Смекни!
smekni.com

Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. (стр. 4 из 8)

К сожалению, прямых данных о продолжительности жизни вавилонян чрезвычайно мало. Можно полагать, что средняя продолжительность жизни рабов была несколько ниже, чем свободных. При найме и закладе рабов предусматривалось возмещение для работодателя или кредитора в случае болезни или смерти рабов.

Сведения текстов о болезнях рабов очень скудны. Иногда в документах отмечались факты продажи престарелых рабов, которые оценивались в несколько раз дешевле молодых. Можно говорить о том, что хотя бы часть рабов жила по 60-80 лет. Во всяком случае, вавилонянам была чужда характерная для развитых античных государств практика максимально эффективной эксплуатации рабов, вызывая среди последних высокую смертность.[38]

Теперь рассмотрим те действия, которые в праве был совершать рабовладелец.

1. Хозяин раба обладал уникальным правом продавать своего раба. Подтверждение этому мы встречаем и в текстах. В документе YBT, VΙΙ, 130 написано: «Бунану, сын Аххешая, добровольно продал [богине] Иштар Урукской своего раба Мари-иллиха, на запястье которого написано имя Калбы, за 1 Ѕ мины серебра – долга который числиться за ним и за его братом Калбой».[39] В этом документе речь идет о продаже раба за долги храму, но часто рабов продавали в частные руки. Об этом свидетельствует документ NER, 2: «Бел-аххе-иддин и Набу-аххе-буллит, сыновья Эсагил-шум-ибни, потомка Син-дамиа, и мать их Римат, дочь Шузубу, потомка жреца святилища, добровольно продали за 2 мины серебра, за полную цену, Набу-эду-уцура, [его] жену Бану-умму, [а также женщин] Кишринни и Гимилинни, всего четырех рабов, Набу-аххе-иддину, сыну Шулы, потомку Эгиби»[40].

Иногда рабов не продавали, а просто отдавали за долги. Об этом говориться в документе YBT, VΙΙ, 17: «Набу-аххе-буллит, сын Набу-шум-укина, потомка жреца Нинурты, и его жена Булта, дочь Бел-ушаллим, потомка Кури, добровольно отдали своего раба Ах-иддина [богине] Иштар ради сохранения своих жизней»[41].

2. Чтобы обозначить социальное положение рабов и права владения ими со стороны хозяев их клеймили. Клеймение чаще всего состояло в том, что на руках рабов каленым железом «писали» или татуировали имена их владельцев[42]. Например, в уже упоминавшемся документе YBT, VΙΙ, 130 идет речь о рабе «на запястье которого написано имя Калбы».[43] Иногда вместо имени владельца на запястье раба ставился какой-либо другой знак. Обычно он был у беглых рабов, которые клеймились дополнительно. Документы не содержат сведений относительно того, на каком месте ставилось клеймо и какую форму оно имело.[44]

Возможно, что некоторые рабы носили на шее ярлыки. Иногда на теле рабов ставились в качестве клейма такие символы богов, как топорик, звездочка и т.д.[45]

3. Рабов могли закладывать наряду с такими объектами заклада, как поля, дома, скот, деньги и прочее движимое имущество, а также с доходами, которые те или иные лица получали за службу в храме. Широкое распространение залога связано с распространением кредита в экономике. В нововавилонское время речь идет уже не о залоге с последующим наложением ареста на имущество (как это было в предшествующие периоды), а об условном залоге, добровольно отданном в обеспечение ссуды. Кредитор фактически не владел залогом. Однако в ряде случаев заложенное имущество действительно поступало в распоряжение кредитора.[46]

В нововавилонский период существовало 2 вида залога:

· При котором то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды с правом владения этим имуществом для кредитора или без такого права.

· Залог поступал в антихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться залогом для извлечения доходов.

Более распространенным считается второй вид залога. Часто рабов отдавали в антихрезу за долги. Должник мог взять обратно человека, только в случае полного возмещения ссуды. Если же заложник сбегал, должник выплачивал деньгами эквивалент трудовой провинности, отданного в антихрезу лица. Если должник продавал раба, сданного в антихрезу, до погашения ссуды, то с момента отчуждения последнего он обязан был платить проценты на капитал.[47]

4. Иногда частные лица нанимали рабов. Контракты о найме работников заключались обычно на один месяц или на один год, но иногда и на несколько месяцев или на два года. Документы о найме содержат оговорку: работник не имеет право в течение срока найма оставлять свою работу или искать другую. В тех случаях, когда наемник не мог выйти на работу, он должен был предоставить себе замену. Если наемник был раб, хозяин не имел права продать или передать его другому лицу в течение оговоренного контрактом наемного периода. Оплата труда наемников рабов была равна оплате свободных. Поэтому наниматели предпочитали неквалифицированным, незаинтересованным в производительности труда рабам, заинтересованных свободных. В документах не указано, какой работой занимались рабы, но можно предположить, что их не ставили на тяжелые работы, требующие мастерства и ответственности, и им не доверяли дорогостоящие орудия. Рабов нанимали чаще всего для выполнения работы по дому.[48]

5. Часто рабов дарили или отдавали в наследство. Рабы, также, включались в приданое. Хотя отдать в приданое рабов могли только состоятельные люди, имевшие несколько десятков, а то и больше сотни рабов. Люди же среднего достатка, имевшие 3-5 рабов могли выделить одного, двух рабов. Менее состоятельные люди вообще владели только парой рабов. Многие жители сельской местности и городов вообще не имели рабов.

В большинстве документов о дарении речь идет о передаче рабов и другого имущества наследникам завещателя с условием, что последний до своей смерти будет пользоваться этим имуществом или же наследники будут содержать его.[49]

6. Рабовладельцы могли заключать рабов в кандалы. Обычно этому подвергались рабы, совершавшие побеги и отказывающиеся работать. Наиболее непокорных рабов вообще отправляли в, так называемые, работные дома, где их держали под особым надзором, где был установлен тюремный режим.

Теперь, пришло время посмотреть, чем занимались сами рабы. Можно полагать, что большая часть рабов была занята выполнением различных домашних работ у своих хозяев, хотя прямых указаний на это в источниках нет. Отсутствие таких сведений легко объясняется тем, что эта сторона деятельности не выходила за сферу взаимоотношений между ними и их хозяевами и не затрагивала интересов третьих лиц, а поэтому не могла быть отражена в контрактах. Очевидно, большая часть рабов отдаваемых в наем или антихрезу, как правило, не владела каким-либо ремеслом и, естественно, использовалась только для домашних услуг.[50]

Рабский труд применялся в различных областях производственного труда, где-то больше, где-то меньше. Рассмотрим некоторые из них.

Строительство. Данных об использовании труда рабов в строительстве чрезвычайно мало. Сохранился контракт об обучении раба домостроительному делу: «Мина-ана-Белдан, сын Лабаши, потомка каменщика, отдала своего раба Инна-Набу-ултараха для обучения домостроительному делу на восемь лет Шузибани-Белу, сыну Аххитабши. Он должен обучить его домостроительному делу».[51] Рабы работали на сооружении дамбы и формовали кирпич, а также выполняли различные земляные работы. Очевидно, в строительстве труд рабов применялся в очень ограниченных масштабах. Прежде всего, квалифицированных рабов-строителей было чрезвычайно мало, потому что обучение стоило больших затрат.[52] В том же документе PETSHOW, с.112 написано: « [В течение] одного года продовольствие и рабочую одежду Инна-Набу-ултараху должен давать Мина-ана-Белдан. Если он не обучит его, то за каждый день по 3 ка ячменя, оброк его, Шузибанни-Бел должен отдать Мина-ана-Белдану».[53] Кроме того, за рабами требовался постоянный надзор, так как у них не было никакой заинтересованности в производительности труда. Наконец, было рискованно доверить рабам дорогие орудия, даже если они умели квалифицированно обращаться с ними.[54]

Сельское хозяйство. Документы не содержат почти никаких данных о применении труда рабов, принадлежащих частным лицам, в сельском хозяйстве, за исключением тех случаев, когда рабы выступают арендаторами.[55] Обратимся к документам об аренде земли. В документе UM, 106 значиться: «Рибат, сын Бел-рибы, и Рахим, сын Бел-аб-уцура, рабы Римут-Нинурты, добровольно сказали Римут-Нинурте, потомку Мурашу, следующее: «Дай нам в аренду на три года зерновые поля с деревьями и соломой, принадлежащие шушану /неполноправный государственный работник. – прим. авт./ сокровищницы [и расположенные] в местностях Хаттая, … Бит-Нана, Бел-айби, 24 укрощенных вола для плугов в полной с полной упряжью на 6 плугов, [а также] для посева 80 кур ячменя, 20 кур пшеницы, 16 кур полбы, 1 пан 4 сут сезама, и мы будем платить тебе в год 800 кур ячменя, 300 кур пшеницы, 150 кур полбы, 20 кур сезама, всего 1000 кур урожая зерном и … в местности Бел-габари с зерновых полей с деревьями, которые там, в год – 1000 кур фиников согласно мерке местности Хаттая». Далее написано, что «Рибут-Нинурта услышал их» и дал им все, что они просили по списку.[56]

Имеются также документы об аренде водоемов (ВЕ, Х, 54): «Рибат, сын Бел-рибы, раб Эллиль-шум-иддина, добровольно сказал Эллиль-шум-иддину, потомку Мурашу, следующее: «Дай мне в аренду на год рыбные водоемы между местностью Ахшану и хутором Бел-аб-уцура у полей, принадлежащих артели купцов, рыбные водоемы у поля начальника хиндану и рыбные водоемы в местности Бит-нату-эли. За год я уплачу тебе Ѕ таланта очищенного серебра и начиная с того дня, как эти рыбные водоемы ты дашь мне для ловли, я ежедневно буду класть на твой стол установленное количество рыбы». Затем Эллиль-шум-иддин услышал его и дал ему эти рыбные водоемы в аренду на год за Ѕ таланта серебра. Рибат должен платить Эллиль-шум-иддину в год Ѕ таланта серебра [как] арендную плату с этих водоемов и должен класть рыбу на его стол».[57]