Смекни!
smekni.com

О врановых (стр. 5 из 6)

Слеты сорок. Обычно сорока любит уединение, за что ее называют «птица отшельник». И гнездо она строит подальше от сородичей, и в стаи не сбивается. Но наблюдения показали, что каждый год в один из осенних дней эти птицы, каким-то образом созывая друг друга, собираются на сорочий слет. Причем сороки – непоседливые птицы, и где бы они ни находились, оповещают о себе бойким стрекотом. А на собрании, насчитывающем не меньше полусотни особей, вероятно опасаясь излишней огласки, птицы общаются между собой на сорочьем «языке» лишь вполголоса. После совместной ночевки в одном из облюбованных сараев, они тихо разлетаются.

Как считают орнитологи, такой сорочий базар собирается не случайно. Предположено, что слеты необходимы птицам для осуществления неродственного обмена особями. Это, несомненно, вливает свежую кровь в потомство. И хотя сороки об этом не знают, их инстинктивное поведение удивительно целесообразно. Но как они определяют время и место встречи? Все это, к сожалению, пока остается тайной.

Общественное поведение галок. Интересны наблюдения Конрада Лоренца за поведением галок, которые заполнили чердак и дымоходы его старого дома. Благодаря тому, что Лоренц пометил их лапки цветными кольцами, он стал отличать птиц друг от друга. Оказалось, что его пернатые квартиранты живут сложной общественной жизнью. Стая имеет старшего - самого сильного и уважаемого самца. Ему подчиняются и уступают при кормежках все остальные птицы, одни из которых «дружат» друг с другом, а другие – враждуют.

Охота вдвоем. Характерным для врановых является и образование союзов с целью нападения на добычу или других способов пищедобывания, недоступных каждой птице порознь.

Например, охоту на зайца вороны в основном осуществляют вдвоем. Один ворон старается выгнать зайца из логовища, а другой – перехватывает его, залетая вперед и останавливая добычу взмахами крыльев. Или же, вороны иногда «работают на пару», чтобы достать яйцо крупной птицы. При этом одна дразнит сидящую на яйцах самку, и когда та, разозленная, не выдерживает и вскакивает, вторая ворона утаскивает яйцо. Интересно, что похищенные яйца вороны предпочитают не расклевывать второпях на месте, а несут их в клюве в укромное местечко. Поскольку крупное куриное яйцо вороне удержать в клюве довольно трудно, то похитительница специально пробивает дырку у тупого конца яйца и вставляет туда верхнюю створку клюва, нижней придерживая яйцо снизу.

Альтруистические наклонности. У ворон и грачей заметно проявление альтруистического поведения. Если один из товарищей падает от выстрела, они не улетают скорее прочь, а жалобными криками проявляют живое участие в его судьбе. Птицы бесстрашно порхают вокруг жертвы в стремлении ей помочь. Врановые способны также издавать особый крик, который может собрать на помощь всю округу. Или же эти стайные птицы сигнализируют своим собратьям о приближении врага, подвергая тем самым себя опасности. И стоит прозвучать такому сигналу тревоги, как стая тает как дым.

Существует описание ситуации, когда орнитолог пытался записать на магнитофон тревожный крик пойманной вороны. Но узница молчала, стойко перенося щелчки, грохот бросаемых на пол вещей и другие устрашающие действия. И лишь когда ворону случайно поднесли к зеркалу, она издала крик опасности. Вероятно, узница приняла свое изображение за другую ворону, которую и предупредила сигналом о грозящих неприятностях. Потом орнитолог ходил с этой магнитофонной записью по городу, разгоняя тысячные стаи ворон. И вскоре у птиц выработался условный рефлекс – они снимались с места, едва завидев длинную фигуру человека в сером плаще, который постоянно действовал на вороньи нервы.

Средство коммуникации. У животных всех видов существует звуковая сигнализация. Если взять такие данные по птицам, то можно узнать, что куры издают 13 различных звуков, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, а серые вороны – до 300 (!). Многие исследователи убеждены в сигнальном характере этих звуков. То есть, с их помощью животные, в том числе птицы, передают только общее эмоционально-психическое состояние – тревогу, агрессивность, радость от общения или при нахождении корма. Но некоторые ученые считают, что они имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения для передачи определенной информации. Интересно, что в XVII веке во Франции вышла «Книга о гусиной речи», в 1800 г. в Германии был опубликован словарь языков собаки, кошки и курицы, а в 1809 г. – словарь ворон.

Склонность врановых к воровству и разбою

Склонность к кражам. Как сороки, таки и вороны норовят что-либо интересное для них украсть и спрятать. Существует большое количество описаний, который показывают, что врановые часто крадут не только мелкие вещи, особенно блестящие, но и пищу. Так, летавший на свободе ручной ворон-выкормыш всегда старался утащить из дома что-нибудь съестное, как бы его ни прятали. Рассерженный хозяин старался его подстеречь. Но ворон, «разбирающийся» в психологии людей, следил за ним и появлялся только тогда, когда дома оставались женщины и дети. Или, например, ручная ворона одного зоолога воровала все, что могла унести. Мало того, она могла опустошить ложку хозяина и гостя, прежде чем ее успевали донести до рта, а иногда пропадала и сама ложка. Этой вороватой птице не помогали ни укоры, ни подзатыльники.

И городские вороны стараются украсть себе пропитание. Они не только озабоченно обследуют места скопления отходов человека, но проверяют и балконы подоконники - нет ли поживы? Описано, как ворона украла тяжелый пакет со сливками. Похитительница еле несла его, тяжело махая крыльями над мостовой. Испугавшись внезапно появившегося автомобиля, она упустила пакет, и, усевшись неподалеку, долго разглядывала белое пятно на асфальте, выражая огорчение всем своим видом.

Отнятие пищи с помощью хитрости. Порой врановые, подобно поморникам, по-разбойничьи нападают и так терроризируют мелких чаек, схвативших рыбу, что те вынуждены расстаться со своей добычей. А иногда действия ворон направлены на то, чтобы хитростью завладеть чем-либо. Они бывают связаны со способностью птиц к самым сложным формам поведения. Для этого врановые должны наметить цель, спланировать цепь событий и знать поведение того, кого хотят перехитрить. А в том случае, когда они делают это сообща, то даже необходимо распределение между собой «ролей». В этих случаях хитрецы проявляют достаточно высокий относительный уровень элементарной рассудочной деятельности. Врановые могут перехитрить самых различных животных. И если одной вороне не удается выхватить кусок пищи у собаки, то на ее призывный крик прилетает другая ворона. Она подбирается сзади собаки и клюет ее в спину. И стоит только той обернуться, как первая ворона подхватывает брошенную собакой добычу. Затем обе вороны могут сидеть на ветке, делясь добычей и покаркивая в ответ на сердитый лай собаки.

Хитрые птицы могут заставить «поделиться» с собой едой не только собак, но и котов. Описаны случаи, когда две или три сороки выслеживали кота, который играл с пойманной мышью, и начинали его дразнить. Активней всех старались отвлечь кота от мыши и клевали его в хвост те сороки, которые находились со стороны его спины. Они заставляли кота в ярости бросить добычу и повернуться к назойливым птицам. И тогда сорока, тихо ожидавшая своей очереди недалеко от его головы, хватала мышь и улетела. Остальные следовали за ней. И таким образом, сообща и с помощью хитрости, добыча была отнята – спланированная цель достигнута.

Воровство яиц и птенцов. Иногда воронам нужна хитрость, чтобы утащить яйцо у крупной птицы, которую трудно согнать с гнезда. В этом случае они тоже «работают» сообща, например в паре. Одна начинает дразнить сидящую на яйцах птицу, а другая выжидает удобного момента для кражи. Если разозленная самка вскакивает с яиц и пускается в погоню за первой вороной, то вторая ловко утаскивает яйцо. Причем, если чайка или другой грабитель, залезши в чужое гнездо, тут же расклевывает яйца, то ворона предпочитает похищенные яйца не расклевывать второпях на месте, а отнести их в клюве в укромное местечко. Она уносит даже очень крупные яйца, которые невозможно удержать в клюве. Здесь снова ее выручает сообразительность. Птица пробивает дырку в тупой части яйца и вставляет туда верхнюю часть клюва. А нижней створкой она придерживает яйцо снизу. Ухватив таким образом яйцо, ворона благополучно относит его в надежное место. Методы, используемые для разбоя, зависят от обстоятельств. Так, в одном из заповедников вороны всегда ожидают лодку объездчика, которая невольно спугивает с гнезд бакланов и цапель. Во время вынужденной отлучки родителей вороны грабят их гнездо. То есть, вороны используют живое пугало – человека.