Смекни!
smekni.com

Государственный строй эпохи Петра I сословная реформа (стр. 7 из 11)

Правда, в CUII веке уже можно было наблюдать формирование специализации отдельных областей и связанное с ним оживление торговли и рост купечества, появление первых мануфактур /советские авторы насчитывали их в CUII веке обычно до трех десятков/.

Но в целом большая часть населения жила в условиях натурального /или почти натурального/ хозяйства, когда все необходимое производилось в рамках одной семьи, внутренний рынок был очень слабо развит, объем внешней торговли тоже невелик, так как Россия обладала только одним морским портом, открытым для мореплавания лишь 4-5 месяцев в году – Архангельском. Необходимый для промышленного развития рынок рабочей силы практически отсутствовал, имелось достаточно свободных земель на окраинах страны, а в центральной части господствовало крепостное право.

В этих условиях ликвидации технико-экономической отсталости, развитие торговли было невозможно только путем государственного вмешательства сверху. В таком духе уже пытался действовать отец Петра, но во времена Алексея Михайловича промышленное строительство имело характер лишь только хозяйственного эксперимента, оно было тесно связано с нуждами государева двора. Петр, сломавший пышный дворцовый ритуал, равнодушный к роскоши и постоянно в разъездах, хотел поставить торговлю и промышленность на службу уже не личных, а государственных интересов. Подобно другим преобразованиям первого российского императора, его хозяйственные реформы, способствующие формированию среднего сословия, не обошлось без насилия и жестокости, грубого принуждения /о чем мы уже упоминали выше/, принесения в жертву государственному благу личных интересов отдельных людей и даже сословий. Анисимов назвал экономические новации Петра «индустриализацией по-петровски», проводя параллель между двумя экономическими скачками в истории России, как по глобальным последствиям, так и методам.

Внимание Петра привлекли огромные запасы в России минералов, он решается взяться за их разработку. По всей стране ездили выписанные за рубежом и русские рудознатцы. С особенным усердием искали железные руды. В сжатые сроки на Урале создается целый металлургический комплекс. На Урале еще в допетровские времена существовало немало промыслов и кузниц, но мануфактуры стали строиться только при Петре. В 1698 г. был заложен, а через три года дал чугун Невьянский казенный завод в Верхотурье. Его плавка 15 декабря 1701 г. стала, по существу, рождением знаменитой уральской промышленности, без которой трудно представить экономику России. Из этого чугуна было изготовлено первое железо, не имевшее равных по своим физическим свойствам ни в России, ни за границей.

В первое десятилетие CUIII в. на Урале создаются заводы –Каменский, Уктусский, Алпатьевский и др.

Одновременно строятся мануфактуры в легкой промышленности. В 1696-1697 гг. в Преображенском А.Креветом, переводчиком Посольского приказа, основан Хамовный двор для производства парусины. В 1719 г. это уже огромное предприятие, где работало более 1200 человек.[33]

В CUIII веке в Москве для изготовления снастей построен канатный завод, для обеспечения армии амуницией – Кожевенный, Портупейный и Шляпный дворы, многие другие казенные заводы Позднее промышленное строительство бурно развивается и в Петербурге. Все государственные мануфактуры создавались за счет бюджета, ибо ни один купец или ростовщик не имел средств, необходимых на строительство хотя бы одного металлургического завода. Их строили максимально близко к источникам сырья, привлекали к организации опытных русских и иностранных специалистов.

Наряду с созданием промышленности, государство занималось организацией торговли. Это достигалось введением государственных монополий, весьма прибыльных для казны, но разорительных для народа.

Государственные чиновники вели торговлю не непосредственно, а за счет купцов-откупщиков, выплачивавших сразу или частями рассчитываемую прибыль и стремившихся с лихвой вернуть ее за счет покупателя или поставщика сырья. Участие казны в торговле способствовало разорению основной массы купечества, удушению свободного предпринимательства. Отрицательно сказывалось на купцах несение ими большого числа государственных повинностей и служб.

Несмотря на ряд отрицательных результатов в проводимой экономической политике, Петр вознамерился создать своей волей не только главный порт России, но и петербургское купечество. Это желание привело к насильственному переселению купеческих семей в Петербург. Купцам переселение грозило не физическим, так социальным уничтожением: оставляя насиженные места, они теряли торговые связи, деловые отношения, привычные места сбыта.

Русские купцы заплатили довольно высокую цену за успех Северной войны, финансируя ее расходы, лишаясь своих барышей вследствие жестокой монопольной политики и различных ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра.

Размеры податей с городских обывателей тоже были очень велики. Как и в CUII веке, подати разделялись на постоянные, лежавшие на тяглых, взимавшиеся по мере надобности, обыкновенно в размере десяти денег с рубля; подати взимались с двора и с промыслового дохода, со времени же введения подушной подати – с души. Среди повинностей, лежавших на посадских, особенной тягостью отличались две – рекрутская и постойная. На посадских лежала также обязанность снабжать войска провиантом, выставлять лошадей и подводы, чинить дороги и мосты и др.

Постойная повинность всей своей тяжестью ложилась на горожан. Солдаты ставились в посадские дома на постой, вытесняя иной раз хозяев. Господа офицеры с обывателями обращались грубо, об этом есть немало свидетельств современников.

В целом жизнь посадского человека была тяжелой и незавидной.

Когда начались преобразования в области центрального и местного аппарата управления и суда, города пережили изменения в своем укладе. На Коммерц-коллегию были возложены задачи по развитию торговли и промышленности, что свидетельствует о понимании Петром тех просчетов в экономической политике, которая касалась непосредственно торгового люда и ремесленников. По имеющемуся регламенту Коммерц-коллегия должна была смотреть за всеми торговыми действиями, инфраструктурой, /о торговых путях сообщения/, и всячески способствовать развитию торгового дела. Коллегия составляла, рассматривала и изменяла торговые уставы, разбирала и прекращала ссоры и разногласия, которые возникали между городами по поводу их торговых прав, а также учреждала купеческие гильдии. Таким образом, данной коллегии, было предоставлено, право заниматься, торгово-промышленными проблемами городов и, следовательно, населения, которое занималось торговлей и промышленностью. Ранее этими вопросами занимался, губернатор и городские ратуши, которые во многом не оправдали надежд государя и не способствовали в должной мере процветанию российского купечества и промышленности /имели место взяточничество, казнокрадство, самоуправство и т.п. пороки, свойственные до сих пор российским чиновникам/.

Было решено создать городские магистраты. В1720 году создается центральное учреждение – главный магистрат, на которых возлагалось учреждать и ведать магистратами всех городов. Обер-президентом нового государственного учреждения был назначен князь Трубецкой, а президентом И,Исаев.

Задача перед Трубецким и Исаевым была поставлена непростая, и современники об этом почти ничего не пишут. Скорее всего, шла выработка новых положений, собирался материал, по обыкновению медленно, нерасторопно, с привычным отношением к делу.

16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. По этому регламенту, помимо президента и обер-президента, назначаемых царем, в состав главного магистрата должны были находиться выборные бурмистры и ратманы. В то время должности бурмистров и ратмаров занимали, как правило, занимали иностранные специалисты. В отличие от членов ратуши члены главного магистрата и подведомственных ему городских магистратов были бессменны, звание их соответствовало, главной чиновной степени в соответствии Табеля о рангах – президент главного магистрата считался, в UIII классе, а бурмистры в 1C..

В обязанности главного магистрата входило следующее:

1/ учредить во всех городах магистраты;

2/ снабдить их уставами;

3/ контролировать, чтобы соблюдалось правосудие;

4/ учредить полицию;

5/ содействовать развитию купечества и организации мануфактур.

Историки свидетельствуют, что новые учреждения, созданные Петром, касались преимущественно верхнего городского слоя и, отнюдь, не уничтожили старой самоуправляющейся городской общины, создавшейся еще во времена Уложения при Алексее Михайловиче. Городской магистрат явился только соединительным звеном между центральной администрацией и мирским посадским сходом.

Тем не менее, новому устройству городов, ставилось в обязанность заниматься всяческим развитием торговли и мануфактуры. В этих целях магистраты старались распространять в народе полезность ярмарок и торгов, устраивать эти мероприятия не только в России, но и за границей, учреждать торговые биржи и выбирать из купечества маклеров: привлекать к такому делу знающих и умеющих людей. Еще в 1718 году от мастеров стали требовать некое подобие нынешних лицензий на занятие той или иной деятельностью.

Петром было предложено всех ремесленников разделить на цехи, так, чтобы каждое ремесло и художество соответствовало определенному цеху. В цех мог записаться всякий, кто владел тем или иным ремеслом, будь он даже дворцовый или владельческий крестьянин. Записываемый в цех представлял образцы своего искусства, в соответствии с которым ему присваивалось звание. Мастера ставили, свое клеймо на изделиях и без такого клейма никто не имел, права продавать свой товар. Кроме того, клеймо можно было ставить только после одобрения старшины цеха, если старшина находил работу неудовлетворительной, мог ее просто уничтожить.