Смекни!
smekni.com

Теодор Рузвельт. Политический портрет (стр. 5 из 7)

В планы нового президента входило множество различных внешнеполитических преобразований. Во-первых, требовалось изменение иммиграционных законов, так как, по мнению Рузвельта, в Соединенные штаты пребывает слишком много представителей неанглосаксонских рас, что ухудшает этническую основу общества. Во-вторых, необходимо развитие американского торгового флота. Чтобы помочь расширению флота, предполагалось предоставить льготы кораблестроительным фирмам, помочь в установлении тихоокеанских линий, создать консулаты. В-третьих, должны быть защищены американские права и привилегии на Филиппинах, Гавайских островах, в Пуэрто-Рико и на Кубе. В-четвертых, необходимо развивать строительство канала между Атлантическим и Тихим океанами. Все вышеперечисленные планы должны были укрепить экономические связи восточных и западных районов США, а также увеличить американскую маневренность.

Что касается стиля его поведения как президента, то Теодор Рузвельт создал принципиально новую схему президентского руководства. Основной чертой в его стиле была энергичность: быстрота принятия решений, передвижений, смены рода деятельности, активное знакомство и общение с разного рода выдающимися людьми. Одним из первых он осознал растущее влияние средств массовой информации. Постоянное внимание прессы к экстравагантным манерам, восторги по поводу его работоспособности, частое приукрашивание остроумия и находчивости президента – всё это способствовало развитию популярности, накоплению политического капитала. Сущность метода Рузвельта – быть в центре внимания.

Теодор Рузвельт понимал, что в условиях общественных волнений он не может бездействовать, если хочет быть избранным на второй срок. Он склонялся к мнению, что внутреннее положение страны требует более гибкой политики, направленной на сглаживание конфликтов и укрепление существующего строя путем реформ, а не репрессий [24].

Получив пост президента, Рузвельт старался не попасть в зависимость от монополий. Конечно, он всячески способствовал их развитию, но старался не поддерживать слишком узкие монополистические интересы. Рузвельт писал: «Полное отсутствие правительственного контроля привело к поразительному росту корпораций. Ни в одной другой стране не было такого всевластия тех, кто обладает гигантскими состояниями. Правительство практически бессильно. Изо всех форм тирании наименее привлекательной и самой вульгарной является тирания неприкрытого богатства, тирания плутократии» [25].

Президент стремился к сотрудничеству в рамках решения общих для всего класса задач. Это было своего рода приведение в порядок системы власти правящей элиты. Рузвельт полагал, что в целях развития страны и поддержания собственного господства, правительство может сделать больше, непосредственно координируя деятельность бизнеса, а не просто послушно регистрируя ее [26]. Тем самым было положено начало формированию в Америке основ государственно-монополистического капитализма. Сотрудничество предполагало лояльность, дисциплинированность и подчиненность индустрии общему курсу главы государства.

Так как активная позиция государства была новым явлением, а большинство бизнесменов воспринимали всякую регламентацию как неуместные ограничения, то конфликты были неизбежны. Ярким примером является дело о создании «Нозерн секьюритис компани» [27]. Этот громадный концерн являлся монополией, владевшей практически всеми железными дорогами Северо-запада. В компании аккумулировались не только огромные капиталы, но и десятки тысяч эксплуатируемых рабочих, что было чревато общественными волнениями и заставляло правительство задуматься над социальной стабильностью. В результате закрытых встреч Рузвельта с министром юстиции Ноксом 19 февраля 1902 г. было опубликовано требование правительства о расчленении «Нозерн секьюритис компани» на основании антитрестовского закона Шермана. Вопрос о «Норсон секьюритис» решал Верховный суд. В результате многомесячного разбирательства в марте 1904 г. суд вынес постановление, разъединяющее монополию, указав на образование «Норсон секьюритис» как на нарушение закона Шермана. Так без особых потерь для крупного бизнеса страны Рузвельт показал всё свое стремление укрепить статус президентской власти, увеличить ее возможности.

В первые месяцы пребывания в Белом доме президент поменял расстановку ближайших сотрудников, попытался подчинить своей власти конгресс и Верховный суд. Рузвельт стремился вести политику, основанную на личном понимании внутриполитических и международных проблем. Начинается возвышение президентской власти над законодательной и судебной, хотя по конституции они равны. Для достижения своих целей Рузвельт прибегал ко всем возможным средствам, не исключая помощь демократов.

Во внешней политике в деятельности Рузвельта существовала особенность – тесная связь с Европой, основанная на семейных традициях, воспитании и идейном багаже. Это отличало президента от его предшественников. Т. Рузвельт был лично знаком с рядом выдающихся личностей и общественных деятелей Англии, такими как Джозеф Чемберлен, Редьяр Киплинг, Джон Морли и др.

Став президентом, Рузвельт произвел «тихую революцию»я политическиххся политических ять господство капитала., хотя по конституцииных проблем. етсятирания непрекрытfrf….иииаерявтьлжылвыаывтлюватлд в идейных основаниях американской внешней политики. Он получил возможность применить на практике свои экспансионные теории. Главной целью стало господство США на Тихом океане. Поддерживая аннексию Филиппин, Рузвельт полностью оправдывал вероломство американцев и, настаивая на неспособности филиппинцев к самоуправлению, требовал подавления национально-освободительного движения и введения на островах американской администрации [28].

Основой внешнеполитической концепции Рузвельта являлось мнение, говорившее, что «великие империалистические державы должны найти форму если не сближения, то примирения своих интересов, а всю энергию обратить на нецивилизованные просторы земли, устроив предел которых, закрепит свой компромисс». Рузвельт назвал этот тезис «императив распространения цивилизации» [29].

Вскоре определились три основных направления политики Соединенных Штатов Америки. Во-первых, южноамериканское, главной задачей которого было вытеснение европейских государств из Латинской Америки.

Во-вторых, азиатское, направленное на сдерживание Японии и усиление позиций США в Китае.

В-третьих, европейское направление, нацеленное на упрочнение американского влияния в Европе с целью достижения мирового господства.

Южноамериканская политика проходила по схеме «доктрины Монро», согласно которой США доминирует в Латинской Америке, при этом не претендуя на вмешательства в дела европейских государств в других частях мира. Рузвельт, отступив от «доктрины Монро», целиком сохранял ее дух.

«В Западном полушарии следование Соединенными Штатами доктрине Монро может вынудить их, возможно и против своей воли, в вопиющих случаях нарушений законности или проявления бессилия к выполнению обязанностей международной полицейской державы» [30].

Главным событием в южноамериканской политике Теодора Рузвельта стало отторжение Панамы от Колумбии и строительство на ее территории канала, связавшего Атлантический и Тихий океаны.

Мировая роль США зависела от признания Европы и Великобритании прежде всего. Поэтому английский аспект политики Рузвельта заслуживает особого внимания. К концу XIX в. как в США, так и в Англии наметились тенденции взаимного сближения. Чтобы добиться этого, Рузвельту предстояло сгладить наиболее острые противоречия, а также изменить общественное мнение. Он верил в личную дипломатию, поэтому стал активно налаживать контакты с послами Англии Дж. Паунсфотом и М. Гербертом.

Получив в ноябре 1904 г. Президентский мандат на второй срок, Рузвельт продолжил развитие политики в этом направлении. Только добившись признания среди ведущих европейских государств, США могли показать свое мировое значение и политическую полноценность.

На Дальнем Востоке Соединенные Штаты также имели свои интересы. С тех пор как Япония смирилась с попаданием Гавайских островов под влияние США и переключила свое внимание на Азию, американский президент становится более лояльным к ней. Так как Япония была слишком сильна для борьбы с Америкой, поэтому главным объектом притязаний Рузвельт выбирает императорский Китай. По мнению американских финансистов и промышленников, китайский рынок являлся наиболее перспективным. Но к концу 1907 г. США признали неудачу своей стратегии на Дальнем Востоке, рассчитанной на установление равновесия сил и дружественности Японии.

В Азии Рузвельт стремился сохранить существовавший баланс сил. Когда Япония объявила войну России в 1904 г., он надеялся, что японские успехи на море заставят Россию воздержаться от дальнейших военных действий. Полная победа той или другой стороны угрожала бы интересам США на Тихом океане. Так в 1905 г. по просьбе Японии американский президент пригласил соперников провести мирную конференцию в Портсмуте, штат Нью-Хэмпшир. Но вскоре переговоры зашли в тупик. Рузвельт призывал правительства обеих сторон к компромиссу. В итоге в сентябре 1905 г. был подписан Портсмутский мир, положивший конец Русско-японской войне.

Рузвельт требовал расширения мощи американского флота, в результате чего в конце его срока пребывания в должности США стали второй морской державой мира. Рузвельт, несмотря на его воинственные жесты, не был милитаристом. Акцентирование военной мощи не являлось самоцелью, а вытекало из его видения глобального положения: в вооруженном до зубов мире США не могли стоять в стороне, не подвергая опасности свои национальные интересы.