Смекни!
smekni.com

Проектирование и разработка программы ЧАТ для локальной сети (стр. 1 из 3)

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ г.СТАРЫЙ ОСКОЛ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИЧЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Курсовая работа

По дисциплине: Проектирование информационных систем

На тему

Проектирование и разработка программы ЧАТ для локальной сети

Выполнил

Кирилов О.И.


Содержание

Введение

Глава I. История возникновения чата

Виды чатов

Глава II. Создание многопользовательского чата

Листинг программы

Заключение

Приложение


Введение

Работая в сети Internet, мы очень часто встречаемся с разного рода многопользовательскими программами. Ими могут быть почтовые клиенты, чаты, форумы, FTP клиенты и т.п. Все эти приложения используют для своей работы разного рода протокола: FTP, POP, SMTP, HTTP, и т.д. Но базовым для них является единый протокол - TCP/IP. Типичное же приложение TCP/IP построено на клиент-серверной архитектуре. Примером приложения построенного на данной архитектуре, является чат реального времени. В данной курсовой работе я буду создавать чат средствами Borland Delphi. Для этой цели мне необходимы компоненты TClientSocket и TServerSocket Выбранные компоненты при работе с протоколом TCP/IP используют интерфейс сокетов. Но прежде чем перейти к разработке чата, разберем, что же такое сокеты.

Сокеты – это интерфейс прикладного программирования для сетевых приложений TCP/IP. Интерфейс сокетов был создан в восьмидесятых годах для операционной системы UNIX. Позднее интерфейс сокетов был перенесен в MicrosoftWindows. Сокеты до сих пор используются в приложениях для сетей TCP/IP. В переводе с английского "sockets" – гнезда, т.е. сетевые приложения используют сокеты, как виртуальные разъемы для обмена данными между собой. Сокеты бывают трех видов: клиентские, слушающие и серверные. Клиентские сокеты устанавливают связь с сервером и обмениваются с ним данными. Клиентский сокет включен в компонент TClientSocket. Слушающий сокет принимает запрос на соединение от клиентского сокета, и соединяет сервер с клиентом. Слушающий сокет содержится в компоненте TServerSocket. Серверный сокет обменивается данными с клиентом по уже установленному (слушающим сокетом) соединению. Для того чтобы клиент мог установить соединение с сервером, ему необходимо указать его адрес (IP) и номер порта, через который будет происходить обмен данными.


Глава I. История возникновения чата

Вопросы общения интересовали людей всегда. Для того, чтобы можно было обмениваться информацией не только при личной встрече, но и на огромных расстояниях, люди изобретали всё новые и новые технические средства, организовывали почтовые системы, протягивали кабели через континенты и океаны, запускали спутники связи. С развитием информационных технологий стали возможным еще более глобальные коммуникации. Историческим «докомпьютерным» предшественником чатов, несомненно, был телефон. Ни почта, ни телеграф не позволяли общаться в реальном времени и не были доступны в домашней обстановке. Изобретение и распространение телефона по планете вызвало настоящую революцию в средствах и способах общения. Возможность поговорить с собеседником на другой стороне Земли казалась настоящим чудом.

Во второй половине XX века начали бурно развиваться компьютеры. Однако долгое время они были большими и слишком дорогими, что препятствовало тому, чтобы расходовать драгоценное машинное время на забавы с обменом сообщениями вместо расчетов атомных бомб. К тому же, до конца 60-х годов они не были связаны друг с другом. Предок Интернета, сеть ARPANET, в 1969 году насчитывала только четыре связанных друг с другом научных компьютера. Чуть позже, в 1971 году, была придумана электронная почта, которая стала необычайно популярна ввиду своего удобства. Постепенно появились новые службы сообщений, такие, как списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ARPANET ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах, что затрудняло её распространение. Но тем не менее, эта проблема вскоре была решена после перехода сетей на протокол обмена данными TCP/IP, который успешно применяется до сих пор. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET.

Программы для обмена текстовыми строками, несмотря на простоту самой идеи, появились не сразу. Примерно в 1974 году для мэйнфрейма PLATO был разработана программа Talkomatic, потенциально позволявшая общаться между тысячей терминалов системы. В 1980-x появилась система Freelancing' Round table. Однако по-настоящему популярным стал разработанный в 1988 году протокол, названный Internet Relay Chat (IRC), что примерно можно перевести как ретранслируемый интернет-разговор. Где-то в это же время появилось и распространилось само понятие «чат». Общение в IRC быстро стало популярным из-за простоты процесса и дружественности среды. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» была организована IRC-трансляция новостей — сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме реального времени передавались в IRC. Есть сведения, что подобным образом IRC использовался и во время путча в СССР, когда пользователи из Москвы моментально сообщали всему миру о происходящем на улицах. Для клиентов IRC, написано множество ботов, например, Eggdrop, автоматизирующие многие рутинные операции. Самым известным из клиентов IRC стал mIRC; благодаря простой и эффективной системе команд для него было написано множество скриптов, которые также позволяют выполнять широкий спектр действий. Боты и mIRC-боты используются для различных игр в каналах — «Мафия», «Викторина», и других. Разработчики IRC настолько хорошо продумали его архитектуру, что её с тех пор практически не требовалось изменять. Конечно, у него есть недостатки: короткие сообщения, проблема с кодировками, невозможность посмотреть историю сообщений при подключении. Однако он был и остаётся популярным средством для чата, хотя и в значительной мере потеснен со своих позиций. В частности, в 1998 году был придуман похожего назначения протокол Jabber - даже его название (англ. jabber болтовня, трёп; тарабарщина) отсылало к слову chat. Jabber содержал в себе многие технические новшества и постепенно получил широкое распространение, а также стал основой многих сервисов. Были и другие протоколы, менее известные, например, SIP.

Виды чатов

Существует несколько разновидностей программной реализации чатов:

HTTP или веб-чаты. Такой чат выглядит как обычная веб-страница, где можно прочесть последние несколько десятков фраз, написанные участниками чата и модераторами. Чаты, использующие технологию Adobe Flash. Вместо периодической перезагрузки страницы, между клиентом и сервером открывается сокет, что позволяет моментально отправлять или получать сообщения, расходуя меньше трафика.

IRC, специализированный протокол для чатов.

Программы-чаты для общения в локальных сетях (например, Vypress Chat, Intranet Chat). Часто есть возможность передачи файлов.

Чаты, реализованные поверх сторонних протоколов (например чат, использующий ICQ).

По применению чаты делятся на:

all2all - групповая коммуникация (например, IRC, Jabber, Yahoo! Chat, AVACS Live Chat);

p2p - персональные коммуникации (например, ICQ, Jabber, Skype, Yahoo! Messenger, AOLInstantMessenger, Hamachi) — личное общение.

Глава II. Создание многопользовательского чата (Multy-useron-line)

Multy-user- один сервер и множество клиентов. Сервер при этом выполняет обработку входящих сообщений, пересылает их по нужным каналам, регистрирует пользователей и показывает всем, сколько пользователей общаются в текущий момент.

Начнем разработку приложения чата с новой формы. Вот, что должно быть в форме:

PortEdit (Edit)

HostEdit (Edit)

NikEdit (Edit)

TextEdit (Edit)

ChatMemo (Memo)

ClientBtn (Button)

ServerBtn (Button)

SendBtn (Button)

ServerSocket (ServerSocket)

ClientSocket (ClientSocket)

UserListView (ListView)

ImageList (ImageList)

ServerTimer (Timer)

Компонентыизстандартногопакета Delphi ServerSocket и ClientSocket невсегдамогутбытьотображенывпалитре Internet, иихнужнозагрузитьследующимобразом: выбратьменю: Component - Install Packages… - Add., далеенужноуказатьфайл …\bin\dclsockets70.bpl.

Как правило, разработка любой программы начинается с определения задач, которые она должна выполнять, и определения уже на этом этапе нужных компонентов. Программа представляет собой чат для нескольких пользователей, каждый из которых может быть как сервером, так и клиентом, значит, кидаем в форму компоненты ServerSocket и ClientSocket. Важным параметром для всех является порт. Только при одинаковом значении свойства Port, связь между ними установится. Кинем в форму компонент Edit, чтобы оперативно изменять порт, назовем его PortEdit. Для соединения с сервером необходимо указывать IP сервера или его имя, поэтому кинем еще один Edit, назовем его HostEdit. Так же нам понадобятся еще два Edit’а для указания ника и ввода текста сообщения, назовем их NikEdit и TextEdit, соответственно. Текст принимаемых и отправляемых сообщений будет отображаться в Memo, кинем его в форму и назовем ChatMemo. Установим сразу вертикальную полосу прокрутки: ScrollBars = ssVertical, и свойство ReadOnly = True. Добавим клавиши управления Button: ServerBtn – для создания/закрытия сервера, ClientBtn – для подключения/отключения клиента к серверу, SendBtn - для отправки сообщений. Изменим Caption этих клавиш на “Создать сервер”, “Подключиться” и “Отправить”, соответственно. UserListView предназначен для вывода списка пользователей, который будет динамически обновляться при подключении или отключении пользователей. Сам компонент ListView настраивается как табличный отчет: свойство ViewStyle = vsReport (стиль таблицы), свойство ShowColumnHeaders = False (не показывать имена столбцов), свойство ReadOnly = True (только отображение), свойство SmallImages = ImageList (массив с иконками). Двойным кликом на компоненте ListView выводится редактор Editing UserListView.Columns. Добавляется один столбец (порядковый номер -0). В ImageList через Add закидываются иконки, в нашем случае две, с изображением силуэта пользователя: в белом – пометка сервера, в красном – пометка клиента.