Смекни!
smekni.com

Социально-политическая борьба в Новгороде XII- нач. XIII вв. (стр. 14 из 20)

Глава 3. Смута 1209 года

Беспорядки 1209 г. в волховской столице, бесспорно, являются одним из ярчайших эпизодов в череде социально-политических потрясений, происходивших в ходе развития вечевого народовластия на севере Руси. Правда, сразу же нужно обозначить один нюанс. В историографии есть расхождение в датировке этих событий. Так, А. В. Петров и И. Я. Фроянов придерживаются варианта Новгородской Первой летописи с 1209 г. По датировке других летописей, это 1207 г. Такой точки зрения придерживаются В. Л. Янин и Р. Г. Скрынников. Мы сознательно опускаем данный вопрос, так как для нашего исследования это не является принципиальным.

Итак, в тот год (далее по тексту – 1209) “идоша новгородьци на Черниговъ съ князьмь Костянтиномь, позвани Всеволодомь”.[239] Однако у берегов Оки цель похода была изменена, и войско пошло “на Рязаньскую волость”, так как Всеволод Большое Гнездо заподозрил тамошних князей в измене. После этого Всеволод “новгородьци пусти ис Коломна Новугороду, одарив бещисла, и вда имъ волю и уставы старыхъ князь, егоже хотеху новгородьци, и рече имъ: «кто вы добръ, того любите, а злых казните»; а собою поя сына своего Константина и посадника Дмитра, стрелена под Проньскомь, а вятьшихъ 7”.[240] Более многословна по этому поводу Никоновская летопись: “А Новгородцевъ и Пьсковичь отпусти князь велики Всеволодъ Юрьевичь къ Новугороду, одаривъ ихъ многими дары безъ числа, и вда имъ волю ихъ всю по старине, и уставы старыхъ князей, и егоже они хотяху, все имъ даде, глаголя къ нимъ сице: «что аще есть любезно вамъ, просите у мене, долженъ бо есмь вамъ даровати вся благая, яко вы много труда показасте и враговъ моихъ Рязанцевъ одолесте, вами бо честь многу налезохъ, и держите себе князя по своей воли, и аще кто есть къ вамъ добръ, того любите и чтите, и аще кого хощете жаловати, жалуйте, а кого хощете казнити, казните, якоже имате старый уставъ прежнихъ князей въ васъ учиненъ, тако творити»”.[241] Таким образом, в благодарность за оказанные услуги Всеволод признавал за новгородцами их старинные права. Это свидетельствует о том, что эти права ранее, как минимум, не признавались, а как максимум, никакой вольности новгородцев в князьях после 1136-1137 гг. в природе не существовало. В таком случае это еще одно подтверждение тому, что новгородские политические перетряски являлись следствием определенных изменений на общерусской политической арене. Внутренние причины этих катаклизмов в ряде случаев, без сомнения, присутствовали, но они всегда отходили на второй план или же проявлялись только в результате влияния внешних факторов. При этом боярство, как, например, в 1136-1137 гг., уже по ходу событий едва успевало брать ситуацию под контроль.

Тем временем ополчение вернулось в Новгород, и события стали набирать ход. Состоялось вече, где главным пунктом повестки дня был поставлен вопрос о посаднике Дмитре и его родственниках. Фактически вече приняло форму суда, плавно перетекающего в судилище. Все это напомнило бы 1136 г., если не то, что разговор о князе не заводился вовсе. Разумеется, были сформулированы и вины подсудимых: “ти повелеша на новгородьцихъ сребро имати, а по волости куры брати, по купцемъ виру дикую, и повозы возити, и все зло”.[242] Случай с посадником Дмитром Мирошкиничем, по мнению В. О. Мартышина, свидетельствует о том, что главным источником боярских доходов в Новгороде, как и во всей Древней Руси, было “кормление, а также сбор должностными лицами государственных доходов, который не всегда носил законный характер”.[243] Менее понятное обвинение содержит Никоновская летопись: “понеже продаваше люди волостныа и купцы”.[244] Далее вече плавно перетекло в мятеж с погромами и поджогами: “идоша на дворы ихъ грабежьмь, а Мирошкинъ дворъ и Дмитровъ зажьгоша, а житие ихъ поимаша, а села ихъ распродаша и челядь, а скровища ихъ изискаша и поимаша бещисла, а избытъкъ разделиша по зубу, по 3 гривне по всему городу, и на щить; аше кто потаи похватилъ, а того единъ богъ ведаеть, и от того мнози разбогатеша; а что на дъщькахъ, а то князю оставиша”.[245] Правда, например, В. И. Буганов считает, что все вопросы решались на вече, в том числе там принималось решение о погроме, конфискации и продаже имущества.[246] Надо отметить, что совершенно очевидно из Новгородской Первой летописи такой факт вовсе не следует: “Того же лета привезоша Дмитра Мирошкиниця мьртвого из Володимиря и погребоша и у святого Георгия въ монастыри, подъле отчя; а новгородьци хотяху съ моста съврещи, нъ възбрани имъ архиепископъ Митрофанъ. Присла Всеволод сына своего Святослава въ Новъгородъ, въ неделю мясопустную. Тьгда даша посадьницьство Твьрдиславу Михалковицю, и даша дъщкы Дмитровы Святославу, а бяще на них бещисла; и целоваша новгородьци честьныи хрестъ, око «не хочемъ у себе дьржати, детии Дмитровыхъ, ни Володислава, ни Бориса, ни Твьрдислава Станисловиця и Овъстрата Домажировиця»; и поточи я князь къ отцю, а на инехъ серебро поимаша бещисла”.[247]

Все вышеизложенное вызвало в историографии различные толкования, как в частном, так и в общем плане. Дореволюционные историки рассматривали эти события с точки зрения борьбы партий вокруг новгородского княжеского стола.[248] Историки советского периода большее внимание уделили таким понятиям, как “классовый антагонизм”, “народное восстание”, “антифеодальный характер”, “классовый конфликт” и так далее.[249] В целом следует признать, что хотя большая часть всего этого в настоящее время подвергается большому сомнению, отказ от такого наследия может привести к тому, что путь к истине не только не упростится, но даже усложнится. Конец XX в., начиная с 70-х гг., принес новый взгляд на рассматриваемый вопрос. Далее мы обратимся к мнениям В. Л. Янина, И. Я. Фроянова, А. В. Петрова, Р. Г. Скрынникова, О. В. Мартышина и других исследователей.

Для более ясного понимания существа вопроса будет полезным заглянуть в предысторию событий 1209 г. В частности, вспомнить отца Дмитра Мирошкинича Мирошку Нездинича, ставшего посадником в 1189 г.[250] С ним связан столь примечательный эпизод в истории Новгорода, как поездка в 1195 г. Мирошки вместе с Борисом Жирославичем, сотским Никифором, Иванкой и Фомою к Всеволоду Большое Гнездо с просьбой заменить Ярослава Владимировича на одного из сыновей суздальского князя. Однако Всеволод вовсе не поспешил исполнить это желание, а запер их у себя, избавив тем самым Ярослава от недоброжелателей. Затем он, получая просьбы из Новгорода, отпускал поочередно “послов”, но Мирошка “сидел два лета за Новгород”.[251] Посадничал он до 1203 г., то есть до своей смерти. В. Л. Янин видит в такой роли Мирошки его переход к активной антикняжеской борьбе, то есть, по мысли историка, тот сумел объединить разрозненные группировки боярства в борьбе с княжеской властью. Как следствие, такая популярность и продолжительность посадничества.[252]

И. Я. Фроянов считает бездоказательной мысль В. Л. Янина о приходе Мирошки к власти в результате борьбы враждующих боярских группировок. Он указывает на то, что летопись не только не прослеживает эту борьбу, а, напротив, показывает нерасчлененную массу новгородцев. К причине возвышения Мирошки он склонен отнести “дорогъвь” 1188 г. Отсюда социальная напряженность и карательные меры против правителей, характерные для древних обществ. И. Я. Фроянов, кроме того, отвергает версию С. М. Соловьева и В. Л. Янина о том, что Мирошка был главой антисуздальской партии.[253]

Доводы В. Л. Янина о том, что причиной просьбы послов Новгорода к Всеволоду, дать в князья им своего сына, являлось стремление ослабить княжескую власть путем принятия князем одного из малолетних сыновей владимирско-суздальского князя, И. Я. Фроянова не убеждают. Он видит тут не только рациональный смысл, а еще и последствия пожара и, как следствие, стремление избавиться от князя, сменив его на безгрешное дитя, поскольку, по верованиям древних, божественность правителя находит наилучшее отражение в его детях.[254] В выгоде же малолетнего князя он сомневается, так как в этом случае возрастает роль его окружения.[255] Следует заметить, что это, конечно, совершенно верно, но при том надо иметь в виду, что одно дело пытаться использовать в своих интересах взрослого князя, имеющего свои интересы и устоявшиеся взгляды, как правило, тесно связанные с интересами рода, и совсем другое дело иметь дело с окружением малолетнего князя, у которого также свои интересы, но с одним отличием - их много, они различны и зачастую незаконны. Отсюда вывод: если исходить из партийной теории развития Новгорода и его веча, то следует предположить, что в этом случае для партий создавалась идеальная ситуация для политической игры на этих самых интересах окружения малолетнего князя.

Причиной задержки Мирошки во Владимире И. Я. Фроянов считает тонкую политическую игру Всеволода Большое Гнездо, который таким образом вызвал неудовольствие новгородцев против князя Ярослава, и тот лишился стола.[256] И здесь И. Я. Фроянов вновь делает ударение на том, что речь идет обо всей новгородской общине в целом, без какого бы то ни было изъятия. Именно она и выступала в качестве самостоятельной активной силы.[257] Однако, скорее всего, это лишь видимая сторона дела. Сам И. Я. Фроянов отмечает, что единая община связана общими интересами перед лицом внешних сил. У боярских партий были свои интересы. Логично предположить, что они время от времени претерпевали некоторые изменения и коррекцию. В Новгороде постоянно существовало лишь два относительно общих и статичных интереса: 1) экономическая выгода; 2) стремление к относительному суверенитету. Все иные интересы в той или иной мере были с ними либо связаны, либо попросту зависели от них. Потому в определенных условиях все интересы совпадали. Однако это вовсе не обязательно происходило. Дело в том, что две цели были общеновгородскими, причем стремление к суверенитету являлось частью ментальности новгородского общества. Потому цели второго плана в определенной ситуации большей частью общины попросту консервировались, осознанно или неосознанно. Более того, полное согласие новгородцев в решениях ниоткуда не следует. Летописец лишь констатирует факт и делает обобщение. Решения принимались на вече большинством, а значит, именно вече и следует понимать под новгородцами. Всегда были несогласные, которых частенько били и топили в Волхове. Это было неотъемлемой частью новгородской вечевой демократии. Кроме того, в вече участвовало, в любом случае, не все население общины. О его составе идут споры до сих пор. О роли боярства мы уже говорили. Если предположить обратное, то вырисовывается неправдоподобная система с единогласным голосованием, мнением и желанием всех и одной правдой на всех. Не следует стиль письма летописи понимать буквально, так как наше сегодняшнее понимание может не соответствовать тому смыслу, который имел в виду летописец. Согласно И. Я. Фроянову, смерды не принимали участия в вече и мятежах. Тогда почему под “всеми новгородцами” нельзя понимать одни лишь боярские группировки, без прибавления свободного люда? “Полное согласие” – вообще понятие в некоторой степени сомнительное и относительное, да еще применительно к массе людей. Человеку подобное не свойственно. В отношении понятия “согласие” человеческое общество всегда расколото в той или иной мере, хотя бы в незначительной части индивидов, то есть слово “полное” и аналогичные ему в данном случае некорректны, либо условны. Тем не менее, источники не дают оснований предполагать участие в смуте смердов. По мнению В. В. Мартышина, в восстании 1209 г. “видимо, принимали участие смерды”.[258] Другими словами, исследователь сам дает понять, что оснований так считать нет, но такое участие объективно вытекает из концепции, которой он руководствуется.