Смекни!
smekni.com

Свойства информации. Единицы измерения количества информации (стр. 22 из 24)

Как должно быть

Базовые законы, которые являются фундаментом применения программ и баз данных, были приняты достаточно давно: закон № 3523-1 "О правовой ох­ране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" — 23.09.92 и закон № 5351-1 (№ 110-ФЗ) "Об авторском праве и смежных пра­вах" — 9.07.93 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95.

Познакомимся с наиболее важными положениями этих законов. Начнем с нескольких определений: это хороший путь, чтобы закон был однозначным и не вызывал разночтений. Основными объектами инфор­мационной деятельности на ЭВМ закон признает про­грамму для ЭВМ и базу данных.

"Программа для ЭВМ — объективная форма со­вокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных ма­шин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с це­лью получения определенного результата. Под програм­мой для ЭВМ подразумеваются также подготовитель­ные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения".

База данных — это объективная форма представ­ления и организации совокупности данных (напри­мер: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ".

Программы для ЭВМ или базы данных используют­ся человеком в тех или иных целях. "Использование программы для ЭВМ или базы данных — это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные дей­ствия по их введению в хозяйственный оборот".

К сожалению, последнее определение "тянет за со­бой" еще три, что связано с разнообразием способов использования: мы можем пользоваться программами для ЭВМ или базами данных сами, а можем переда­вать их копии другим.

"Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных — это предоставление экземп­ляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста)".

"Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных — это изготовление одного и более экземпля­ров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ".

"Распространение программы для ЭВМ или базы данных — это предоставление доступа для воспроиз­ведения в любой материальной форме программы для ЭВМ или базы данных, в том числе сетевыми или иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы..."

А теперь, наконец, поговорим своими словами о пра­вовой охране программы и данных. Начнем с того, что

они рождаются благодаря автору. "Автор — это физи­ческое лицо5, творческим трудом которого создано про­изведение", в том числе программа или база данных. Отсюда очевидно, что автор должен обладать опреде­ленными правами на "свое детище"; их совокупность кратко называют авторским правом, которое, собствен­но, и является объектом правовой охраны.

Примечание. Ситуация может осложняться тем, что авто­рами могут быть несколько человек, а также тот факт, что программа или база данных создается в порядке служебного задания, т.е. на работе и с получением за это соответствующей оплаты. Разумеется, указанные случаи имеют свою специфику, но мы оставим ее юристам.

Авторское право на программы для ЭВМ или базы данных возникает в силу их создания — не требуется какой-либо регистрации или иной формальной процеду­ры. Автор оповещает о своих правах путем указания знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов: символа © или (С), наименования (име­ни) автора и года первого выпуска программы или базы данных.

Авторское право распространяется на любые про­граммы и базы, как выпущенные, так и не выпущен­ные в свет (т.е. факт широкого распространения нео­бязателен), независимо от материального носителя, назначения и достоинства.

Не следует смешивать авторское право с правами на их материальный носитель: грубо говоря, запись чужой программы на ваш диск еще не дает вам на саму программу никаких прав.

Программы могут быть написаны на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объект­ный код. Пока не доказано обратное, все они счита­ются результатом творческой деятельности автора.

И еще одно очень важное положение. Авторское право распространяется только на саму программу (не случайно в определении говорится об объектив­ной форме!). Идеи и принципы, включая "идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования", под авторское пра­во не попадают. Приведу в качестве примера "юриди­чески чистый" принцип создания BIOS компьютеров. Как известно, в BIOS имеется некоторый набор стан­дартных функций ввода/вывода, код которых, разу­меется, защищен авторскими правами. Но можно поступить следующим образом. Создать две группы специалистов, первая из которых подробно изучит BIOS и опишет его функции, а вторая использует это описа­ние как техническое задание. Поскольку вторая груп­па даже не знакома с оригинальным BIOS, то резуль­тат ее творчества хотя и будет делать то же самое, но никакого нарушения авторского права здесь не будет. Кстати, по аналогичной схеме были сделаны многие

5 Так юристы называют нас — простых смертных, в отличие от юридических лиц, т.е. организаций.

модели процессоров AMD, только в качестве источни­ка информации использовалась официальная докумен­тация фирмы Intel.

Для случая баз данных правовая охрана распростра­няется на творческий труд по подбору и организации данных. Сами данные не обязательно являются объек­тами авторского права того, кто разработал базу. При этом, разумеется, включение в базу материалов не долж­но нарушать чьих-либо еще авторских прав: нельзя, например, создать базу данных из текстов рассказов писателя без его ведома и т.п. Все входящие в базу данные могут быть использованы независимо от нее.

Авторское право действует с момента создания про­граммы или базы в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Некоторые авторские права могут передаваться по наследству; сейчас мы не будем обсуж­дать этот аспект, хотя бы потому, что программы жи­вут слишком мало, чтобы пережить автора на 50 лет.

Истечение срока действия авторского права означа­ет его переход в общественное достояние. Такие про­изведения могут свободно использоваться всеми. Об­щественным достоянием также считаются те произ­ведения, которым ранее никогда не предоставлялась охрана (например, стихи Пушкина; применительно к программам это едва ли возможно).

Теперь, когда мы получили некоторое общее пред­ставление о возникновении и охране авторских прав, рассмотрим более подробно, в чем они состоят. Прежде всего права бывают личные и имущественные.

Личные права:

• право авторства — право считаться автором;

• право на имя — право определять, в какой форме указывать имя (свое имя, псевдоним или анонимно);

• право на неприкосновенность (целостность) — т.е. право на защиту как самой программы или базы, так и их названий "от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и досто­инству автора".

Имущественные права состоят в исключительных правах автора на разрешение осуществления следую­щих действий:

• выпуск в свет;

• воспроизведение в любой форме и любыми спосо­бами;

• распространение (определение всех трех понятий были даны ранее);

• иное использование, включая модификацию, пе­ревод с одного языка на другой и т.д.

Подчеркнем, что первая группа прав охраняется бессрочно и не передается по наследству. Вторая же, напротив, обладает ограниченным сроком действия и по наследству передаваться может.

Таким образом, закон предоставляет автору все пра­ва, связанные с распространением своего произведе­ния (отметим, что под произведением понимаются

не только программы и базы данных, но и литератур­ные, музыкальные и другие произведения, копии филь­мов, песен и т.п.). Все перечисленные выше действия без согласия автора незаконны.

Разумеется, автор может передавать свои имуще­ственные права другим лицам, иначе, кроме компози­тора, никто не смог бы исполнять и даже слушать его музыку. Для этого заключается соответствующий до­говор с другими физическими или юридическими ли­цами. Смысл подобных договоров состоит в том, что автор получает причитающееся ему авторское вознаг­раждение, а за это тот, кто оплатил право на ис­пользование произведения, может его воспроизводить для себя, публично исполнять или даже тиражировать (например, фирма звукозаписи).

Существенным отличием от традиционной "пират­ской" схемы является то, что тиражирование ведется по договору, и значит, с ведома и согласия автора, причем последний получает с этого четко оговоренное вознаграждение. При пиратском копировании автор даже не ставится в известность, а об авторском гоно­раре и говорить не приходится... (впрочем, мы не­сколько забежали вперед — сейчас мы говорим, как все должно быть по закону!).

В искусстве (например, музыке) авторские права реализуются сложнее, чем в использовании программ и баз данных. В последнем случае достаточно просто оплатить право пользования данным экземпляром про­граммы6. Строго говоря, при этом должен подписы­ваться договор, но для упрощения процедуры закон допускает "применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых усло­вий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных". Такой договор принято назы­вать лицензией. При этом важно понимать, что в слу­чае несогласия с указанными условиями вы обязаны вернуть продукт, а начало его использования юриди­чески означает признание вами этих условий.