Смекни!
smekni.com

Основные функции и компоненты ядра ОС UNIX (стр. 2 из 13)

Существует большое количество разнообразных алгоритмов подкачки. Объем этого курса не позволяет рассмотреть их подробно. Соответствующий материал можно найти в изданных на русском языке книгах по операционным системам Цикритзиса и Бернстайна, Дейтела и Краковяка. Однако, чтобы вернуться к описанию конкретных методов управления виртуальной памятью, применяемых в ОС UNIX, мы все же приведем некоторую краткую классификацию алгоритмов подкачки.

Во-первых, алгоритмы подкачки делятся на глобальные и локальные. При использовании глобальных алгоритмов операционная система при потребности замещения ищет страницу основной памяти среди всех страниц, независимо от их принадлежности к какой-либо виртуальной памяти. Локальные алгоритмы предполагают, что если возникает требование доступа к отсутствующей в основной памяти странице виртуальной памяти ВП1, то страница для замещения будет искаться только среди страниц основной памяти, приписанных к той же виртуальной памяти ВП1.

Наиболее распространенными традиционными алгоритмами (как в глобальном, так в локальном вариантах) являются алгоритмы FIFO (First In First Out) и LRU (Least Recently Used). При использовании алгоритма FIFO для замещения выбирается страница, которая дольше всего остается приписанной к виртуальной памяти. Алгоритм LRU предполагает, что замещать следует ту страницу, к которой дольше всего не происходили обращения. Хотя интуитивно кажется, что критерий алгоритма LRU является более правильным, известны ситуации, в которых алгоритм FIFO работает лучше (и, кроме того, он гораздо более дешево реализуется).

Заметим еще, что при использовании глобальных алгоритмов, вне зависимости от конкретного применяемого алгоритма, возможны и теоретически неизбежны критические ситуации, которые называются по-английски thrashing (несмотря на множество попыток, хорошего русского эквивалента так и не удалось придумать). Рассмотрим простой пример. Пусть на компьютере в мультипрограммном режиме выполняются два процесса - П1 в виртуальной памяти ВП1 и П2 в виртуальной памяти ВП2, причем суммарный размер ВП1 и ВП2 больше размеров основной памяти. Предположим, что в момент времени t1 в процессе П1 возникает требование виртуальной страницы ВС1. Операционная система обрабатывает соответствующее прерывание и выбирает для замещения страницу основной памяти С2, приписанную к виртуальной странице ВС2 виртуальной памяти ВП2 (т.е. в элементе таблицы страниц, соответствующем ВС2, проставляется флаг отсутствия страницы). Для полной обработки требования доступа к ВС1 в общем случае потребуется два обмена с внешней памятью (первый, чтобы записать текущее содержимое С2, второй - чтобы прочитать копию ВС1). Поскольку операционная система поддерживает мультипрограммный режим работы, то во время выполнения обменов доступ к процессору получит процесс П2, и он, вполне вероятно, может потребовать доступа к своей виртуальной странице ВС2 (которую у него только что отняли). Опять будет обрабатываться прерывание, и ОС может заменить некоторую страницу основной памяти С3, которая приписана к виртуальной странице ВС3 в ВП1. Когда закончатся обмены, связанные с обработкой требования доступа к ВС1, возобновится процесс П1, и он, вполне вероятно, потребует доступа к своей виртуальной странице ВС3 (которую у него только что отобрали). И так далее. Общий эффект состоит в том, что непрерывно работает операционная система, выполняя бесчисленные и бессмысленные обмены с внешней памятью, а пользовательские процессы П1 и П2 практически не продвигаются.

Понятно, что при использовании локальных алгоритмов ситуация thrashing, затрагивающая несколько процессов, невозможна. Однако в принципе возможна аналогичная ситуация внутри одной виртуальной памяти: ОС может каждый раз замещать ту страницу, к которой процесс обратится в следующий момент времени.

Единственным алгоритмом, теоретически гарантирующим отсутствие thrashing, является так называемый "оптимальный алгоритм Биледи" (по имени придумавшего его венгерского математика). Алгоритм заключается в том, что для замещения следует выбирать страницу, к которой в будущем наиболее долго не будет обращений. Понятно, что в динамической среде операционной системы точное знание будущего невозможно, и в этом контексте алгоритм Биледи представляет только теоретический интерес (хотя он с успехом применяется практически, например, в компиляторах для планирования использования регистров).

В 1968 году американский исследователь Питер Деннинг сформулировал принцип локальности ссылок (называемый принципом Деннинга) и выдвинул идею алгоритма подкачки, основанного на понятии рабочего набора. В некотором смысле предложенный им подход является практически реализуемой аппроксимацией оптимального алгоритма Биледи. Принцип локальности ссылок (недоказуемый, но подтверждаемый на практике) состоит в том, что если в период времени (T-t, T) программа обращалась к страницам (С1, С2, ..., Сn), то при надлежащем выборе t с большой вероятностью эта программа будет обращаться к тем же страницам в период времени (T, T+t). Другими словами, принцип локальности утверждает, что если не слишком далеко заглядывать в будущее, то можно хорошо его прогнозировать исходя из прошлого. Набор страниц (С1, С2, ..., Сn) называется рабочим набором программы (или, правильнее, соответствующего процесса) в момент времени T. Понятно, что с течением времени рабочий набор процесса может изменяться (как по составу страниц, так и по их числу). Идея алгоритма подкачки Деннинга (иногда называемого алгоритмом рабочих наборов) состоит в том, что операционная система в каждый момент времени должна обеспечивать наличие в основной памяти текущих рабочих наборов всех процессов, которым разрешена конкуренция за доступ к процессору. Мы не будем вдаваться в технические детали алгоритма, а лишь заметим следующее. Во-первых, полная реализация алгоритма Деннинга практически гарантирует отсутствие thrashing. Во-вторых, алгоритм реализуем (известна, по меньшей мере, одна его полная реализация, которая однако потребовала специальной аппаратной поддержки). В-третьих, полная реализация алгоритма Деннинга вызывает очень большие накладные расходы.

Поэтому на практике применяются облегченные варианты алгоритмов подкачки, основанных на идее рабочего набора. Один из таких вариантов применяется и в ОС UNIX (насколько нам известно, во всех версиях системы, относящихся к ветви System V). Мы кратко опишем этот вариант в п. 3.1.3.

Аппаратно-независимый уровень управления памятью

Материал, приведенный в данном разделе, хотя и не отражает в полном объеме все проблемы и решения, связанные с управлением виртуальной памятью, достаточен для того, чтобы осознать важность и сложность соответствующих компонентов операционной системы. В любой операционной системе управление виртуальной памятью занимает центральное место. Когда-то Игорь Силин (основной разработчик известной операционной системы Дубна для БЭСМ-6) выдвинул тезис, известный в народе как "Тезис Силина": "Расходы, затраченные на управление виртуальной памятью, окупаются". Я думаю, что любой специалист в области операционных систем согласится с истинностью этого тезиса.

Понятно, что и разработчики ОС UNIX уделяли большое внимание поискам простых и эффективных механизмов управления виртуальной памятью (в области операционных систем абсолютно истинным является утверждение, что любое хорошее решение обязано быть простым). Но основной проблемой было то, что UNIX должен был быть мобильной операционной системой, легко переносимой на разные аппаратные платформы. Хотя на концептуальном уровне все аппаратные механизмы поддержки виртуальной памяти практически эквивалентны, реальные реализации часто весьма различаются. Невозможно создать полностью машинно-независимый компонент управления виртуальной памятью. С другой стороны, имеются существенные части программного обеспечения, связанного с управлением виртуальной памятью, для которых детали аппаратной реализации совершенно не важны. Одним из достижений ОС UNIX является грамотное и эффективное разделение средств управления виртуальной памятью на аппаратно-независимую и аппаратно-зависимую части. Коротко рассмотрим, что и каким образом удалось включить в аппаратно-независимую часть подсистемы управления виртуальной памятью ОС UNIX (ниже мы умышленно опускаем технические детали и упрощаем некоторые аспекты).

Основная идея состоит в том, что ОС UNIX опирается на некоторое собственное представление организации виртуальной памяти, которое используется в аппаратно-независимой части подсистемы управления виртуальной памятью и связывается с конкретной аппаратной реализацией с помощью аппаратно-зависимой части. В чем же состоит это абстрактное представление виртуальной памяти?

Во-первых, виртуальная память каждого процесса представляется в виде набора сегментов (рисунок 3.3).