Смекни!
smekni.com

Северная Русь Золотая Орда и Русско - Литовское государство (стр. 2 из 6)

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году,когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великийкнязь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольско-го хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Еевоенная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбы с ордын-цами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды прохо-дили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В научной и учебной литературе - как и на уровне обыденного созна-ния - утвердились некоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золо-той Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотно-шению понятий "монголы" и "татары", некоторым моментам русско-ордынс-ких отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой внауке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнитель-ным. Термин "татарщина" в трудах классиков марксизма был синонимомварварства и нес исключительно пренебрежительный смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точкизрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разных народов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы,черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы,в среде которых уже в 14 веке стали растворяться завоеватели, забываясвою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были идля других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многона-циональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными терри-ториями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии,Поволжской Булгарии. В литературе самое широкое хождение получило наименование населениязолотой Орды "монголо-татарами". После знакомства с историческими фак-тами условность этого термина становится очевидной. Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханомплемен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называлитатарами. Это было связано исключительно с китайской летописной тради-цией, с 12 века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соот-ветствовало европейскому понятию "варвары". Это название китайцы расп-ространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим погранич-ную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, эт-ноним "татары" закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждова-ли с монголами, в 12 веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти вМонголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжалиприменять термин татары по отношению к монголам. Оно и было принесенов Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отноше-нию к населению Золотой Орды употребляли слово "татары", хотя на Русихорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Сло-весный гибрид "монголо-татары" возник в 19 веке и укрепился в российс-кой историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар небыло. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до 13века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложныхмежэтнических контактов и взаимодействий.

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том,что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов.Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Зо-лотой Орды. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя уп-равлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано болеесотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торго-во-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитыва-ла 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам это был огромный город.Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнямитысяч пленных, которых монголы сгоняли из завоеванных территорий. По-давляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром вконце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней - Азов, Казань,Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились го-рода с преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это былирезиденции и опорные гарнизоны баскачества ("Калуга" переводится нарусский язык как "застава"). Благодаря союзу городов со степью разви-вались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потен-циал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а такжевзаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золо-той Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достиженийзавоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольскийсубстрат золотордынской культуры не имел самостоятельного значения ивлияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеоб-разная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманс-ких странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль жен-щин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное от-ношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и ря-дом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеда-ний, К примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, егобрат - Берке мусульманином, сын Сартак - христианином. Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яр-кий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнамен-тально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-ко-чевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и до-мостроительной техники. После принятия ислама в качестве государствен-ной религии в 14 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты,медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Ор-ды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных гра-достроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись водно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообраз-ных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющихЗолотую Орду. А отличие от Иране и Китая, где монгольская культурабыстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой орде в одинпоток слились культурные достижения разных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографии являетсявопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так назы-ваемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русскойистории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русс-кие земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары мон-голов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву ос-тавили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева на-шествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевскойземлях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово выре-зались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисо-вали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие нес-частья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки.Так, в 1930 г. М.Нечкина писала: "Жестокости и "зверства" татар, наописание которых русские историки-националистты, не жалели самых мрач-ных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальныхстолкновений...

Трудовое население покоряемых татарами земель зачастуюрассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против уг-нетателей - русских князей и половецкой аристократии". Смягченнуюоценку Батыева погрома пытался дать Л.Н.Гумилев, но и он не мог зату-шевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30-начале 40-хгодов 13 века. Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завое-ватели в течении первого десятка лет после нашествия не брали дани,занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означаладобровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осозналиэто, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источ-ником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой принялипредсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее наз-вание "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических ка-рательных походов не прекращалась до 14 века. По подсчетам В.В.Карга-лова, в последнюю треть 13 века Орда провела не менее 15 крупных похо-дов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с цельюне допустить с их стороны антиордынских выступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только ктотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С.М.Соловьевчетко и однозначно "развел" период опустошений русских земель монгола-ми и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботилисьтолько о сборе дани, При общей негативной оценке "ига" советский исто-рик А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государствен-ность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влия-ние монголов на русскую историю А.Л.Юрганов, но и он признает, что хо-тя "непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотноподчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и дажеболее того - роднились, подолгу гостили в Орде". Многие русские князьястановились - по выражению Юрганова - "служебниками" монгольских ха-нов. Н.М.Карамзин считал, что независимость от монголов способствовалапреодолению раздробленности русской земли, созданию единой государс-твенности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разде-ляя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну сторону власти монголь-ского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала дляРуси в качестве объединительного фактора, и что без арбитража Орды"князья разнесли бы Русь в клочья" своими усобицами. Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину, который пи-сал: "Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимогои склонили выю под иго варваров". Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие "монголо-татарское иго",называя его мифом. При этом он утверждал, что "...говорить о завоева-нии России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли изРоссии, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом иВеликим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в кня-жение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с ЗолотойОрдой". Писатель Б.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил "А было лииго ?", приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского сою-за, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских гра-ниц, о фактах участия русских войск в организованных монголами военныхпоходах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Се-верного Кавказа, Южного Китая и др.).