Смекни!
smekni.com

Разработка операционных систем (стр. 4 из 11)

При увеличении размера программы количество содержащихся в ней ошибок также увеличивается.

Когда к программе добавляются новые функции, при этом к ней добавляются новые процедуры, а вместе с ними и новые ошибки. Программисты, полагающие, что при добавлении новых функций к программе не добавится новых ошибок, либо являются новичками в программировании, либо верят, что за ними присматривает добрая фея.

Простота является не единственным принципом, которым следует руководствоваться при разработке системных вызовов. Следует также помнить о фразе, сказанной Б. Лэмпсоном в 1984 году: Не скрывай мощь.

Если у аппаратного обеспечения есть крайне эффективный способ выполнить что-либо, программистам следует предоставить простой доступ к этой возможности, а не хоронить ее внутри некой абстракции. Назначение абстракций заключается в том, чтобы скрывать нежелательные свойства, а не полезные свойства. Например, предположим, что у аппаратуры есть специальный способ перемещения больших участков изображений по экрану (то есть в видеопамяти) на высокой скорости. В этом случае ввод нового системного вызова, предоставляющего доступ к этому механизму, будет оправдан, так как это лучше, чем читать данные из видеоОЗУ в обычную память, а затем писать эти данные обратно в видеоОЗУ. Новый вызов должен просто перемещать биты в видеопамяти. Если этот новый системный вызов будет быстрым, это позволит пользователям создавать более эффективные программы. Если системный вызов медленный, никто не будет им пользоваться.

При проектировании системы возникает также вопрос использования ориентированных на соединение вызовов или вызовов, не использующих соединений. Стандартные системные вызовы UNIX и Win32 для чтения файлов являются ориентированными на соединение. Сначала вы открываете файл, затем читаете его и, наконец, закрываете файл. Некоторые протоколы работы с удаленными файлами также являются ориентированными на соединение. Например, чтобы использовать протокол FTP, пользователь сначала регистрируется на удаленной машине, читает файлы, а затем выходит из системы.

С другой стороны, некоторые протоколы удаленного доступа к файлам не требуют соединений. Например, протокол NFS не требует соединений, как было показано в главе 10. Каждый вызов NFS является независимым, поэтому файлы не открываются до их чтения или записи, разумеется, файлы не нужно закрывать после чтения или записи. Всемирная паутина также не требует соединений: чтобы прочитать web-страницу, вы просто запрашиваете ее. Не требуется никаких предварительных настроек (TCP-соединение все-таки требуется, но оно представляет собой более низкий уровень протокола; протокол HTTP, используемый для доступа к самой web-странице, не требует соединений).

От того, какой из механизмов выбрать – ориентированный на соединение или не требующий соединений, – зависит, будет ли от механизма требоваться дополнительная работа (например, по открытию файлов), или же эта работа перекладывается на плечи использующей механизм прикладной программы. В последнем случае получается существенный выигрыш в эффективности, если к одному и тому же файлу программа обращается много раз. Для системы ввода-вывода на одной машине, где стоимость подготовки ввода-вывода (открытия файла) низка, вероятно, лучше использовать стандартный способ (сначала открыть, затем использовать). Для удаленных файловых систем возможно использование обоих вариантов.

Другой вопрос, возникающий при проектировании интерфейса системных вызовов, заключается в его открытости. Список системных вызовов, определяемых стандартом POSIX, легко найти. Эти системные вызовы поддерживаются всеми системами UNIX, как и небольшое количество других вызовов, но полный список всегда публикуется. Корпорация Microsoft, напротив, никогда не публиковала список системных вызовов Windows 2000. Вместо этого публикуются функции интерфейса Win32 API, а также вызовы других интерфейсов; эти списки содержат огромное количество библиотечных вызовов (более 13 000 в Windows 2000), но только малое их число является настоящими системными вызовами. Аргумент в пользу открытости системных вызовов заключается в том, что программистам становится известна цена использования функций. Функции, исполняемые в пространстве пользователя, выполняются быстрее, чем те, которые требуют переключения в режим ядра. Закрытость системных вызовов также имеет свои преимущества, заключающиеся в том, что в результате достигается гибкость в реализации библиотечных процедур. То есть разработчики операционной системы получают возможность изменять действительные системные вызовы, сохраняя при этом работоспособность прикладных программ.

Реализация

Мы обсудили пользовательский интерфейс и интерфейс системных вызовов. Теперь пора обсудить вопрос реализации операционной системы. В следующих восьми разделах мы изучим некоторые общие концептуальные вопросы, относящиеся к стратегиям реализации. После этого мы рассмотрим некоторые примеры низкоуровневой техники, которая часто бывает полезной.

Структура системы

Вероятно, первым решением, которое должны принять разработчики системы, является решение о том, какой должна быть структура системы. Основные варианты мы изучили в разделе «Структура операционной системы» главы 1, но также рассмотрим их здесь. Монолитное неструктурированное устройство на самом деле представляет собой неудачную идею, подходящую разве что крошечной операционной системе для, например, холодильника, но даже в этом случае ее использование спорно.

Многоуровневые системы

Разумный подход, установившийся с годами, заключается в создании многоуровневых систем. Система THE, разработанная Э. Дейкстрой, была первой многоуровневой системой. У операционных систем UNIX (см. рис. 10.2) и Windows 2000 также есть многоуровневая структура, но уровни в них в большей степени представляют собой способ описания системы, чем фактический руководящий принцип, использованный при ее построении.

При создании новой системы разработчики должны сначала очень тщательно выбрать уровни и определить функциональность каждого уровня. Нижний уровень всегда должен пытаться скрыть самые неприятные особенности аппаратуры, как это делает уровень HAL. Вероятно, следующий уровень должен обрабатывать прерывания, заниматься переключением контекста и работать с блоком управления памятью MMU, так что выше этого уровня код оказывается в основном машинно-независимым. На еще более высоких уровнях все зависит от вкусов и предпочтений разработчиков. Один вариант заключается в том, чтобы уровень 3 управлял потоками, включая планирование и синхронизацию потоков.При этом, начиная с уровня 4, мы получаем правильные потоки, которые нормально планируются и синхронизируются при помощи стандартного механизма (например, мьютексов).

На уровне 4 мы обнаружим драйверы устройств, каждый из которых работает как отдельный поток, со своим состоянием, счетчиком команд, регистрами и т. д., возможно (но не обязательно), в адресном пространстве ядра. Такое устройство может существенно упростить структуру ввода-вывода, потому что когда возникает прерывание, оно может быть преобразовано в системный вызов unlock на мьютексе и обращение к планировщику, чтобы (потенциально) запустить новый готовый поток, который был блокирован мьютексом. Этот подход используется в системе MINIX, но в операционных системах UNIX, Linux и Windows 2000 обработчики прерываний реализованы как независимая часть системы, а не потоки, которые сами могут управляться планировщиком, приостанавливаться и т. д. Поскольку основная сложность любой операционной системы заключается во вводе-выводе, заслуживает внимания любой способ сделать его более удобным для обработки и более инкапсулированным.

Над уровнем 4, скорее всего, мы обнаружим виртуальную память, одну или несколько файловых систем и обработчики системных вызовов. Если виртуальная память расположена на более низком уровне, чем файловые системы, тогда блочный кэш может быть выгружаемым, что позволяет менеджеру виртуальной памяти динамически определять, как следует распределять физическую память между страницами пользователей и страницами ядра, включая кэш. Подобным образом работает операционная система Windows 2000.

Экзоядра

Хотя у многоуровневых структур есть много сторонников среди разработчиков систем, существует также другой лагерь, придерживающийся точно противоположной точки зрения. Их точка зрения базируется на сквозном аргументе. Эта концепция заключается в том, что если что-либо должно быть выполнено самой пользовательской программой, то неэффективно выполнять это также и на нижнем уровне.

Рассмотрим применение этого принципа к удаленному доступу к файлам. Если система заботится о том, чтобы файлы не были повреждены, она должна считать для каждого записываемого файла контрольную сумму и хранить ее вместе с файлом. Когда файл пересылается по сети, вместе с файлом пересылается также его контрольная сумма, которая проверяется по получении файла принимающей стороной. Если контрольные суммы не совпадают, файл пересылается снова.