Смекни!
smekni.com

Взгляды Августина Гиппонского (стр. 2 из 5)

Для определения государства Августин использовал определение Цицерона: «Республика есть народное дело». Но определение народа, которое дал Цицерон, он отверг, давая свое собственное: «Народ есть совокупность разумных существ, объединенных общим отношением к вещам, которые они любят»[16]. Августин считает «народом» не нацию, а население вообще, т. е. данное определение подходит и к ангелам, и к демонам, и к людям. Существа, составляющие государство света, вдохновлены любовью к Богу, граждане государства тьмы больше всего(и, в первую очередь, Бога) любят себя. «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной, - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе…»[17]. В понятии государства у Августина наружно отсутствует момент власти, однако он скрыто предполагается в мифе о восстании ангелов и в последующем грехопадении человека[18]. Это восстание – следствие непризнания верховенства божественной воли. Восставшие ангелы отвергли наивысшее существо, они обратились к утверждению собственной суверенной воли. Гордость, непослушание – вот главное зло; гордость же есть не что иное, как открытое преступление божественной воли.

Вселенское государство света имело свой образ и подобие на земле. Первый сотворенный человек и его жена были его родоначальниками. Их семейный союз был установлен до грехопадения. Из потомства первой человеческой пары возникло первое население государства на нашей планете. Оно представляло собой совокупность разумных существ, любящих Бога и покорных ему. Это государство продолжало бы существовать вечно, если бы не борьба детей тьмы с детьми света. В земное государство света проник демон под видом змеи и соблазнил первую женщину. Падение первого человека произошло не от его чувственных влечений, а от злой воли, от непослушания и своеволия. Так появляется подобие государства демонов на земле. Разрушенный непослушанием первозданный порядок человеческой жизни в раю был той почвой, на которой выросло на земле государство тьмы, образ сверхчеловеческого царства демонов. Человеческий род разделился – одна часть стала жить в послушании Богу, другая – в послушании своей собственной воле. Эти противостоящие друг другу части человечества и есть два государства, два града. «Один – тех людей, которые живут по человеку, другой – тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом»[19]. Однако в действительности они не существуют отдельно друг от друга, они смешаны до времени последнего суда. Государство света в земном его бытии можно уподобить страннику, не укорененному ни на одной определенной почве. Его граждане набирались у разных народов, среди людей праведной и благочестивой жизни. «Итак, небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках…»[20]. И вообще трудно сказать, существовало ли «государство света», как определенное социальное образование в период времени, начиная с всемирного потопа и вплоть до Авраама, тогда как государство зла существовало определенно и имя ему – Вавилон. Определенное его воплощение представляет и Древний Рим, который также произошел от братоубийства – с той лишь разницей, что государство Каина основано было на борьбе злого против доброго, а Рим возник из борьбы двух злых и нечестивых братьев. «Итак, первым основателем земного града был братоубийца, по зависти убивший своего брата, гражданина Града вечного, странника на этой земле…Так именно основан был Рим, судя по свидетельству римской истории об убийстве Ромулом своего брата – Рема. Различие лишь в том, что оба они были гражданами земного града..»[21]. Августин хочет доказать, что Римская республика издавна впала в упадок. Иначе и не могло быть, т. к. в самом государстве зла нет ничего хорошего. Оно представляет собой полную противоположность государству добра: в первом – безумие, во втором – истина; в одном – послушание, служение истинному Богу, любовь, мир, забота о ближнем, а в другом – поклонение земным ценностям, война международная и гражданская, властолюбие и произвол[22]. Государство тьмы есть всегда образование классовое, т. к. в нем каждый отдельный человек озабочен своими личными интересами и не способен удовлетворить интересы всего общества. Отсюда происходит разделение на партии, и партия, наиболее сильная, начинает угнетать других.

Формы правления Августин различает в зависимости от обязанностей, возлагаемых на верховную власть. Главные среди них – обязанности моральные и религиозные: уважение к Богу и уважение к человеку. Несправедливый правитель, как и несправедливый народ, является тираном. Несправедливая аристократия представляет собой клику. Если в государстве сохраняется справедливость, если оно основывается на уважении к религии, то все форы правления, как и авторитет власти, достойны того, чтобы подчиняться им[23].

Право.

Августин пишет о нескольких видах законов:

1. Вечный закон мироздания. Этот закон представляет собой нормативное выражение всеобщего порядка мироздания, это разум и воля Бога, предписывающие сохранять и запрещающие нарушать естественный порядок[24]. Вечный закон – не частное предписание; он универсален. Это план всеобщей упорядоченности[25]. Сам Августин определяет вечный закон как тот, «в соответствии с которым справедливо, чтобы вещи находились в наиболее совершенном порядке»[26].

2. Божественный закон. Под ним Августин понимает разумные и справедливые(иными они быть и не могут) распоряжения Бога. Источники этого закона – разум и воля Бога. Писаные божественные законы содержатся «в священных канонических книгах»[27]. Это и Ветхий, и Новый заветы. Хотя Новый завет по Августину является высшим по отношению ко всем остальным божественным законам. Суть Нового завета, как указывает Августин, состоит в двух основных заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя[28]». Таким образом божественный закон определяет отношения человека с Богом, а также человека с человеком. Каждый должен заботиться «о жене, детях, о домашних, обо всех людях, кого могут касаться…»[29]. Это необходимо для нормального существования человека, ведь таким образом он будет един с остальным миром, будет жить в гармонии с ближними, а это главное условие, главный залог мирового порядка. Ближе всего к человеку его домашние, поэтому в первую очередь следует забота о них. Возникает особый домашний мир, в котором существует управление тех, кто заботится, над теми, о ком заботятся. Однако управляют люди не из желания господствовать, а в силу своей обязанности заботиться о ближних[30]. Божественными законами также являются неписаные веления Бога, например, запрет, данный Им первому человеку. Божественный закон также присутствует в душе человека в виде «запечатленного понятия» этого закона, руководящего нравственной оценкой окружающих явлений[31]. Благодаря ему люди могут правильно судить о том, что справедливо и добродетельно, а что – нет. Но чтобы сам человек стал справедливым и добродетельным, он должен следовать божественному закону, согласуя с ним свою волю. «Нравственный закон… достигает не только ума, но и сердца»[32].

3. Естественный закон, или закон природы. Под ним Августин понимает не моральные нормы поведения людей, а законы природные: физический закон тяжести, биологические законы продолжения жизни, законы физиологии, а также закон человеческого общения и сохранения мира[33]. Законы природы безусловны, но применение, реализация тех из них, что относятся к деятельности человека, на практике определяется гражданскими законами. Точно так же гражданские законы разъясняют и обеспечивают принуждением веления, содержащиеся в божественных законах[34].

4. Человеческий закон. Человеческий, или гражданский закон необходим для установления земного порядка. Именно благодаря ему божественные заповеди реализуются в земном граде. Как уже говорилось, требования к поведению человека определяются двумя основными заповедями – любви к Богу и любви к ближнему. В них человек находит три предмета своей любви: Бога, себя самого и ближнего. Кроме того, согласно гражданским законам, человек не только не должен причинять ближним зла, он обязан также сдерживать их от совершения греха, или наказывать за грех. Результатом будет исправление наказуемого, или воздержание от греха видящих наказание лиц[35].