Смекни!
smekni.com

Северная Русь Золотая Орда и Русско - Литовское государство (стр. 5 из 6)

С 1315 года в Литве действует князь Гедимин (1315 - 1341), основа-тель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских зе-мель больше государство. Гедимин подчинил себе все русские княжестваот Полоцка до Киева (1362) и подготовил присоединение Волыни. Граница-ми его земель с востока были земли Смоленские И Черниговские, а с юга- Волынские. Своим обширным княжеством Гедимин управлял сначала изнеприступного города Троки (Трокский замок стоял на острове посредиозера), а затем из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Нема-на. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Ли-товской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тя-готеть потерявшая свое единство вся юго-западная Русь. Гедимин началее собирание, а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совер-шилось быстро и легко,потому, что население русских земель само охотношло под власть обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преоб-ладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность -литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русс-кие служили в литовских войсках, нередко занимая руководящие должнос-ти, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в по-сольства от имени литовского государя. При дворе и в официальном де-лопроизводстве господствовал русский язык, поскольку в то время ли-товского письменного языка не существовало вовсе. Гедимин и сам себясчитал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с нем-цами называл себя "Rex Litwinorum Ruthenorumque". Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским сталЯгайло (1377 - 1392). В 1385 году из Польши ему было сделано предложе-ние жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. Упольского правительства были веские побуждения желать этого брака."Надобен был жених, - пишет С.Ф.Платонов, - не столько приятный невес-те, сколько полезный польскому государству. Такого и нашли польскиепаны в лице Ягайла". В 1386 году Ягайло принимает католичество, женится на оформляетунию Польши и Литвы, женится на Ядвиге и становится королем Польши подименем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в като-личество, сопровождавшееся одновременным наступлением и на правосла-вие. До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две религии -православие и язычество. Православно-русское население занимало, поприблизительному подсчету, 9/10 всех земель государства . Литовцы, какуже отмечалось, испытывали на себе сильнейшее влияние русской граж-данственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение то-го и другого народа под одною властью, совершалось исподволь и безострой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было статьсплошь православно-русским государством. Уния же 1386 года, сделавшаяправительство княжества католическим, поставила в Литве рядом с пра-вославием римскую веру, ему враждебную. Православие в Литве преоблада-ло численно; католичество же стало там господствующим исповеданием,потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распрост-ранять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможностьрелигиозной вражды и столкновений на религиозной почве. С другой сто-роны, католичество было принесено в Литву поляками и сопровождалосьпоэтому польским культурным влиянием. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на об-ширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегиибыстро перевесили права русской аристократии, да и русского населениявообще. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Уп-разднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве идругих местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовскаяаристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. По-лонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, вто время как большинство русских сохраняло верность православию идревним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой небыло до 80-х годов 14 века. Эта вражда перерастала в жесткую полити-ческую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русс-кого государства. Процесс складывания государственного ядра на севе-ро-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их. 5.4. Быт и культура Северной Руси. В период раздробленности по мере ослабления страны усобицами в ли-тературе все настойчивее ставился вопрос о необходимости восстановле-ния русского единства. Уникальным памятником древнерусской литературы, одним из шедевровмировой культуры явилось "Слово о полку Игореве". Совершенство худо-жественной формы "Слова" сочеталось с мощным духовным, общественнымпафосом. Неизвестный по имени автор (акад. Б.А.Рыбаков обосновываетпредположение, что автором "Слова" был киевлянин Петр Бориславич -знаток военного дела, дипломат, один из лучших летописцев 12 века) су-мел подняться над местнической узостью, выдвинув высокую идею единениярусских земель. Поэтичный образ героической в прошлом Руси с ее силой,богатством и могуществом вдохновлял патриотические чувства современни-ков автора и их потомков во многих последующих поколениях.

После установления на Руси ордынского господства, ведущей в литера-туре стала тема борьбы за государственно-политическое единение стра-ны.Распространенным приемом разработки этой темы было обращение к ге-роическому прошлому Киевской державы, что находило отражение в устномтворчестве - в былинах и песнях, и в письменной литературе. В традици-ях народных плачей было написано "Слово о погибели Русской земли",прославлявшее и величие Руси, и могущество ее князей в прошлом. Родинав произведении представлена как осязаемо-живая субстанция: "О, свет-ло-светлая и украсно-украшена земля Русская! И многими красотами удив-лена еси...". Народная трагедия, вызванная иноземной агрессией, сталатемой многих поэтических и эпических повестей (повесть об АлексадреНевском, повесть о рязанском разорении и др.). И гражданская, и цер-ковная литература обращались к патриотическим мотивам, которые сами посебе стимулировали творчество. Церковным литераторами разрабатывалсяжанр "житий", в которых описывались подвиги князей, сражавшихся с зах-ватчиками, на примерах православных подвижников пропагандироваласьхристианская нравственность. Русская культура в то время не страдала ни замкнутостью, ни изоли-рованностью. Она была проводником православной традиции, т.е. будучивраждебной к католическому Западу, одновременно открывалась влияниямидущим из Византии, Болгарии и Сербии. Русская литература заимствовалау южных славян и греков прежде всего стилистическую манеру, связаннуюс повышенной торжественностью и эмоциональностью. Культурное общениеРуси с Византией и южнославянскими народами не прерывалось и в периодраздробленности и борьбы за независимость: на Афоне и в Константинопо-ле действовали русские колонии, немало южнославянских проповедников икнижников приезжало на Русь. в свою очередь русская литература сталаоказывать сильное влияние на развитие болгарского языка.

В содержательно-идеологическом плане мощное воздействие на русскуюкультуру оказала "школа Сергия Радонежского". Так называлось мировозз-ренческое направление, сложившееся во второй половине 14 века в ре-зультате деятельности преподобного Сергия - игумена Троице-Сергеевойлавры, способствовавшего утверждению варианта православия, неразрывносвязанного с русским патриотизмом. В рамках этой школы открылись новыевозможности для дальнейшего расцвета книжности, иконописи, зодчества,литургии. Новые струи в развитии культуры были вызваны и активным воз-рождением интереса к отечественной истории, проявившимся после Кули-ковской битвы. При распространении грамотности на Руси огромным преимуществом былоиспользование русского языка в качестве государственного и литератур-ного. В летописании и церковной литературе преобладал также русскийязык. обращение к старославянскому языку при ведении канонических бо-гослужений ничуть не ограничивало развитие русского разговорного язы-ка, а - напротив - обогащало его. В католических же странах Европыофициальным языком на всех уровнях была ставшая мертвым языком и мало-доступная широким массам латынь, что затрудняло распространение гра-мотности там. На Руси самая широкая грамотность стимулировалась связьюобучения с живым разговорным языком. В православных монастырях сосредоточивалось непрерывное богословс-кое образование, на базе которого подготавливались кадры высшей цер-ковной администрации. Монастыри являлись также центрами летописания.Оно, выступая в качестве одного из жанров литературы, в то же времянесло немалую идеологическую нагрузку. В период раздробленности лето-писание потеряло возможность создать общерусский свод, равный по зна-чимости "Повести временных лет" и стало носить областной характер. В областных летописях события в других землях освещались тенденци-озно. Показательно, однако, что при этом тема признания историческойобщности русских земель постоянно просачивалась через сепаратистскиетенденциях во всех местных летописаниях. В 14 веке идею общерусскогоединства наиболее последовательно проводило московское летописание. Духовная культура Руси в результате ордынского нашествия не снизиласвой потенциал, ее диапазон даже расширился за счет идей национальногоосвобождения и патриотизма. Другое дело, что пострадало материальноевоплощение этой культуры. 40 лет спустя после батыева погрома влади-мирский епископ Серапион писал: "Не пленена ли... земля наша ? Не взя-ти ли быша гради наши ? Не вскоре ли падоша отца и братья наша трупиемна землю ? Не ведены ли быша жены и чада наши в плен ? Се уже к 40 ле-том приближаеть томление и мука, и дани тяжкыя на ны не перестануть...Величьство наше смирися, красота наша погыбе, богатство наше врагам вкорысть бысть, труд наш погани наследоваша...". Были истреблены илиуведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, чтозаметно снизило качество мастерства и ремесленного искусства. Упалразмах храмового строительства. При бесчинствах завоевателей в огнепожарищ были уничтожены многие храмы, а с ними - многочисленные лите-ратурные памятники. Более чем вероятно, что среди них были и шедевры,близкие по уровню к "Слову о полку Игореве". В сохранении культурного наследства видную роль сыграли Псков, Нов-город и другие северо-западные города, которым удалось уберечься отмонгольского погрома. Важнейшее значение для охраны русской духовнойкультуры имела деятельность православной церкви. Так, в 1274 г. цер-ковный собор во Владимире вынес постановление о сборе и сбереженииуцелевших от гибели рукописных книг. Во многом благодаря церкви уда-лось сохранить русскую духовную традицию, пережить трудные временараздробленности и потери государственной независимости и заложитьпрочные основы для расцвета культуры в период национально освободи-тельного подъема. В 12-14 веках заметную эволюцию пережил духовно-бытовой уклад русс-ких. Главным и наиболее характерным для бытовой сферы того периода бы-ло ее "оцерковление", когда активно вытеснялись из быта элементы язы-чества или происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковьохраняла христианскую нравственность. Занимая влиятельные позиции вдревнерусской юрисдикции, она вела все дела, связанные с семейным пра-вом: преследовались разводы, двоеженство, хищение невест, изнасилова-ние, браки в близких степенях родства. Защищалась женская честь, в томчисле - и рабынь. Церковный устав предусматривал наказание за побоиженщины или девушки, за изгнание жены из дому, за измену ей. Катего-рично выступала церковь против проявлений кровной мести, занималасьделами об оскорблении чести и достоинства людей. Имея немалые денежные средства за счет выплачиваемых в ее пользуштрафов в рамках внутрисудебной практики, а также в результате внутри-хозяйственной деятельности и за счет пожертвований, дарений, правос-лавная церковь их получение не считала самоцелью. Масштабными были изатраты - прежде всего на нужды благотворительности. Церковь опекала исодержала сирот, больных, увечных, помогала пострадавшим от пожаров,наводнений, вражеских набегов, строила школы, больницы, приюты. Духо-венство осуждало продажу людей в рабство, призывало князей и бояр "ми-ловать челядь". и хотя призывы далеко не всегда доходили до адресатов,православная церковь выполняла функцию "социальной отдушины", помогаяудерживать социальное равновесие. Несмотря на желание покончить с языческими пережитками (кровнойместью; жертвоприношениями, связанными с кровью; элементами полигамиии т.п.) церковь не могла вытеснить язычество из быта и сознания людейполностью. Отдельные стороны языческих представлений не были враждебныправославию в его русском варианте. Христианский календарь на Руси формировался в тесной связи с земле-дельческим циклом, сложившимся за века до крещения. Некоторые явления,переместившиеся в русский быт из языческого прошлого - почитание пред-ков, празднование масленицы, парные бани - церковью не осуждались.Разного рода игрища, охота, скоморошество хотя и порицались, но напрактике фактически не преследовались. Осуждались пиры, однако в ихосуждении церковь не шла дальше воспитательных проповедей. В целом, за 12 - 14 века влияние православной церкви на повседнев-ный быт людей возросло до значительных масштабов. Семейная мораль, фи-зиология, гигиена - все это оказывалось в сфере кураторства со стороныдуховенства. Характерным для этого времени являлось широкое внедрениев быт людей христианских постов, имевших, кроме обрядового, и глубокогигиенический смысл. При этом быт людей - как никакая другая сторона их жизни - тяготелк традиционным формам. Многие элементы в нем (постройки, жилища, одеж-да, утварь) оставались устойчивыми, существенные изменения в них на-капливались постепенно и в течении длительного времени.