Смекни!
smekni.com

Особенности подготовки и обработки иллюстраций для печатной продукции (стр. 3 из 11)

Как для цветных, так и для одноцветных иллюстраций имеется ряд возможностей наилучшего их размещения в тексте. Эти возможности определяются способом, используемым для работы с книгой или газетой в целом – например, применяемой наборной системой. В современной типографии, пользуясь современными графическими программными средствами, в которые входит и программы верстки, способность легко и качественно сверстать иллюстрации и текст намного возросла по сравнению с тем временем, когда не было компьютеров. Настольная издательская система (НИС) – упростила создание книги или газеты. Используя оборудование, которое помещается на обычном столе, один человек – издатель, редактор и мастер на все руки – может конструировать на компьютере и вспомогательных устройствах шрифт, иллюстрации и целые страницы, которые затем печатаются на лазерном принтере.

Выбор основного образа действий для работы с иллюстративным материалом будет зависеть от того, будут ли иллюстрации заверстаны в текст и далее будут обрабатываться как единый массив, или же планируется отдельная обработка иллюстраций с последующим ручным монтажом. В первом случае иллюстрации могут быть переданы в программу верстки и либо создаваться внутри нее, либо изображение будет сканироваться и затем передаваться в программу верстки.

Одноцветные иллюстрации можно разделить на штриховые и полутоновые; к каждой группе применяются свои методы обработки. Штриховые изображения обычно целиком строятся из сплошных черных линий (или точек, или пунктиров) без полутонов. Типичными примерами являются технические диаграммы, архитектурные планы, рисунки, выполненные тушью или чернилами, графики и объемные диаграммы. Полутоновые иллюстрации имеют гамму оттенков. Типичными примерами являются черно-белые фотографии, карандашные рисунки со светотенью, рисунки, созданные с помощью аэрографа.

Графика, помещенная внутри основного текста, может обрабатываться различными способами.

Если работа ведется с использованием НИС, лучше всего создавать рисунки непосредственно в программе верстки. При этом иллюстрации можно не подвергать отдельной обработке, поскольку они генерируются как часть оригинал макета.

Если для текстового материала используется НИС, а графические рисунки подготовлены отдельно, есть возможность выбора: либо рисунки сканируются и затем помещаются в текст при электронной верстке, либо в оригинал-макете предусматривается место для иллюстраций, снятых с оригинала в нужном масштабе и вставляемых затем в текст.

Предварительное сканирование и вставка изображений в окончательные файлы обходится обычно дешевле. Есть ряд преимуществ хранения рисунков в том же файле, что и основной текст, особенно в том случае, если ожидается значительный объем правки, дополнительные издания книги, или если материал будет повторно использоваться в дальнейшем.

Для получения профессионального качества изображений штриховые рисунки должны быть отсканированы с минимальным разрешением 600dpi, а при обработке изображений издательствами, использующими качественные сканирующие устройства, разрешение составляет не менее 1000dpi для большинства графических рисунков. Разрешение на выводе тоже должно быть принято во внимание. Разрешение менее 600dpi не подходит для большинства графических рисунков; 600dpi – приемлемо, но наилучшие результаты дает разрешение 1000dpi и выше (т.е. разрешение, свойственное фотонаборным устройствам).

Полутоновые оригиналы также могут обрабатываться настольными издательскими системами или системами предварительной обработки наборных машин вместе с основным текстом. Они могут быть обработаны и отдельно либо с помощью автономного сканера, либо с помощью фотокамеры с получением фотоотпечатков для последующего монтажа.

В случае использования НИС, полутоновые оригиналы иллюстраций могут быть сканированы, изображения обработаны и загружены в одну из программ верстки, после чего выведены в виде отпечатков. Но для некоторых книг качество монопередачи может оказаться недостаточным для последующего воспроизведения, поэтому в этом случае необходимо осуществить предварительный вывод и оценить полученные результаты, и лишь потом принимать окончательное решение об использовании данного способа.

Интегрированная верстка иллюстраций вместе с текстом удобна при наличии мощных систем верстки, способных к тонкой обработке сканированных полутоновых изображений.

Если же иллюстрации будут обрабатываться независимо, каковы преимущества сканирования по сравнению с фотосъемкой?

Сканирование черно-белых изображений обходится несколько дороже, чем черно-белая фотография, но сканирование может дать несравненно лучшие результаты, нежели фотокамера. Компьютерная обработка изображений позволяет регулировать контрастность, ретушировать изображения, маскировать отдельные элементы и использовать еще множество специальных эффектов.

Цветные оригиналы иллюстраций, могут представлять собой изображения в проходящем свете на фотопленке или в отраженном свете, т.е. фотографии, рисунки красками или другие цветные изображения.

Воспроизведение цветных штриховых иллюстраций. Подготовленные вручную линейные штриховые оригиналы (с четко обозначенными границами цветов) могут быть представлены либо в виде «изображений с разделением цветов», либо в виде «многоцветных изображений с заданием границ цветовых областей». Ручное цветоделение состоит из базового рисунка с несколькими готовыми для съемки фотокамерой слоями-покрытиями с согласованным размещением цветных элементов. Если изображение было подготовлено в НИС, для его вывода могут непосредственно использоваться отдельные пленки.

Подготовленные вручную многоцветные изображения с заданием границ цветовых областей содержат большинство элементов на базовом рисунке, а инструкции по разделению и обработке цветов содержатся на отдельном слое.

В любом случае определяющим при выборе наилучшего метода обработки является способ представления изображения.

Традиционным способом работы с цветным штриховым изображением является съемка с последующим монтажом и доводкой вручную. Как мы увидим в следующем разделе, некоторые составляющие процесса могут быть в большей или меньшей степени автоматизированы, но основная часть работы выполняется вручную, а сканеры здесь практически не применяются.

Многие НИС позволяют работать со штриховыми изображениями с разделением цветов. С их помощью могут быть созданы фотоформы с цветоделением, а также получены различные оттенки в соответствии со схемой цветосмешения при заданных параметрах, установленных в системе Pantone.

Воспроизведение цветных полутоновых иллюстраций. Любое цветное полутоновое изображение, предназначенное для четырехцветной печати, должно быть подвергнуто цветоделению на четыре составляющих цвета (краски): голубой, пурпурный, желтый и черный.

Хотя процесс получения цветоделенных фотоформ может быть выполнен и с помощью сканера, и с помощью фотокамеры, на сегодняшний день реально применяется только сканирование. При этом облегчается как планирование сюжетов расположения в ходе интегрированной верстки, так и обработка иллюстраций.

При интегрированном размещении иллюстраций требуется либо применение мощной НИС и профессионального программного пакета, способного управлять цветоделением пленок на выходе, либо использование электронной системы верстки страниц в цвете.

Наиболее совершенные системы электронной верстки предлагают широкие возможности по ретушированию, обрезке, а также применению специальных эффектов и отдельной подготовке фрагментов. Но для большинства книг такая система набора может оказаться излишне дорогостоящей. Здесь чаще используется более привычный подход: отсканированные изображения вручную комбинируют с фотоформами, содержащими текст, непосредственно перед операцией получения окончательных фотоформ.

После того как вы выбрали наилучший метод обработки и определили окончательные размеры иллюстраций, материал готов к дальнейшим операциям, но для полутоновых работ требуется принять еще одно решение: выбрать линиатуру и другие характеристики растра. Растр – широкое понятие; оно используется не только в полиграфии, но и в телевидении и оптике. Растром называют точечную структуру полученного изображения. Она может быть упорядоченной (регулярной) или хаотической. Наиболее часто применяется регулярная структура, которая характеризуется линиатурой, углом поворота растровых линий и формой самих точек, составляющих линии. Эти показатели оказывают существенное влияние на качество иллюстраций в любом издании.

На вид полутонового изображения решающее значение оказывают три основные характеристики растра: узор или текстура растра; форма точек, составляющих растрированное изображение; линиатура (грубая или четкая) изображения.

Наиболее простой является круглая форма точек. При воспроизведении в электронных системах могут также задаваться квадратная, эллиптическая и многие другие формы точек. С эллиптической точкой получаются более плавные переходы в средних тонах, что полезно для портретных сюжетов.

Для рекламных сюжетов иногда используют необычные формы точек и линий, это позволяет получить так называемые специальные эффекты, привлекающие внимание человека. Таковы структуры с линейной, кольцевой, волнообразной, текстурированной формой растровых элементов.

Линиатура – параметр, определяяющий количество пространственных линий растра на единицу длины (обычно, дюйм или сантиметр). Определяется и обозначается в виде аббревиатуры Lpi (Lines per inch). Параметр актуален для амплитудно-модулированных растров. Чем выше линиатура, тем обычно выше четкость и качество репродуцируемого изображения. Однако, технологические пределы, определяемые качеством печати, печатного станка и бумаги, определяет некоторый верхний предел линиатуры, выше которого печать производить не рекомендуется (например, для газетной бумаги и ротационной офсетной машины не рекомендуется линиатура выше 100–120 lpi, иначе качество печати может быть неудовлетворительным, из-за уменьшения размеров растровых точек и пробелов между ними до критически малого минимума). Измеряется в «линиях-на-дюйм» (lpi) – по международной шкале или в «линиях-на-сантиметр» – по отечественной. Переводной коэффициент – 2,54 (150 lpi = 59 л/см). При прямом выводе фотоформ в современных электронных системах может быть достигнута очень высокая линиатура 60 лин/см, она применяется для черно-белых и цветных работ, печатаемых на бумаге с матовым мелованным покрытием.