Смекни!
smekni.com

Оптимизация. Методы многомерного поиска (стр. 2 из 4)

z

£r
(x
, x
, … x
) £Z

z

£r
(x
, x
, … x
) £Z

…………………………….

z

£r
(x
,x
, …x
) £Z

Следует отметить, что очень часто в связи с ограничениями оптимальное значение целевой функции достигается не там, где ее поверхность имеет нулевой градиент. Нередко лучшее решение соответствует одной из границ области проектирования.

1.7 Локальный оптимум

Так называется точка пространства проектирования, в которой целевая функция имеет наибольшее значение по сравнению с ее значениями во всех других точках ее ближайшей окрестности. На Рис.6.4 показана одномерная целевая функция, имеющая два локальных оптимумов и следует соблюдать осторожность, чтобы не принять первый из них за оптимальное решение задачи.

1.8 Глобальный оптимум

Глобальный оптимум - это оптимальное решение для всего пространства проектирования. Оно лучше всех других решений, соответствующих локальным оптимумам, и именно его ищет конструктор. Возможен случай нескольких равных глобальных оптимумов, расположенных в разных частях пространства проектирования. Как ставится задача оптимизации, лучше всего показать на примере.

2. Методы многомерного поиска

На первый взгляд может показаться, что различие между методами многомерного и одномерного поиска состоит лишь в том, что первые требуют большего объема вычислений и что в принципе методы, пригодные для функций одной переменной, можно применять и для функций многих переменных. Однако это не так, поскольку многомерное пространство качественно отличается от одномерного.

Прежде всего с увеличением числа измерений уменьшается вероятность унимодальности целевой функции. Кроме того, множество элементов, образующих многомерное пространство, гораздо мощнее множества элементов одномерного пространства. Объем вычислений, необходимых для сужения интервала неопределенности в многомерном пространстве, является степенной функцией, показатель которой равен размерности пространства.

Так, если в случае одномерного пространства для достижения /==0,1 требуется вычислить 19 значений целевой функции, то в случае двумерного пространства это число составляет 361, трехмерного-6859, четырехмерного - 130 321, а пятимерного-2476 099! Поскольку при выборе оптимальной конструкции нередко приходится иметь дело с пятью и более переменными, серьезность трудностей, обусловленных многомерностью, становится очевидной.

По традиции методы оптимизации в многомерном пространстве делятся на две большие группы - прямые и косвенные. Прямые методы основаны на сравнении вычисляемых значений целевой функции в различных точках, а косвенные - на использовании необходимых и достаточных условий математического определения максимума и минимума функции.

Стратегия прямых методов - постепенное приближение к оптимуму; при использовании косвенных методов стремятся найти решение, не исследуя неоптимальные точки. В данной главе представлены наиболее распространенные алгоритмы, применяемые для решения многомерных задач оптимизации, сравниваются некоторые написанные на языке Фортран программы их реализации и даются общие указания по выбору алгоритма для решения той или иной задачи.

3. Метод покоординатного подъема

Логическим развитием рассмотренной выше методики одномерного поиска было бы последовательное изменение каждого проектного параметра до тех пор, пока не будет достигнут максимум целевой функции. По завершении этой процедуры для всех переменных можно вернуться к первой и посмотреть, нельзя ли еще более усовершенствовать решение. Этот метод, называемый методом покоординатного подъема, не всегда позволяет найти оптимальное решение. Можно показать двумерную целевую функцию, которая будет подходящая для решения задачи этим методом. Ее особенность состоит в том, что линии уровня близки по форме к окружностям или эллипсам, оси которых параллельны осям координат. Если же эти оси наклонены к осям координат, то эффективность алгоритма снижается, так как для нахождения оптимума приходится вычислять гораздо больше значений целевой функции. Метод покоординатного подъема совершенно неприменим, если линии уровня имеют точки излома. Поскольку линии уровня такого типа весьма часто встречаются в инженерной практике, то прежде, чем воспользоваться указанным методом, следует убедиться, что решаемая задача не имеет подобного недостатка. Несмотря на это, метод покоординатного подъема часто используют на первой стадии решения задачи, применяя затем более сложные методы. К достоинствам метода покоординатного подъема следует отнести возможность использования простых алгоритмов одномерного поиска, таких, как метод золотого сечения.

Один из возможных примеров алгоритмов.

f (x) - > min, xÎRn

x0-начальное приближение (массив [1: n])

Будем считать, что нам известна функция

minf (j (q)), которая вычисляется qmin: j (qmin) =minj (q)

r: =f (x0); r1: =r+2*e; x: =x0;

пока abs (r1-r) >= e

нц

r1: =r;

Для i от 1 до n

нц

x1: =x;

x [i]: =x [i] +q;

j (q): =f (x);

qmin: = minf (j (q));

x: =x1;

x [i]: =x [i] + qmin;

кц

r: =f (x);

кц

x-искомый вектор.

4. Метод исключения областей

Зная из предыдущей главы, насколько эффективно методы одномерного поиска позволяют сокращать интервал неопределенности (одномерный или двумерный), можно попытаться применить ту же методику и к многомерному пространству. Один из наиболее очевидных методов исключения областей называется методом касательной к линии уровня, так как в нем используются касательные к линиям уровня целевой функции. Продемонстрируем этот метод на примере двумерной целевой функции. Пусть произвольно выбранная точка пространства проектирования лежит на линии уровня, проходящей несколько ниже пика, соответствующего оптимальному решению. Проведем через эту точку касательную к линии уровня. Сделать это нетрудно, так как касательная должна лежать в плоскости линии уровня и быть перпендикулярной локальному градиенту поверхности целевой функции. Если целевая функция достаточно гладкая и унимодальная, то касательная к линии уровня разделит пространство проектирования на две части, в одной из которых вероятность нахождения оптимума велика, а в другой мала. Пользуясь этим приемом в нескольких удачно выбранных точках, для которых известны значения целевой функции, можно существенно сузить область поиска. Однако осуществление этого алгоритма связано с некоторыми трудностями. Если линии уровня вогнутые, а не выпуклые, то может оказаться исключенной область, содержащая экстремум. Кроме того, оставшаяся после нескольких исключений область неопределенности может иметь конфигурацию, мало пригодную для применения других алгоритмов.

Одним из методов исключения является метод сеточного поиска, разработанный Мишке и дающий неплохие результаты. В этом случае суженная область неопределенности представляет собой гиперкуб - многомерный аналог квадрата или куба, - размеры которого можно определить заранее. Благодаря этому метод Мишке является одним из немногих методов многомерного поиска, эффективность которого поддается измерению. Чтобы лучше понять сущность этого метода, рассмотрим его для случая пространства проектирования, определяемого двумя переменными. Исходную область неопределенности в зависимости от размерности пространства отобразим на единичный квадрат, куб или гиперкуб. Это позволит вести поиск в нормированной области со стороной, равной единице. В гиперкубе построим сетку, образованную попарно симметричными взаимно ортогональными плоскостями, параллельными координатным направлениям, вдоль которых изменяются проектные параметры. Эти плоскости пересекаются по прямым, которые в свою очередь пересекаются в точках, называемых в дальнейшем узлами. Вычислим значения целевой функции в узлах и в центре куба. В случае М проектных параметров получим 2

значений целевой функции, из которых выберем наибольшее. Примем соответствующий узел за центр гиперкуба меньших размеров и продолжим исследование. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнута требуемая степень сужения интервала неопределенности. Если в области допустимых значений обозначить степень сужения вдоль какой-либо оси координат через r, то линейное сужение для b-мерного гиперкуба будет равно f=r
,
а число вычисленных значений целевой функции N=b (2
) +1.