Смекни!
smekni.com

Метод Триады как инструмент изучения антропологии языка и искусства (стр. 5 из 5)

Предлагаемый метод дает возможность обрисовать эволюционный период бытования устного народного творчества и фольклора в целом, отметить и рассмотреть отдельные эволюционные и исторические рубежи, дать оценку современному этапу развития культурных и языковых тенденций в деятельности человека, переосмыслить некоторые аспекты языкознания и психологии, сформулировать основанную на истории, а не на философии, этимологию искусства и эстетики. Однако, необходимо отметить, что метод Триады имеет свои ограничения и главное из них – вопрос о происхождении способности человека к языку, несмотря на определение более древних границ эволюционного пространства, остается без ответа, что предполагает продолжения изучения и описания языковых явлений, идущих из древности, с позиций биологии, философской антропологии, культурологии, социологии и других дисциплин. В качестве практического инструмента метод может быть использован для разработки реабилитационных методик некоторых заболеваний, связанных с нарушениями речевого и сенсорного аппарата, например, отдельных видов афазии и аутизма. Имплементируя метод Триады в дисциплины, занимающиеся вопросами развития общества, возможно построение моделей развития языка в примитивных культурах и эволюции самих культур, а также методики обучения родным и иностранным языкам на ранних этапах.

Л ИТЕРАТУРА

Anderson, Stephen R. & David W. Lightfoot. 2002. The language organ: linguistics as cognitive psychology. Cambridge: Cambridge University Press.

Armstrong, David F. & William C. Stokoe, Sherman E.Wilcox. 1994. Signs of the origin of the syntax. Current Anthropology 35. 4, 349–368.

Ben-Amos, Dan. 1983. The idea of folklore: An essay. In Issachar Ben-Ami & Joseph Dan (eds.), Folklore Research Center Studies, vol. 7, 11–17, Jerusalem: The Magnes Press.

Benson, D. Frank & Eran Zaidel (eds.). 1985. The dual brain: hemispheric specialization in humans. New York: The Guilford Press.

Boyd, Robert & Peter J. Richerson. 1985. Culture and the evolutionary process. Chicago: The University of Chicago Press.

Chomsky, Noam. 1965. Aspects of the theory of syntax. Cambridge, MA: MIT Press.

Chomsky, Noam. 1975. The logical structure of linguistic theory, 10. University of Chicago press. Chicago.

Condon, William S. & Louis W . Sander. 1974. Synchrony demonstrated between movements of the neonate and adult speech. Child development 45. 2, 456– 462.

Cugmas, Zlatka. 2004. Representations of the child’s social behavior and attachment to the kindergarten teacher in their drawing. Early Child Development and Care 174. 1, 13–30.

Deacon, Terrence W. 1997. The symbolic species: The co-evolution of language and the brain. London: Penguin Press.

Eimas, Peter D. & Joanne L. Miller, Peter W. Jusczyk. 1987. On infant speech perception and the acquisition of language. In Stevan Harnad (ed.), Categorical Perception: The Groundwork of Cognition, 161-195. Cambridge: Cambridge University Press.

Ellen, Roy F. 1977. Anatomical classification and the semiotics of the body. In John Blacking (Ed.), The Anthropology of the Body, 343–373. London: Academic Press.

Gardner, Beatrice T. & Allen R. Gardner. 1971. Two-way communication with an infant chimpanzee. In Allan M. Schrier & Fred Stollnitz (eds.), Behaviour of non-human primates, vol. 4, 117–184. New York: Academic Press

Gibson, James J. 1982. Reasons for realism. In Edward Reed & Rebecca Jones (eds.), Selected Essays of James J. Gibson. Hillsdale, NJ & London: Lawrence Erlbaum.

Goodman, Nelson. 1968. Languages of Art: an Approach to a Theory of Symbols. Indianapolis & New York: Bobbs-Merrill.

Halverson, John. 1987. Art for art’s sake in the Paleolithic. Current Anthropology

28. 1, 63–89.

Hassler, Marianne. 1991. Testosterone and artistic talents. International Journal of Neuroscience 56. 1–4, 25–38.

McBride, Glen. 1973. Comments on primate communication and the gestural origins of language. Current Anthropology 14–15, 67–74.

Paget, Sir Richard. 1963. Human speech. London: Routledge & Kegan Paul.

Pfeiffer, John E. 1982. The creative explosion: an inquiry into the origin of art and religion. New York: Harper and Row.

Pinker, Steven. 1994. The language instinct: how the mind creates language. New York: William Morrow.

Popper, Karl R. 1984. Evolutionary epistemology. In: Jeffrey W. Pollard (ed.).

Evolutionary Theory: paths into the future. Chichester: John Wiley & Sons.

Premack, David. 1971. Language in chimpanzee? Science 172, 808–822.

Sonesson, Göran. 1989. Pictorial concepts. Inquiries into the semiotic heritage and its relevance for the analyses of the visual world. Lund: Aris & Lund University Press.

Sonesson, Göran. 1990. Bodily semiotics and the extension of man. In Eero Tarasti (ed.), Center/Periphery in representations and institutions. Proceedings from the 3rd Annual Meeting and Congress of The International Semiotics Institute, 185–210. 1992, Imatra: International Semiotics Institute.

Szathmary, Eörs. 2001. The origin of the human language faculty: The language amoeba hypothesis. In: Jürgen Trabant & Sean Ward (eds.), New essays on origin of the language, 41–51. New York: Moulton Gruyter.

Vaneechoutte, Mario & John R. Skoyles. 1998. The mimetic origin of language:

modern humans as musical primates. Journal of Mimetics and Evolutionary Models of Information Transmission 2.

Werner, Heinz. 1957. The concept of development from a comparative and organismic point of view. In Dale B. Harris (ed.), The concept of development. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Werner, Heinz & Bernard Kaplan (eds.). 1984. Symbol formation: an organismic developmental approach to language and the expression of thought. Hillsdale, NJ & London: Lawrence Erlbaum.

Жилкина, Наталия В. 2004. Творчество как социокультурная константа. Аналитика культурологии №1.

Жирмунский, Виктор М. 1979. Избранные труды. Сравнительное литературоведение. Запад и Восток, 20. Л.

Лотман, Юрий М. 2002. Статьи по семиотике искусства. СПб.

Лотман, Юрий М. 1967. Тезисы к проблеме. Искусство в ряду моделирующих систем. Ученые записки Тартуского Государственного Университета 198, 130-145.

Лукин, Олег В. 1999. Части речи в античной науке (логика, риторика, грамматика). Вопросы языкознания 1, 131-141. М.

Реформатский, Александр А. 1999. Введение в языкознание. М.

Тейлор, Эдвард. 1989. Первобытная культура. М.

Хайдеггер, Мартин. 1991. Язык. СПб.

Шер, Яков А. 1990. К вопросу об истоках первобытного искусства. Проблемы изучения наскальных изображений в СССР, 6-12. М.

Шовен, Реми. 1972. Поведение животных. М.

А ННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является описание нового метода изучения доречевого языка. Предлагаемый общефилософский подход построен на соответствии трех лингвистических категорий - существительных, глаголов и междометий по своим моторным и выразительным качествам трем основным видам искусства – графике (изобразительному искусству), движению (танцу) и звукам (музыке), и рассматривает подобное соотношение как обусловленное природой рецепторной системы человека. Метод объясняет природу феномена искусства и эстетики и позволяет провести хронологизацию важных культурных процессов.

A BSTRACT

The purpose of this paper is to present and describe a new method for studying pre-speech language. The suggested method is based on three linguistic categories - nouns, verbs, and interjections in their motor and expressive qualities - and their relation to the three basic forms of art - graphics (visual art), movement (dance), and sound (music). The study considers this correlation as caused by the nature of the human receptor system. This method explains the nature of art and the phenomenon of aesthetics and allows for the chronological arrangement of important cultural processes.


[1] Сегодня в физике известны и иные агрегатные состояния материи, также как в современной лингвистике приняты не только три вышеназванные категории. Однако, классические (эпистемологически отправные) определения остаются базовыми феноменологическими константами, на основе и при помощи которых совершенствуются научные знания.