Смекни!
smekni.com

Россия в 1917 году Становление Советской власти (стр. 8 из 8)

Большевики на 6 съезде вновь, как и на 7-й (Апрель­ской) конференции, продемонстрировали свою склонность к сектантству, крайнюю нетерпимость и непримиримость к “инакомыслию”. В принятой резолюции “Об объединении партии”, отличавшуюся крайне резким тоном, категорично­стью суждений и оценок, была начисто отвергнута идея объ­единения с меньшевиками. Вот один из образчиков лексики резолюции: “Меньшевики, начавшие оборончеством, закон­чили самым позорным союзом с контрреволюционной буржу­азией... Превратившись в прислужников российского и союз­ного империализма, они окончательно перешли в стан вра­гов пролетариата”.'

В послеиюльской ситуации меньшевики в свою очередь предприняли попытку консолидировать свои силы, преодо­леть взаимоослаблявшую борьбу различных организаций и групп. В этих целях и был созван так называемый объедини­тельный съезд (19—25 августа). На нем было принято реше­ние о создании РСДРП (объединенной). Председателем пар­тии стал сподвижник Г. Плеханова по группе “Освобожде­ние труда” П. Аксельрод.

У меньшевиков различной “окраски” общими были взгляды на переход к социализму, на демократию и парла-

' КПСС в резолюциях... Изд. 8-е, т. 1. М., 1970, с. 501.

174

ментаризм. Но в то время их разделяло отношение к войне и правительству. Поэтому достигнутое единство оказалось фор­мальным и неустойчивым. Меньшевики-оборонцы (А. Потресов, ф. Дан, И. Церетели и др.) по-прежнему выступали за доведение войны до победного конца, а меньшевики-интерна­ционалисты (Ю. Мартов, Р. Абрамович и др.) — за разрыв коалиции с буржуазными партиями и за создание однородно­го социалистического правительства. Несмотря на разногла­сия, съезду все же удалось принять решение о поддержке правительственной коалиции.

Не вошли в объединенную меньшевистскую партию со­циал-демократы, сгруппировавшиеся вокруг газеты “Новая жизнь” (В. Базаров и др.), с которой активно сотрудничал М. Горький. Они создали обособленную “Организацию объе­диненных социал- демократов-интернационалистов” (“новожизненцы”).

Подобные процессы происходили и в партии эсеров, где внутрипартийный кризис проявлялся прежде всего в даль­нейшем усилении левого крыла партии и в постепенном сбли­жении позиции левых эсеров с позицией большевиков. Так, в начале августа на заседании Совета левые партии предло­жили резолюцию, в которой отмечалось, что “решение основ­ных вопросов русской революции возможно лишь при суще­ствовании однородной власти.., ответственной перед Совета­ми рабочих и крестьянских депутатов и демократизированны­ми органами местного самоуправления...”.'

В начале сентября левые эсеры победили на Петроград­ской конференции социалистов-революционеров, представля­вших 45 тысяч членов партии. А в Предпарламенте они ста­ли выступать уже как самостоятельная фракция, что явилось новым шагом к расколу партии. Цитируется по книге: Октябрьская революция. Центральным вопросом повестки дня был вопрос о теку­щем моменте и задачах партии. В сы и ответы. М„ 1987, с 190.