Смекни!
smekni.com

Предмет и объект прикладной информатики (стр. 15 из 34)

2) минимальное время исполнения (минимальное число операций). При этом программы составлялись из команд, непосредственно или почти непосредственно исполнявшихся компьютером (точнее говоря, процессором):

* операции присваивания;

* простейших арифметических операций;

* операций сравнения чисел;

* операторов безусловного и условных переходов (изменяющих порядок вычисления команд в программе);

* операторов вызова подпрограмм (вспомогательных алгоритмов).

Такой подход в программировании (создании алгоритмов), ориентированный на непосредственно выполняемые компьютером операции, можно назвать операциональным. Программа созданная в таком подходе малоэффективная. Много времени. Линейная.

Структурное программирование – это методология программирования, основанная на иерархическом решении задач. Основная цель – это дисциплинированность программирования. Принципы:

Принцип абстракции – рассмотрение решаемой задачи в целом, без учета деталей ее реализации.

Принцип нисходящего проектирования – исходная задача разбивается на несколько подзадач, которые разбиваются на еще более мелкие подзадачи до тех пор, пока алгоритм решения подзадач не станет легко реализуемым.

Принцип модульности – каждая из подзадач реализуется в отдельном модуле.

Модуль – независимая часть программы, которая может быть разработана, отлажена и откомпилирована отдельно от основной программы. Каждый модуль может ссылаться на другие модули. Количество используемых модулей называется размахом (шириной) модуля, который не должен превышать 7. Использование модулей имеет следующие преимущества:

1) возможность создания программы несколькими программистами;

2) простота проектирования и последующих модификаций программы;

3) упрощение отладки программы - поиска и устранения в ней ошибок;

4) возможность использования готовых библиотек наиболее употребительных модулей.

Стандарты СП:

разбивать программы на модули (задачииподзадачи),

использовать стандартные алгоритмические конструкции,

использовать значимые имени,

использовать префиксы для родственных имен.

не допускать вложенности условных конструкций (ифов) – не более трех,

не использовать выражения с неочевидной семантикой (смыслом).

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - методология, которая основана на представлении программ в виде набора объектов отражающая части модели и определение способов взаимодействия между ними (парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов). Цель методологии разработки программ: дисциплинированность программирования и эффективность разработки программ. Принципы ООП:

Принцип модульности – программа состоит из модулей, в каждом модуле реализованы объекты родственных классов, модули могут быть разработаны отдельно.

Инкапсуляция (encapsulation) заключается в объединении данных и методов обработки данных в одной структуре (объекте) и обеспечения скрытия данных и контролирования данных (доступ к своим данным контролирует сам объект).

Наследование (inheritance) – способность порождать новые классы объектов от уже существующих. Класс, от которого порождается новый, называется базовым классом или родительским или предок (ancestor).Порождаемый класс называется наследником или потомком (descendant).Потомок наследует все свойства и методы предка, а также может вводить свои новые свойства и методы или изменять родительские. В свою очередь от наследника могут порождаться новые классы. Причем от 1го класса могут быть порождены несколько наследников или от нескольких классов 1н наследник (множественное наследование).

Полиморфизм(polymorphism) – способность объектов разных, но родственных классов, выполнять одинаковые действия по-своему. Для решения задачи в рамках ООП должна быть разработана иерархия классов необходимых для реализации модели решаемой задачи.

Основные признаки (свойства) ООП:

- абстрагирование – это процесс выделения абстракции предметной области задачи. Это совокупность существующих характеристик некоторого объекта. Эти характеристики отличают его от других объектов.

- ограничение доступа – это сокрытие отдельных элементов абстракции.

- модульность – это принцип разработки программной системы предполагающей реализацию его отдельных частей модулей.

- иерархия – это ранжирование, упорядочение систем абстракции.

- типизация – ограничения, которые накладываются на свойства объекта и препятствующие взаимоотношению абстракции разных типов. Тип может связываться с объектом статически (раннее связывание на стадии компиляции) либо динамически (позднее связывание).

- параллелизм – это свойство нескольких объектов одновременно находящихся в активном состоянии и выполняют некоторые действия. В основном реализуют только в многопроцессорных машинах.

- устойчивость – это свойство абстракции существует во времени не зависимо от процесса, его породившего. Различают: * временные объекты (промежуточное); * локальные объекты (существуют только в том блоке, в котором описаны); * глобальные объекты (существует во время работы основной программы); * сохраненные в файлах;

Язык считается ООП, если в нем реализованы хотя бы 1-4 признака: С++, Паскаль с версии 5.5 и выше, Delphi и др.

Объект сложная структура, включающая данные и действия над ними. Данные определяют свойства объекта (его внутреннее состояние). Действие определяет функциональность объекта, в том числе способы взаимодействия с другими объектами. Класс – это сложный структурированный тип данных, вкл. описания набора данных и методов их обработки, а также взаимодействия с другими классами. Переменная типа класс, это объект.

Таким образом в структурном программировании на 1е место поставлена логика выполнения решаемой задачи т.е логика алгоритма определяет структуру программы. В ООП на 1е место поставлена структура данных необходимых для решения задач т.е структура программы определена данными. На практике эти подходы сочетаются.

Введение в базы данных. Основные понятия: банк данных, база данных, система управления базами данных, информационные системы. Классификация БД

Введение в базы данных.

На начальном этапе развития Базы данных били представлены как файловые системы, которые выполняют для пользователей некоторые операции. Программа расчета операций.

В основе решения многих задач лежит обработка информации. Для облегчения обработки информации создаются информационные системы (ИС). Автоматизированными называют ИС, в которых применяют технические средства, в частности ЭВМ. Большинство существующих ИС являются автоматизированными, поэтому для краткости просто будем называть их ИС.

В широком понимании под определение ИС подпадает любая система обработки информации.

По области применения ИС можно разделить на системы, используемые в производстве, образовании, здравоохранении, и других отраслях.

По целевой функции ИС можно условно разделить на следующие основные категории: управляющие, информационно-справочные, поддержки принятия решений.

Узкая трактовка понятия ИС как совокупности аппаратно-программных средств, задействованных для решения некоторой прикладной задачи. В организации, например, могут существовать информационные системы, на которых соответственно возложены следующие задачи: учет кадров и материально-технических средств, расчет с поставщиками и заказчиками, бухгалтерский учет и т. п.

Банк данных является разновидностью ИС, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления обрабатываемой информации, организованной в одну или несколько баз данных.

Банк данных (БнД) в общем случае состоит из следующих компонентов: базы данных, системы управления базами данных, словаря данных, администратора, вычислительной системы и обслуживающего персонала.

База данных (БД) представляет собой совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области.

Логическую структуру хранимых в базе данных называют моделью представления данных.

Основные модели представления данных относятся следующие: иерархическая, сетевая, реляционная, постреляционная, многомерная и объектно-ориентированная.

Система управления базами данных (СУБД) — это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. Обычно СУБД различают по используемой модели данных.

Одними из первых СУБД являются следующие системы: IMS (IBM, 1968 г.), IDMS (Cullinet, 1971 г.), ADABAS (Software AG, 1969 г.) и ИНЭС (ВНИИСИ АН СССР, 1976 г.). Количество современных систем управления базами данных исчисляется тысячами.

Приложение представляет собой программу или комплекс программ, обеспечивающих автоматизацию обработки информации для прикладной задачи. Приложения могут создаваться в среде или вне среды СУБД — с помощью системы программирования, использующей средства доступа к БД, к примеру Delphi или С++ Builder. Приложения, разработанные в среде СУБД, часто называют приложениями СУБД, а приложения, разработанные вне СУБД, — внешними приложениями.

Словарь данных (СД) представляет собой подсистему БнД, предназначенную для централизованного хранения информации о структурах данных, взаимосвязях файлов БД друг с другом, типах данных и форматах их представления, принадлежности данных пользователям, кодах зашиты и разграничения доступа и т. п. Функционально СД присутствует во всех БнД, чаще всего функции СД выполняются СУБД и вызываются из основного меню системы.