Смекни!
smekni.com

Фестский диск (стр. 8 из 8)

Возможно, рано или поздно лавровый венец, который обещал своему дешифровщику этот загадочный круглый кусок глины, возложит на себя один из «мастеровых» славного «цеха» исследователей. Возможно, в тайну этих покрытыми рисунками спиралей, в этот новый лабиринт острова Миноса проникнет и, как новый Тесей, найдёт из него выход какой-нибудь гениальный любитель. Но, может быть ему предначертано судьбой остаться в веках немым и таинственным памятником того мира, которому всё труднее и труднее скрывать свои тайны? (Эрнст Добльхофер)

В настоящее время, вероятно, нет никаких шансов полностью дешифровать письменность Фестского диска. Этому есть объективные причины:диск является единственным памятником представленной им системы письма (предполагаемый второй памятник — секира из Аркалохори — слишком краток);текст диска слишком краток для проведения достаточного количества статистических исследований;ни сам диск, ни обстоятельства его находки не дают указаний на содержание текста;диск относится к такому раннему периоду, что в распоряжении науки нет никаких бесспорных данных о критских именах собственных или глосс из иных источников, которые, с определённой долей вероятности, можно было бы обнаружить на диске.Новым толчком в исследовании письменности диска, по всей видимости, может стать только обнаружение других её памятников. Некоторыми исследователями было показано, что после обнаружения хотя бы ещё одного такого диска с другим сообщением, при условии что в нём не будет содержаться большого числа новых знаков, дешифровка станет возможной.[48] Нелингвистические гипотезыНаряду с основной, лингвистической гипотезой о смысле знаков на поверхности Фестского диска, принимаемой подавляющим большинством исследователей, существуют и альтернативные, нелингвистические. КалендарьНаиболее обоснованными из нелингвистических гипотез о предназначении Фестского диска на сегодняшний день являются гипотезы о его календарном характере.[49] В их подтверждение исследователями приводятся различные математические вычисления. Так, например, число полей на сторонах диска (30 и 31) соотносят с числом дней в коротких и длинных месяцах. Подсчёт знаков при двукратном переворачивании диска (123+119+123=365) приводит к числу, равному числу дней в году. С помощью чуть более сложных манипуляций можно получить продолжительность лунного года, драконического года и т. д. Ни одно из опубликованных исследований не предлагает чёткого объяснения, как именно использовать этот календарь, и для каких целей он применялся — для земледельческих работ, как расписание для сбора податей, военных учений и т. д. Некоторые авторы даже предполагают что «календарём» полностью регулировалась повседневная жизнь всего населения Крита, однако ничем, кроме абстрактных вычислений, такая точка зрения не подтверждается. Астрономия и картографияРяд исследователей отстаивает точку зрения, что Фестский диск применялся для астрономических наблюдений и расчётов[50], либо использовался мореплавателями как навигационный прибор (или его часть)[51] или просто как карта Эгеиды[52]. Приводятся достаточно сложные вычисления и геометрические построения, призванные показать соответствие расположения знаков Фестского диска и карт звёздного неба, траекторий движения небесных тел и т. д. Настольная играК наиболее экзотическим относится гипотеза, согласно которой Фестский диск представляет собой поле для игры[53], наподобие детских игр, в которых участники передвигают фишки на определённое число ходов (игра-ходилка). Задача игрока — первым дойти до конца спирального «лабиринта». Исследователями приводятся примеры подобных игр у различных народов, например, у жителей древнего Египта.Ни одна из нелингвистических гипотез также не является общепризнанной. Подлинность Фестского диска и достоверность сообщения ПерньеДоклад Пернье[4] составлен в описательной, повествовательной форме и, несмотря на большое число подробностей и деталей, не даёт полного представления об обстоятельствах находки Фестского диска. При составлении доклада не использовались методы стратиграфии, обязательные в современной археологии. Точность, а позднее и достоверность сообщения Пернье ставились под сомнение несколькими исследователями.В 1976 году итальянский археолог Луи Годар несколько раз на конгрессах и конференциях публично заявлял о своём недоверии к сообщению Пернье. Годар утверждал, что Пернье не участвовал в извлечении диска из культурного слоя и даже не находился вечером 3 июля на раскопе, хотя в публикации позднее заявил, что лично обнаружил диск. Годар выяснил, что Пернье впервые увидел диск только на следующий день, 4 июля около полудня, так как, по обыкновению, поздно встал, долго собирался и плотно завтракал, перед тем как отправиться на раскоп. Там один из рабочих предъявил ему корзину наполненную предметами, найденными накануне, среди которых был и Фестский диск. Луи Годар ссылается на Луизу Банти, ассистентку Пернье, и Доро Леви, продолжившего раскопки в Фесте в 1952 году.[54][55] Следовательно, в своей статье Пернье восстанавливал сцену, при которой не присутствовал, со слов других людей, что вкупе с нестрогостью изложения ещё больше подрывает доверие к его словам.Ив Дюу также отмечает, что отчёты Пернье «несут на себе печать своего времени», и к ним нужно относиться с большой осторожностью, особенно, когда речь заходит о датировках.[56]Летом 2008 года, к столетию находки, в американском журнале «Minerva»[57] появилась статья его основателя и главного редактора, специалиста по вопросам подлинности произведений античного искусства Джерома М. Эйзенберга. Автор полагает, что Фестский диск является подделкой и был изготовлен Пернье.[58][59] Эйзенберг пишет, что на мысль о фальшивке его натолкнули несоответствия технологии изготовления артефакта с возможностями, которыми располагали жители минойского Крита. По словам Эйзенберга, диск имеет ровные обрезанные кромки, а минойцы не умели так качественно обжигать глину. Доктор Эйзенберг и ранее выступал с подобными разоблачениями: так, он считает подделками Портлендскую вазу[60] и Этрусскую колесницу.[61] В своей публикации Эйзенберг предположил, что Пернье изготовил диск из зависти. Он якобы хотел прославиться подобно Эвансу и Хальберру, но постоянно терпел неудачи. Тогда Пернье решил, что единственный способ изменить положение — найти артефакт, который затмевал бы открытия других археологов, и изготовил диск, покрытый нечитаемым пиктографическим письмом. Чтобы ещё больше сбить с толку исследователей, Пернье написал сообщение по спирали.Статья Эйзенберга получила большой резонанс в СМИ, и уже в следующем номере журнала автор развил свою мысль: возможно, Пернье пошёл на подлог не только из зависти и тщеславия, а с целью получения финансирования на продолжение работ от спонсоров. Эйзенберг пишет, что даже Эвансу временами приходилось «сводить концы с концами», чтобы найти средства для работ в Кноссе. Эйзенберг также высказал некоторые предположения относительно «соучастников» Пернье, которые могли помочь ему изготовить столь искусную подделку. Здесь же автор приводит отзывы известных специалистов на первую часть статьи. Они, по большей части, заинтригованы и считают, что нужно как можно скорее провести термолюминесцентный тест.[62] Некоторые специалисты считают, что публикация Эйзенберга — «спекуляция, не дающая ничего нового», но и они соглашаются, что проведение теста в любом случае желательно.[63] Эйзенберг направил запрос на проведение такого анализа в Ираклионский археологический музей, но получил отказ.[59]31 октября — 1 ноября 2008 года в Лондоне состоялась международная конференция, посвящённая столетию открытия Фестского диска. Организатором конференции выступил журнал «Minerva», председательствовал доктор Эйзенберг. Главный докладчик Луи Годар.[64] Присутствие в масс-культуре и коммерции


Автор: Dmitry Rozhkov
Источник: собственная работаСувенир в виде Фестского дискаВ романе известного голландского писателя Гарри Мулиша «Открытие небес» (Die Entdeckung des Himmels, 1992) один из героев «ищет Бога» в Фестском диске. Автор предлагает ироничное толкование надписи: «Эту надпись невозможно расшифровать». По роману был снят одноимённый фильм (The Discovery of Heaven, 2001[65]) со Стивеном Фраем в главной роли.Роман австрийского писателя Францобеля Das Fest der Steine oder Die Wunderkammer der Exzentrik (2005) начинается и заканчивается описанием Фестского диска.В романе Seit die G?tter ratlos sind (1994) немецкой журналистки и писательницы Керстин Йенцш Фестский диск играет важную роль в нескольких эпизодах, особенно в главах 9 и 13. Он является руководством по проведению массового женского ритуала посвящения.Одна из расшифровок Фестского диска является эпиграфом к книге Михаила Веллера Всё о жизни.Фестский диск — самый популярный экспонат Археологического музея Ираклиона и один из самых известных артефактов в истории.В Греции производится широкий ассортимент товаров в виде Фестского диска: ювелирные изделия из золота и серебра (броши, серьги, кулоны и т. п.), а также различные сувениры, пользующиеся неизменным спросом у туристов. Примечания Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — С. 3 Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. — С. 90 Arthur Evans. The palace of Minos. P. 647—668 Pernier L. Il disco di Phaestos con caratteri pittografici — Ausonia: 1908. Vol. 3. Roma, 1909. P. 255—302 Pernier L. Un singolare monumento della scrittura pittografica cretese // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. 1908. Ser. V. Vol. 17. P. 642—651 Конгресс проходил 18—24 октября 1908 года во Флоренции. Материалы конгресса были изданы: L. Pernier e L. Milani (p. 477—479) // Atti del II Congresso della Societa italiana per il Progresso delle Scienze (Firenze, 1908), Roma 1909 В более поздних исследованиях часто повторяется источниковедческая ошибка: первой публикацией о диске называется статья Пернье в журнале «Ausonia». Вероятно, это связано с тем, что выпуск «Ausonia, 1908, Vol. 3.» ошибочно считают вышедшим в 1908 году, хотя на самом деле он посвящён материалам 1908 года, а издан в 1909. Статья для «Ausonia» подписана Л. Пернье 12 января 1909 года. На эту распространённую в позднейших источниках ошибку указывает Ю. В. Откупщиков в монографии «Фестский диск: Проблемы дешифровки» (2000 год, см. список литературы). Meyer Ed. Der Discus von Phaestos und die Philister von Kreta // Sitzungsberichte der k?nigl. preussischen Akademie der Wissenschaften: Philosophisch-historische Classe. Berlin, 1909. S. 1024. della Seta A. Il disco di Phaestos // Rendiconti della Accademia dei Lincei: Classe di scienze morali, storiche e filologiche. 1909. Ser. V. Vol XVIII. P. 304—315. Evans A. J. Scripta Minoa, I Oxford: 1909. P. 22—28, 273—293 Бекштрем А. Г. Загадочный диск // Журнал Министерства народного просвещения. — 1911. — № 12. — С. 549—603. Изображения отдельных знаков в тексте и таблицах приведены на основе символов Unicode 5.1. Они отображены зеркально по горизонтали относительно знаков Фестского диска, а также могут содержать неточности и упрощения. Для более точного сопоставления см. прорисовку диска или увеличенные снимки отдельных групп знаков Интернет-страничка журнала «Донская археология» Во Владикавказе похитили аналог Фестского диска. Комсомольская правда. 22.09.2006. Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена Ипсен Г. Фестский диск (опыт дешифровки) // Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. — С. 33 и сл. Грумах Э. К происхождению Фестского диска // Вестник древней истории, 1968, № 2. С. 14—28 (Расширенный вариант доклада, прочитанного в апреле 1966 года на II Международном критологическом конгрессе в Хании) Ipsen. Der Diskus von Phaistos // Indogermanische Forschungen. 47. 1929 Jeppesen, Kristian. En gammelkretisk g?de, Kuml. 1962 (1963). P. 157—190 Эта глиняная голова выставлена в Археологическом музее Ираклиона (инв. № 16503) Hall H. R. A note on the Phaistos Disk JHS. № 31. 1911 Gill M. A. V. The «Minoan Genius» // Athenische Mitteilungen. 79. 1964 Schachermeyr F. Die minoische Kultur des alten Kreta. Stuttg. 1964. Mackay A. On the Type-Font of the Phaistos Disc Statistical Methods in. Linguistics IV. 1965 Там же. — С. 90 Гельб И. Е. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. — С. 153 Там же. — С. 35 и сл. Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. — С. 91 и сл. Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — с. 57 Ипсен Г. Фестский диск (опыт дешифровки) // Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. — С. 36—38 Knossos Plan Статья вышла за авторством Г. Ипсена; В. Порциг как соавтор указан в тексте статьи. В распоряжении исследователей, по всей видимости, была неточная прорисовка диска. В поле B28 присутствует лишний знак (УГОЛ), который ни в «классической» прорисовке, ни на фотоснимках не просматривается. Выводы, сделанные авторами на основе этой ошибки, в таблице не приводятся Нойман Г. К современному состоянию исследования Фестского диска // Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. — С. 77 и сл. Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев Павсаний. Описание Эллады V 25, 9 А. Молчанов проводит параллель с известными союзами двенадцатиградий у греков и этрусков, высказывая предположение, что именно минойская цивилизация положила начало этой традиции Этот третий вариант в переводе на русский язык для стороны A имеет вид: [Это вотив] Сакавип(и) правителя, в Кноссе воцарившегося, собравшего (созвавшего или т. п.): Са..нор(а) правителя, в Амнисе a-..-di (наименование сана); Саяпис(и), правителя Тилисса; Са..нас(и), правителя Ви..нон(и); Сатетот(а), правителя По..; Апафатоп(и), Правителя Дав(и); Сатур(и) правителя, сына Сааси, правителя Лато; Сатур(и) правителя, сына Апафатоп(и), правителя Дав(и); Сатур(и) правителя, сына Саа..тепи(а) правителя, ja-p2i-so-na (наименование сана) в Тилиссе; Сакав(и) правителя, io-na-si (наименование сана) в Фесте; Сааси... правителя и прорицателя в Фесте; и т. д. Суриков И. Раскрыта ли тайна Фестского диска? // Наука и жизнь, 2000, № 2 Казанский Н. Н. Некоторые соображения о письменности фестского диска // Диахрония и типология языков. Лингвистические исследования. М.: АН СССР. Инст-т языкознания, 1980. С. 234. Здесь и далее цитаты приведены по книге: Откупщиков Ю. В. Фестский диск: Проблемы дешифровки. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. Нойман Г. К современному состоянию исследования Фестского диска // Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. — С. 72—76 Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. — С. 100—102 Например:Батлер А. Компьютер бронзового века. Расшифровка Фестского диска = The Bronze Age Computer Disk. — М.: Эксмо, 2005. — 272 с. — ISBN 5-699-11471-8Кучиньский М. Загадка Фестского диска и змеепоклонники. — М.: Вече, 2000. — 528 с. — ISBN 5-7838-0641-2Фестский диск — реликвия из Атлантиды? // Альманах непознанного На русском языке известны издания:Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. — М.: Общественная польза, 1993. — Т. 1. — 328 с. — ISBN 5-85617-001-6Дмитриенко А. Памятники слогового письма древних славян: Этрусские надписи, фестский диск, линейное А и Б. — М.: Белые Альвы, 2001. — 224 с. — ISBN 5-7619-0136-7 («праславянский» язык)Фаттах Н. С. Язык богов и фараонов. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1999. — 488 с. (татарский язык) Duhoux Y. Les langues du lineaire A et du disque de Phaestos // Minos, 18. P. 33—68. Timm T. Der Diskos von Phaistos. Fremdeinfluss oder kretisches Erbe?
С основными положениями гипотезы Т. Тимма можно ознакомиться здесь (англ.) (нем.) Там же. — С. 71 См., например: Аноприенко А. Я. Археомоделирование: Модели и инструменты докомпьютерной эпохи. — Донецк: УНИТЕХ, 2007. — 318 с. Wenzel H. Die Entzifferung des Diskos von Phaistos (нем.) TORSO 3, 4, 5, 6, 7 Этой версии придерживался, в частности, английский астроном Дж. Хокинс, известный своими исследованиями Стоунхенджа. См. его книгу:Хокинс, Дж. Кроме Стоунхенджа. — М.: Мир, 1977. — С. 178. Скрипкин В. Может быть, это карта? Знание — сила, 2002, № 11 Aleff H. P. The Board Game on the Phaistos Disk: Its Siblings Senet and Snake Game, and Its Surviving Sequel the Royal Game of the Goose Recovered Science Press, 2002. ISBN 0-9724646-2-X, ISBN 978-0-9724646-2-8 (англ.) El descubrimiento del disco (фр.) Le Disque de Phaistos. Une enigme de l’Histoire Godart L. Le Disque de Phaistos: une ?nigme de l’histoire. Itanos, 1995 (фр.) Duhoux Y. Le Disque de Phaestos, Louvain, 1977 (фр.) Minerva. The International Review of Ancient Art & Archeology. 2008. Jul/Aug. Eisenberg J. M. The Phaistos Disk: A One Hundred-Year-Old Hoax? Minerva. The International Review of Ancient Art & Archeology. 2008. Jul/Aug. Alberge D. Phaistos Disc declared as fake by scholar (англ.) The Times, 12 июля 2008
Известная научная загадка оказалась подделкой Прочитано.ру, 21 июля 2008 (перевод на рус.) Rogers L. Why can’t scientists date the Portland Vase? The Guardian, 28 августа 2003 Этрусская колесница оказалась подделкой? Zhelezyaka.com, 14 августа 2007. Eisenberg J. M. The Phaistos Disk: A 100-Year-Old Hoax? Addenda, Corrigenda, and Comments Minerva. The International Review of Ancient Art & Archeology. 2008. Sep/Oct. Brian E. Colless. The Phaistos disc // Collesseum Программа конференции (англ.) The Discovery of Heaven (англ.) на сайте Internet Movie Database ЛитератураНа русском языкеАндреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2Аноприенко А. Я. Археомоделирование: Модели и инструменты докомпьютерной эпохи. — Донецк: УНИТЕХ, 2007. — 318 с.Бекштрем А. Г. Загадочный диск // Журнал Министерства народного просвещения. — 1911. — № 12.Гельб И. Е. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. — М.: УРСС, 2004. — 370 с. — ISBN 5-354-00903-0Грумах Э. К происхождению Фестского диска // Вестник древней истории. — 1968. — № 2. — С. 14—28.Добльхофер Э. Знаки и чудеса. — М.: Вече, 2004. — 432 с. — ISBN 5-94538-459-3, ISBN 978-5-94538-459-0Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. — М.: Наука, 1970. — 228 с.Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980. — 120 с.Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. Введение в микенологию. — М.: Наука, 1988.Молчанов А. А. Посланцы погибших цивилизаций. Письмена древней Эгеиды. — М.: Наука, 1992. — 192 с.Наука и жизнь, 2000, № 2 (рубрика «Возвращаясь к напечатанному»)Откупщиков Ю. В. Фестский диск: Проблемы дешифровки. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2000. — 40 с. — ISBN 5-288-02576-2Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сборник статей. — М.: Прогресс, 1976. — 592 с.Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. — М.: УРСС, 2007. — 210 с. — ISBN 978-5-484-00859-9На английском языкеEvans A. J. Scripta Minoa, I Oxford: 1909.Evans A. J. The palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at Knossos. Vol. 1, 1921На итальянском языкеPernier L. Il disco di Phaestos con caratteri pittografici. — Ausonia: 1908, vol.3della Seta A. Il disco di Phaestos // Rendiconti della Accademia dei Lincei: Classe di scienze morali, storiche e filologiche. 1909. Ser. V. Vol XVIII.На немецком языкеJensen H. Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart. 1935