интересно, что такие цыплята были крепче высиженных курицей.

Дружные сообщества врановых

Птицы многих видов, в числе которых и вороны, после создания семьи селятся рядом с другими, образуя дружные сообщества. Они вместе добывают пищу, защищаются от врагов, выставляя часовых, которые вовремя предупреждают все общество птиц об опасности, оказывают взаимную помощь. А иногда птицы из таких сообществ и гнезда строят сообща, причем каждая трудятся над постройкой чужого гнезда не менее усердно, чем над собственным.

Жизнь сообщества ворон. Обыкновенные вороны, например деревенские, давно известны своим четко организованным общественным поведением. Проснувшись, чуть забрезжит рассвет, одна из главных ворон вылетает на открытое место, усаживается на высокое древо и начинает каркать. Постепенно со всех сторон этой местности слетаются на ее голос вороны и с ответным карканьем рассаживаются стаей по деревьям. С рассветом их группы отправляются в поле или на луг для поиска червей, насекомых, полевых мышей и т.д. Около полудня вороны обычно отдыхают в густых ветвях какого-нибудь дерева. Весь день, постоянно сменяя друг друга, часовые сидят высоко на деревьях и внимательно осматривают окрестность. В случае опасности громким карканьем они поднимают тревогу, и тогда вся группа поднимается в воздух. А если это приближающийся в воздухе хищник, часовые с криком взлетают ему навстречу. Особенно отважно держится передовой часовой – он руководит стаей. Отогнав врага, стража отправляется на свой пост, а вороны – на отдых. После этого птицы вторично отправляются разыскивать себе пищу. К вечеру вся стая слетаются к одному пункту – сельской церкви, старому парку, группе деревьев на деревенской околице и проводят время в несмолкаемом карканьи. Затем разведчики улетают, чтобы отыскивать подходящее место для ночлега или же осмотреть в целях безопасности постоянное для ночного отдыха места. После полученного от разведчиков сигнала, все общество слетается очень осторожно, без малейшего шума, к указанному им месту и располагается на покой.