Смекни!
smekni.com

Великая княгиня Ольга 2 (стр. 2 из 3)

Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть тёплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища может быть не очень значительной, т. к. само полюдье представляло собой грозную военную силу. Погост, удалённый от Киева на 1-2 месяца пути представлял собой микроскопический феодальный организм, внедрённый княжеской властью в гущу крестьянских «весей» и «вервей». Там должны быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья. Люди, жившие в погосте должны быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от домениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу и т. д. Единственный случай, когда археологом был исследован погост, упомянутый в грамоте 1137 года - это погост Векшенга (при впадении одноимённой реки в Сухону, в 89 км к востоку от Вологды) «у Векшенге давали 2 сорочка (80 шкурок) святой Софии». Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого 2 стороны образованы оврагами, а с третьей стороны, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Культурного слоя на самом городище почти нет.

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» — на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь,с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширились зарубежные связи Киева. Это способствовало развитию каменного строительства в городах, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги - лишь в нашем веке были разысканы археологами (дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971-1972 гг.).

Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов была она страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий. Она внушала злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательница к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца быстро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла.

2.3. Крещение Ольги

Великая княгиня Ольга способствовала распространению на Руси христианства и стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Когда Ольга достигла тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец перед собою и чувствует суетность земного величия, тогда истинная вера послужила ей опорой или утешением в печальных размышлениях о суетности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к христианству.

В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. По легенде таинство крещения совершил константинопольский патриарх Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. При крещении княгиня получила имя Елены в честь святой равноапостольной Елены. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на вопрос, в каком году Ольга посетила Константинополь и где она приняла крещение. Ряд исследователей предполагает, что княгиня Ольга крестилась в Киеве, а путешествие в Византию предприняла в 957 году, будучи христианкой.

Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться». Святослав же не слушался мать и отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Но Ольга любила своего сына и говорила: «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия.

III. Память о Святой Ольге

Святая княгиня Ольга считается основательницей Пскова. Поставить в городе памятник знаменитой землячке псковичи намеревались еще в 1914 г. Но помешали I мировая война и революция. В дни празднования столетия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появилось сразу два памятника великой княгине Российской.

Один из них - подарок городу скульптора Зураба Церетели. С предложением об установке скульптуры в городе к руководству Пскова обратилась Российская академия художеств. Автору равноапостольная княгиня Ольга представилась как суровая воительница, что пришлось далеко не всем по вкусу. Правой рукой Ольга опирается на меч, левой на щит. Тем не менее зурабовская Ольга вполне вписалась не только в архитектуру современного Пскова, но и продолжила топонимический ряд имен, связанных с ее именем. В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

Второй памятник, установленный в Пскове в память об его

основательнице находится не далеко от Кремля и выполнен Вячеславом Клыковым. Здесь рядом с ней находится ее внук - Владимир, будущий креститель Руси, сын Святослава. Памятник стал подарком скульптора к 1100-летию первого упоминания Пскова в летописи. Он представляет собой бронзовую фигуру княгини, рядом с ней - мальчик, князь Владимир. Памятник стоит на цилиндрическом постаменте из белого камня с барельефами 12 псковских святых. Высота скульптуры - 4,20 метров и такой же высоты постамент.

Также существует памятник княгине Ольге в Киеве. Данный памятник был построен в 1911 году по проекту архитектора И. П. Кавалеридзе совместно с Ф. П. Балавенским, П. В. Сниткиным и В. Н. Рыковым. Деньги на постройку памятника выделил Император Николай Романов.

Памятник представлял собой постамент из розового гранита, в центре которого было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «святые горы киевские», справа на возвышении – скульптуры сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».

В 1919 году статуя княгини Ольги была сброшена с пьедестала и, расколотая надвое, была закопана под самим памятником, а в марте 1923 года были демонтированы статуи апостола и просветителей.

В 1996 году выкопав из-под клумбы статую княгини, памятник восстановили по старым эскизам.

Также следует отметить ордена, названные в честь княгини Ольги:

· Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги - учреждён императором Николаем II в 1915 году.

· «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года.