Смекни!
smekni.com

Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (стр. 4 из 12)

Через неделю после Атлантической Хартии 22 августа СВС посвящает американской стратегии в новых условиях заседание «Вопросы американской политики, касающейся нацистско-большевистской войны», циничный прагматизм которого смутил бы Талейрана и Макиавелли.

1. Если большевистский режим сохранится:

б) Должна ли Америка добиваться установления равновесия между послевоенной Германией и Россией путем создания независимых от них обеих буферных государств...

2. Если большевистский режим падет:

а) Должна ли Америка стараться восстановить большевизм в России.

б) Должны ли США по примеру Гитлера санкционировать массовое переселение народов, чтобы создать буферную зону между Германией и Россией.

3. Если после большевистского режима будет установлен режим сотрудничества с Германией:

а) Должны ли США не дать возможность этому режиму установить контроль над Транссибирской железной дорогой.

Однако самое ценное заключают в себе итоговые тезисы обсуждения: «Военный результат этой войны решит судьбу не только большевистского режима; он может обусловить огромный процесс перегруппировки сил от Богемии до Гималаев и Персидского залива. Ключ к этому лежит в реорганизации Восточной Европы, в создании буферной зоны между тевтонами и славянами. В интересах Америки направить свои усилия на конструктивное решение этой проблемы».[14]

Между тем японская экспансия на Тихом океане расширялась. Преодолев соблазн, напасть на Советский Союз, ослабленный войной с Германией (оккупация советского Дальнего Востока не сулила особых экономических выгод), Япония продвигалась на юг.

Американо-японские переговоры зашли в тупик. При этом Черчилль, Чан Кайши, а также голландское и австралийское правительства оказывали посильное давление на Вашингтон с тем, чтобы заставить его ужесточить свою позицию на переговорах. Рузвельт колебался, опасаясь быть втянутым в войну на Тихом океане. В конце концов, однако, он пришел к выводу, что неограниченная экспансия Японии на Тихом океане более нетерпима: она подрывала жизненные интересы Соединенных Штатов и меняла глобальную обстановку в мире в пользу держав оси.

26 ноября 1941 года Вашингтон представил Японии документ из десяти пунктов, носивший форму ультиматума. В нем, в частности, от Японии требовалось вывести все войска из Китая и Индокитая и отказаться от поддержки в Китае любого иного правительства, кроме правительства Гоминьдана со столицей в Чунцине. Ответом Токио была массированная бомбардировка 7 декабря 1941 года военно-морской базы США на Гавайях — Перл-Харбора. Американский флот, которого японское нападение застало врасплох, понес тяжелые потери: 4 линкора, 6 крейсеров, 272 самолётов, 3,4 тыс. человек убитыми и ранеными. США, до последнего стремившимся остаться вне войны, пришлось стать ее участником. Черчилль связался с Рузвельтом. «Теперь мы все в одной лодке», сказал американский президент.

8 декабря Великобритания объявила войну Японии, а Гитлер еще до объявления войны США отдал приказ атаковать американские корабли. Вслед за этим последовало немедленное распространение японской агрессии на Юго-Восточную Азию. Мир окончательно раскололся на две противостоящие коалиции, и война приняла общемировой характер.

В 1941 – 1942 годах соотношение сил на Тихом океане считалось ровным, то спустя три года к началу 1945 г., силы агрессора было подорваны. Объединенным флотам союзников, насчитывавшим 711 боевых кораблей основных классов и 19,3 тыс. самолётов, противостояли остатки японских ВМС – 70 кораблей. «К середине 1945 года союзники, завершили изгнание японцев с Филиппин, вели боевые действия на островах Голландской Индии, освободили Бирму и овладели японскими островами Иводзима и Окинава. Японское военно-политическое руководство принимает меры по укреплению обороны метрополии для отражения возможной высадки союзников».[15]

9 февраля 1945 года Объединенный комитет начальников штабов представил Рузвельту и Черчиллю доклад, в котором рекомендовалось «наметить ориентировочной датой окончания войны с Японией время через 18 месяцев после поражения Германии»[16], то есть конец 1946 года. Возможные потери союзников прогнозировались при этом в пределах 1 мил. человек.

29 марта 1945 года был утверждён план вторжения в Японию, предусматривавший последовательную высадку американских войск на островах Кюсю и Хонсю. Последняя планировалась на март 1946 года. Важным условие для поражения Японии явилось нанесение удара по его вооружённым силам на материке.

26 июля 1945 года руководители США, Великобритании и Китая в Потсдамской декларации потребовали от Японии безоговорочной капитуляции (СССР, не находившийся в то время в состоянии войны с Японией, к декларации присое­диниться не мог). Дальнейшее урегулирование отношений с Японией должно было вестись на принципах искоренения милитаризма, отстранения от власти виновников агрессии, наказания военных преступников и демократизации страны. Но японское руководство отвергло требования декларации. Война продолжалась...

Накануне вступления СССР в войну с Японией СШАвпервые применили ядерное оружие, подвергнув ударам города Хиросиму (6 августа), а вслед за ним 9 августа Нагасаки. Этот акт не вызывался военной необходимостью, но был рассчитан как демонстрация «новой силы» прежде всего для союзника — СССР. Поскольку для ядерной бомбардировки были избраны невоенные объекты, она не могла оказать су­щественного влияния на ход боевых действий на фронтах. Расчет же на моральный эффект ее был преувеличен, ибо в то время никто, в том числе сами конструкторы ядерного оружия, не подозревал об ужасных последствиях его приме­нения.[17]

Уже 9 — 10 августа в правящей верхушке Японии проис­ходили дебаты по вопросу принятия условий Потсдамской декларации. 15 августа последовало обращение по радио императора Хирохито к народу Японии о признании необ­ходимости капитуляции. 16 августа японское правительство телеграфировало союзникам о готовности принять условия Потсдамской декларации, но военные действия продолжа­лись вплоть до начала сентября.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» представители японского пра­вительства и военного командования подписали акт о безо­говорочной капитуляции.

Вторая мировая война, которая длилась шесть лет, завер­шилась победой Антигитлеровской коалиции.

Таким образом, мы видим, что создание коалиционной стратегии шло подчас болезненно, сказывались разногласия между союзниками. Но в итоге были разработаны планы, которые легли в основу победы во второй мировой войне. Приведение этих планов в действие происходило в несколько этапов: освобождение Северной Африки, вывод Италии из войны и полное закрепление в Средиземноморье, фронт в Северной Франции, нанесение последнего удара по Германии с последующим захватом Берлина, полная капитуляция Японии. Такая трактовка даёт возможность наиболее полно осветить военное сотрудничество внутри антигитлеровской коалиции. Несмотря на трудности и разногласия, объясняемые собственными интересами стран-участниц, в итоге страны союзницы шли на уступки друг другу, что обусловлено решением общей задачи скорейшего разгрома Германии и прекращения второй мировой войны.

Антигитлеровская коалиция вошла в историю как яркий пример возможного сотрудничества государств с разными политическими строями в самых различных (экономических, военно-политических) областях для достижения окончательной победы над фашизмом.

1.2.Советско-британское соглашение.

Сталин не верил, в отличие от Чемберлена, что подпись Гитлера под пактом о ненападении гарантирует мир для целого поколения. Война с Германией была неизбежна. Однако Сталин роковым образом ошибся в оценке сроков приближавшейся войны и, к тому же, не сумел в полной мере воспользоваться мирной передышкой, выигранной за счет подписания пакта о ненападении.

По различным разведывательным и дипломатическим каналам Сталину поступила информация о готовящейся агрессии Германии; но он не поверил ни своим разведчикам, ни своему потенциальному союзнику Черчиллю. В результате, когда германские войска атаковали СССР практически по всей западной границе, они застали страну врасплох. Красная Армия стала отступать. Потери были огромными.

3 июля 1941 года Сталин обратился по радио к соотечественникам с проникновенной речью. Он начал прилагать усилия с тем, чтобы остановить беспорядочное отступление советских войск. Одновременно с этим ему надо было заново строить свои отношения с внешним миром, вступая в новую систему союзов.

Советско-британские контакты не прерывались и в период сотрудничества Сталина с Гитлером. Однако, как правило, инициатива исходила со стороны Великобритании при полной пассивности Кремля, опасавшегося раздражить Берлин. При этом британское правительство во главе с новым премьер-министром Уинстоном Черчиллем понимало, что о моральных оценках поведения Сталина в 1939 - 1940 годах лучше забыть, и что в войне с Германией, угрожавшей существованию Великобритании (не говоря уже об оккупированных странах континентальной Европы), Советский Союз рано или поздно может оказаться важнейшим союзником.

Такова трактовка начала Великой отечественной войны, которую предлагала историография и учебники историй послевоенных лет.

Союз с Великобританией автоматически обеспечивал Сталину союз с Австралией, Новой Зеландией, Индией, Южной Африкой, Канадой и колониями Британской империи.