Смекни!
smekni.com

Проектирование и разработка электронного учебника "Основы творческо–конструкторской деятельности" (стр. 3 из 4)

Задачи проекта «Основы творческо–конструкторской деятельности» через создание электронного учебника:

· обеспечить информационную поддержку научно-методической деятельности студентов;

· улучшить качество их подготовки как к занятиям по технологии, так и к различным видам практик в школе;

· интенсифицировать обучение, в том числе и за счет оперативного подбора материала по интересующей пользователей тематике;

· увеличить полноценность и качество самостоятельной работы студентов, осуществляя их саморазвитие, самообразование.

Являясь своеобразным банком методических данных, проект «Основы творческо-конструкторской деятельности», представляет собой конструктивную модель комплексного информационного учебно-методического обеспечения, реализованного в форме электронного учебника, аккумулирующего предметный учебно-методический материал.

В структуре разработанного ЭУ «Основы творческо–конструкторской деятельности» можно выделить 6 разделов:

1-й - «Основы творческо – конструкторской деятельности». Данный раздел ориентирован для изучения старшеклассниками и студентами колледжа, в него входит: лекционный и практический материалы, тесты, вопросы, рабочая тетрадь, в которой представлены задачи и примеры. Рабочая тетрадь предполагает индивидуальное использование, что позволяет организовать своевременный контроль за качеством обучения (мониторинг) и создать предпосылки для дистанционного обучения.

Необходимо отметить особенности оформления данного раздела. Исходя из возраста пользователей, были использованы анимированные картинки, своеобразный дизайн, презентации к лекционным и практическим материалам, содержание которых раскрывает как особенности материала, так и биографии создателей основных методов творческо-конструкторской деятельности.

2-й - «Основы творческо–конструкторской деятельности: методы и организация» составляет основное содержание электронного учебника, содержит разнообразный лекционный материал, имеющий методическую ценность, т.к. направлен на повышение эффективности уроков технологии;

3-й - «Методика обучения старшеклассников» представлен дополнительным лекционным материалом в виде документа MicrosoftWord, которым может воспользоваться любой читатель;

4-й - «Основы классической ТРИЗ» представлен дополнительным лекционным материалом. Рекомендован для самостоятельного развития систематического, направленного, изобретательного мышления студентами.

5-й – Глоссарий, представленный терминами не только данной дисциплины, но и терминами смежными с ней дисциплинами. К глоссарию студент может обратиться в любой момент.

6-й – «Рабочая тетрадь» - данный раздел предназначен для индивидуальной работы студента с целью закрепления изученного материала. В нем представлены:

- вопросы;

- задачи;

- тесты;

- ключи к вопросникам;

- примеры решения задач;

- практические задания.

Информационная система обеспечивает оперативный доступ к массивам разнообразной полнотекстовой информации, которая структурирована с учетом специфики предмета и облегченного доступа к ней пользователей.

В данном проекте обеспечена оптимальная последовательность действий в процессе самостоятельного обучения, включая произвольную последовательность изучения по усмотрению обучаемого.

Навигация осуществляется в интерактивном режиме и предполагает локальное ориентирование. Последовательность действий, заложенных в подсистеме навигации студента, не исключает произвольной последовательности изучения по усмотрению обучаемого.

Основной фактор, определяющий удобство работы пользователя в диалоговом интерфейсе, является его стандартизация. Наряду со стандартными компонентами интерфейса, важная задача - организовать вывод информации таким образом, чтобы в каждый момент времени концентрировать внимание пользователя на необходимой информации. На каждой странице учебника присутствуют две навигационные панели: слева и слева страницы (рисунок 1). Важно отметить, что панель справа страницы (рисунок 2)можно передвигать по всей страницы и оставлять там, где удобно пользователю. Эти панели призваны обеспечивать навигацию внутри текущего раздела учебника и содержат следующие кнопки для перехода:

Первая панель (слева страницы)

· содержание первого раздела,

· содержание второго раздела,

· третий раздел,

· четвертый раздел,

· глоссарий,

· страницу об авторах,

· рабочую тетрадь.

Рис. 1. Раздел 1.

Вторая панель (справа страницы) в первом разделе;

· термины,

· практическая работа,

· тест,

· вопросы,

· лекции,

· презентации,

· рабочая тетрадь,

· примеры.

Рис.2 Раздел 1.

2.2 Программный инструментарий по созданию электронного учебника

Ниже представлено краткое описание программного инструментария, который был использован при создании ЭУ «Основы творческо–конструкторской деятельности».

HTML(HyperTextMarkujLanguage - "Язык разметки гипертекстов"). HTML был разработан для того, чтобы, создавая документ, можно было не думать о различии в программном иаппаратном обеспечении компьютеров, на которых этот документ будет просматриваться. При создании документа в HTML делается акцент на его структуре. Для сравнения: любой текстовый редактор концентрирует внимание на внешнем виде документа. Возможность создания документа, который может быть просмотрен на любом компьютере, большой шаг вперед по сравнению с использованием таких текстовых редакторов, как, например, MicrosoftWord.

HTML определяет формат представления информации, при использовании которого не нужно думать о форматировании текста, а можно полностью сосредоточиться на его содержании. HTML очень прост в использовании, но требует от работающего с ним человека мышления в пределах строгих правил.

Анимации для первого раздела были спроектированы и разработаны студентами 4 курса филиала КГПУ им. В. П. Астафьева в г. Канске в рамках дисциплины Компьютерная графика.

Используемые картинки сжимались в программе Easy Image Compressor, которая предназначена для уменьшения размера рисунков в байтах перед пересылкой через e-mail, публикации на WWW, а также записи на переносной носитель информации. После сжатия картинок, страницы электронного издания значительно быстрее загружаются, и само издание занимает меньше места.

При создании ЭУ для обработки графических объектов был использован графический редактор компании AdobePhotoShop 8.0.

Компания AdobeSystemsInc. славится прекрасными и мощными графическими пакетами. AdobePhotoShop давно зарекомендовал себя как средство профессиональной обработки графики. Это целый комплекс, включающий множество сложнейших инструментов модификации растрового рисунка, добавления спецэффектов, поддерживающий многоуровневые слои и имеющий богатые возможности работы с цветом. В наши дни PhotoShop стал рабочим инструментом миллионов пользователей, имеющих самую различную подготовку и профессиональные интересы. Photoshop, использование которого было когда-то уделом лишь профессиональных фотографов, художников и работников полиграфической отрасли сегодня проникает буквально в каждую компьютерную систему. На данный момент без использования этого продукта не может обойтись не один Web-дизайнер, т.к. это очень гибкий пакет, который включает в себя огромное количество инструментов для работы с графикой. Вероятно, это самый мощный редактор растровой графики на сегодняшний день.

Главная навигационная панель, представленная на рисунке 3, дает возможность пользователю, не знающему языков программирования, менять содержание электронного курса.

Рис. 3. Главная навигационная панель.

Файловая система реализована разноуровневой иерархии. В корневом каталоге ЭУ находятся файлы относящиеся непосредственно к основным разделам (Папки: Razdel1, Razdel2, Razdel3, Razdel4, Chapter1, Файлы: index.htm - фаил загрузки и др.).

Редактирование и создание кодов производилось исключительно с помощью стандартной программы ²Блокнот² и html-редактора DreamWeaver 4.0.

При создании ЭУ для написания html-страниц мной был использован пакет Macromedia DreamWeaver 4.0 от компании Macromedia, считающейся лидером по производству программ для создания веб-сайтов, а также законодателем моды в этой области. HTML-редактора этой компании - DreamWeaver 4.0 относится к категории WYSIWYG-редакторов, и этот пакет имеет очень много достоинств: удобный интерфейс, настройка функций, поддержка больших проектов и ShockWave технологий, возможность закачки файлов через FTP, поддержка SSI и многое другое. Для работы в этой программе не нужно досконально знать HTML (в этом и заключается преимущество технологии WYSIWYG - что вижу, то и получаю). Но DreamWeaver на несколько шагов опережает другие редакторы, использующие технологию WYSIWYG, в первую очередь тем, что генерирует очень чистый HTML-код.

Главная навигационная панель в виде отдельной HTML-страницы. В ней расположены название дисциплины и ниже слева направо ссылки: раздел 1, раздел 2, раздел 3, раздел 3, об авторах. При нажатии на раздел появляется содержание данного раздела, при нажатии на параграф раздела появляется название параграфа и лекционный материал по нему.