Смекни!
smekni.com

Нейролингвистическое программирование (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Немного истории 5

2. Нейролингвистическое программирование: поиск решения 7

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Прежде всего, следует отметить, что тема реферата неразрывно связана с так называемым нейролингвистическим программированием (НЛП). Поставим своей задачей рассмотреть это относительно молодое направление в практической психологии, те навыки и техники, которые позволяют успешно решать сложные терапевтические проблемы. Хотя нам и рекомендуется ограничиться изучением книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения», мы попробуем рассказать вам поподробнее о том, что такое НЛП, какие методы и инструменты оно использует. Кроме названной выше, базовыми книгами по НЛП считаются труды Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера: «Трансформация», «Из лягушек в принцы», «Гипнотические шаблоны Милтона Эриксона», «Рефрейминг», а также труд Вилла Макдональда «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами».

На первый беглый взгляд, НЛП – это коктейль из нейрологии, теории систем и структурной лингвистики. Это практика эффек­тивной коммуникации. Или, в более точных словах, — набор методов, позволяющих переориентировать отношение индивида к собственно­му субъективному опыту. НЛП учит, как изменить ваш собственный опыт, если вы им недовольны, и как еще усилить наслаждение, если в вашей жизни все в порядке. Владея полезными терапевтическими инструментами, наиболее эффективные из которых рассматриваются в этой работе, вы сможете проследить внутренние процессы человека, обращая внимание лишь на неосознаваемые движения глаз, вы сможете всего за несколько минут изменить свои неприятные эмоциональные реакции и многое другое.

НЛП часто описывается как сфера деятельности, находящаяся на переднем крае науки об общении и изменении поведения. НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном программировании, однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Нейролингвистическому про­граммированию всего лишь четверть века. Главные отцы-основа­тели – Джон Гриндер и Ричард Бэндлер – познакомились и начали исследования в 1972 году, а сам термин появился только весной 1976 года. Позиционировалось это новояв­ленное программирование, как первая прикладная эпистемология (наука о том, как мы что-либо узнаем об окружающем мире).

Начальный этап развития НЛП зиждился на исследованиях в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделиро­вания гештальт-терапии, гипнотерапии и семейной терапии. Чело­век и его языковые (лингвистические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем, стратегий, субмодальностей, от­деления намерения от поведения. Далее так закодированный (то есть описанный в этих терминах) человек становился объектом для применения техник шестишагового рефрейминга, изме­нения персональной истории, якорения, визуально-кинестетиче­ской диссоциации и т. д., применяемых психотерапевтами. К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что никакого отношения такой подход не имеет к тому, чтобы делать человека методами НЛП мудрым: он только помогает человеку избавиться от негативных эмоций и переживаний, лишь блокируя их, а о том, как избежать их впоследствии, ничего не говорится.

Второй этап развития НЛП связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, с работами Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информа­ции и биологии, книжками Карлоса Кастанеды, а также с опытом изучения африканских магических традиций, который получили некоторые отцы и матери-основательницы НЛП. Задача ставилась так: какие описания можно было бы предложить для человека, чтобы переместить акцент чуть-чуть ближе к «мудрости»? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от критики за излишнюю технологичность и бездуховность «перепрограммирования».

Описания были найдены и получили наименование New Code. Человек описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения сознания и несознания (uncon­scious), баланса между практикой и спонтанностью, позиций воспри­ятия, характерологических прилагательных, внимания, множест­венности описаний.

На нынешнем этапе развития НЛП исследователи пытаются включить в НЛП самые последние достижения философии, computer science и других, не менее «респектабельных» наук.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ:

ПОИСК РЕШЕНИЯ

Ведущие специалисты в области НЛП, моделируя работу луч­ших психотерапевтов того време­ни, анализируя методы и процесс ведения терапевтического сеанса, обнаружили некоторые зако­номерности, которые затем успеш­но обобщили. Основным постула­том их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулиро­вана идея разделенности лично­сти. Много людей при общении употребляют фразы типа «...ка­кая-то часть меня совершенно с тобой согласна, но другая — нет». Такие «час­ти» исследователи сочли полез­ными явлениями, которые можно использовать как терапевтический инструмент.

В общих чертах это выглядит так. Вот человек, который что-то уме­ет — и не просто умеет, а делает это намного лучше, чем другие. Чаще всего он и рад бы поделиться с другими своим умением, но как? Все известные языки хороши для описания внешних объектов, но теряют определенность, когда речь заходит о происходя­щем внутри человеческой психики. Кроме того, действительно хоро­ший навык срабатывает автомати­чески, куда быстрее, чем сознание успевает отследить, что и как про­исходит. Как говорит Ричард Бэндлер на семинарах, «мы все де­лаем быстро, мозг просто не может работать медленно».

Основатели НЛП обратили вни­мание на следующее: не что человек думает, а как именно он это думает. К тому времени уже было известно, что сигналы от разных органов чувств обрабатываются мозгом раз­дельно и что существуют заметные признаки того, какого именно рода информация обрабатывается в дан­ный момент: непроизвольные дви­жения глаз, тип дыхания, подбор слов для описания происходящего. Различаются пять потоков инфор­мации (в НЛП их называют система­ми представления или модально­стями): визуальный (все относящее­ся к зрению или то, что видно сейчас, картинки-воспоминания и конст­руируемые, воображенные картин­ки), аудиальный (все относящееся к слуху: слышимые, слышанные и воображенные звуки), кинестети­ческий (все телесные ощущения: осязание, эмоции, движения, тем­пература, давление и т. д.), ольфакторный (обоняние) и густаториальный (вкус).

Вторая часть НЛП — накоплен­ные готовые модели. Есть модели выдающихся психотерапевтов, есть модели выдающихся продавцов, есть модели выдающихся про­изводителей рекламы. Собствен­но, от практика даже и не требуется умения моделировать, он только обучает уже созданным и очищенным от лишних шагов мо­делям поведений.

Итак, чем же НЛП лучше других терапевтических технологий? Скоростью, эффективностью и гибкостью. Кроме того, в терапии НЛП отли­чается невиданной доселе мягко­стью в отношении клиента. Работа идет «без извлечения содержания»: как сказано выше, модели НЛП ка­саются не того, о чем думают, а только того, как думают. Соответственно, все делается значительно быстрее — вся информация о себе у вас уже есть, терапевт лишь подсказы­вает, что с ней делать. Он натрени­рован замечать вашу реакцию, а ес­ли что-то трудно или неприятно, то всегда может подобрать легкую и приятную именно для вас замену. К тому же именно сам клиент и оцени­вает конечный результат.

Поскольку терапия в НЛП — это обучение клиента некоторой модели, ему полностью передает­ся вся техника. Он сможет сам ис­пользовать эту технику и в буду­щем, то есть становится сам себе терапевтом для целого класса про­блем. Вообще, в последнее время все заметнее тенденция перехода от моделей выдающихся терапев­тов к моделям выдающихся клиен­тов. Потихоньку на смену схеме «проблема — решение» пришла куда более мощная схема «зада­ча — инструмент». В чем преиму­щество? Вас обучают не эффек­тивной методике решения уже воз­никших проблем, а тому, как эф­фективно исключить само возник­новение проблемы. Начните сразу с того, что хотите получить, с абсо­лютного оптимума. Получите его, и проблемы отпадут сами собой. Ска­жем, стоит лакомке обучиться стра­тегии питания естественно строй­ного человека, как это само собой ликвидирует все проблемы, свя­занные с избыточным весом.

Сколь часто вам приходилось слышать высказывания типа «У нее блестящее будущее» или «У него было яркое прошлое»? Подобные выражения — это не просто метафоры. Они представляют собой точные описания способа мышления говорящего; эти описания являются ключом к познанию того, как полезным образом изменять структуру вашего собственного опыта.

Например, прямо сейчас отметьте, как вы рисуете для себя картину предстоящего вам приятного события, а потом сделайте эту картину ярче и заметьте, как меняются ваши ощущения. Когда вы увеличиваете яркость этого изображения, вы сильнее «стремитесь» к нему? Большинство людей сильнее реагируют на более яркие картины; некоторые сильнее реагируют на более тусклые изображения.

Теперь возьмите приятное воспоминание из своего прошлого и буквально сделайте цвета ярче и контрастнее. Как наличие «яркого прошлого» меняет интенсивность вашей реакции на него? Если, раскрашивая свое воспоминание в более яркие цвета, вы не замечаете разницы в ощущениях - попробуйте увидеть его в черно-белом варианте. В то время как изображение теряет свой цвет, ваша реакция, скорее всего, ослабевает.

«Оставьте свое прошлое позади» — обычный совет по поводу неприятных событий. Выберите воспоминание, которое все еще заставляет вас плохо себя чувствовать, — а потом отметьте, где вы его сейчас видите и сколь далеко от вас расположено изображение. Возможно, оно находится перед вами, довольно близко. Теперь возьмите этот образ и физически отодвиньте его далеко за себя. Как это меняет ваше отношение к этому воспоминанию?