Смекни!
smekni.com

Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. (стр. 6 из 8)

Обратимся к следующему вопросу – мог ли раб быть отпущен на свободу? Да, для этого существовало два способа:

1. Господин отпускает раба на свободу с условием, что он будет служить своему бывшему хозяину, пока последний жив.

2. Свободные (либо сам господин, либо другое лицо) усыновляют раба.

После того, как хозяин отпустил своего раба, он не мог произвольно снова поработить его. Однако, отпуск рабов на свободу не носил массового характера.[77]

Определим специфические черты мужского рабства:

· Мужчины попадали в рабство традиционными путями. В отличие от женщин они могли попадать в долговое рабство.

· Рабы могли жениться как на рабынях, так и на свободных. Были разрешены браки частновладельческих и храмовых рабов, но дети от таких браков становились собственностью храма. Браки совершались с позволения хозяина.

· Зерновые пайки рабов и свободных наемников практически не отличались. Однако свободные помимо ячменя и фиников получали и другой провиант.

· Одежда рабов не отличалась от одежды свободных, иногда даже превосходила её по дороговизне (если раб был состоятельный). Хозяин должен был снабжать платьем раба отданного в антихрезу или в обучение.

· Рабы обычно жили в доме своего хозяина, в худших помещениях. Оброчные рабы могли снимать помещения на крышах жилых домов или складов. Однако рабы могли арендовать и часть дома.

· Средняя продолжительность жизни рабов была ниже, чем у свободных. Часть рабов доживала до 60-80 лет. Сведения о болезнях работах очень скудны.

· Рабов часто клеймили, ставя на руке имя владельца или какой-либо другой знак. Возможно, носили ярлыки на шее.

· Раба могли продать, заложить, нанять, подарить, отдать в наследство или приданое.

· Рабов, совершающих побеги, заковывали в кандалы.

· Рабский труд применялся в строительстве, ремесле, частично в сельском хозяйстве, в домашнем хозяйстве.

· Некоторые рабы обладали пекулием, т.е. участком земли, который обрабатывали. Богатые рабы могли нанимать работников для своего пекулия, сдавать землю, водоемы в аренду.

· При продаже раба пекулий в большинстве случаев продавался вместе с ним.

· Частновладельческие рабы не обязаны были платить налоги и нести общественные повинности.

· Раб мог быть отпущен своим хозяином на свободу. Отпущенного раба нельзя было снова поработить. Отпуск рабов на свободу не носил массового характера.

Подводя итог, можно сказать, что жизнь мужчин - рабов Вавилонии VΙΙ-ΙV вв. до н.э. была довольно благоприятной. Они имели семью, имели пекулий, занимались торговлей, ремеслом. Рабы, несмотря на то, что не являлись гражданами страны, могли жить ничуть не хуже свободных. Исходя из того, что иногда свободные брали ссуды у рабов, то рабы жили даже лучше. И хотя рабовладелец мог когда угодно продать раба, для раба имевшего свой пекулий это не было трагедией, т.к. раба продавали вместе с землей. Собственно, рабы не сильно отличались от свободных в экономическом смысле. В юридическом смысле они были собственностью хозяина. Это противоречие между юридическим и фактическим положением рабов вело в определенной степени к стиранию различий между рабом и свободным.

Глава 3. Женское рабство

Хотя данных о мужчинах рабах немного, все же мы знаем о них больше, чем о женщинах рабынях. Источники дают очень скудный материал относительно женского рабства. И все-таки из него можно сделать достаточное количество выводов. Постараемся рассмотреть женское рабство по тем же аспектам, что и мужское. Начнем с повседневной жизни женщин рабынь.

Для начала рассмотрим, как же женщины становились рабынями. В основном, конечно, типичными для того времени способами, т.е. с помощью естественного прироста рабского населения, обращения военнопленных в рабов, иногда удочерения подкинутого ребенка с последующим превращением в рабыню или продажи родителями своих несовершенно летних детей в рабство. Но был еще один, нетипичный способ обращения в рабство женщин. В нововавилонское время свободным женщинам запрещалось сожительствовать с мужчинами, за это они карались обращением в рабство. Очевидно, в это время в отличие от некоторых более ранних периодов свободные женщины не имели права заниматься проституцией, если она не была связана с культом.[78] К тому же в документах упоминается выражение, переводимое как «клеймо рабыни», с указанием, что этим клеймом будут отмечены девушки, принадлежащие к сословию свободных, если они будут развратничать.[79] Но зато жена должника, в отличие от его детей, не могла попасть в долговое рабство, т.к это не разрешалось.

Большинство рабынь состояло в браке, но брак этот мог заключаться только с разрешения хозяина. Также как и мужчины рабы, они могли выходить замуж как за рабов, так и за свободных. Причем дети от браков от рабов со свободными скорее всего становились свободными, во всяком случае если их усыновили свободные. Но, нет данных считать, что дети от таких браков во всех случаях считались свободными.[80] Как уже говорилось выше, рабовладелец мог продавать членов семьи раба по отдельности или разделять их другим способом.

К тому же в нововавилонское время рабовладелец, естественно, мог жить со своими рабынями. Но, в отличие от предыдущего периода, имел право продать рабыню, которая родила ему детей. Если по старовавилонским законам дети хозяина и рабыни при всех случаях рассматривались как свободные, то по нововавилонским положение изменилось. Дети хозяина, не усыновленные хозяином при его жизни, по всей вероятности, после его смерти становились рабами.[81]

Обратимся теперь к сведениям о пайках отданных в наем рабынь. Месячный рацион такой рабыни составлял 4 сут (20 л) ячменя, т.е. немногим менее 0,7 л в день. Значительной разницы между пайками свободных людей и рабов не было. Между тем, при разводе муж обязался платить жене и детям алименты продуктами. А тем женщины, чьи мужья находились на военной службе, государство также давало пайки, 1,2 л на каждую.[82]

Одежда рабынь (как и мужчин) не отличалась от той, что носили свободные женщины. Единственным отличием была её цена – рабыни носили более дешевую.

Женщины рабыни, также как и мужчины, жили в основном в домах своих хозяев, занимая худшие комнаты. Но помимо этого они могли снимать маленькие комнатки, расположенные чаще всего на крышах жилых домов или складов.[83] Сохранился документ DAR, 163 в котором говориться: «Гузану, сын Гимиллу, сдал на два года «рабское помещение» на крыше в аренду за 5 Ѕ сикля серебра в год Бел-рибе, сыну Калбы, и Анамуххи-таклак, рабыне, принадлежащей Баку. Половину серебра они должны уплатить в начале года, а остальную часть серебра - в середине года».[84] Отсюда к тому же возможен вывод о том, что Бел-риба и Анамуххи-таклак состояли в браке (брак между свободным и рабыней).

Обратимся теперь действиям, которые рабовладелец был в праве совершать по отношению к своей рабыне.

1. Также как и любого раба, женщин рабынь продавали. Доказательством этого служит документ NBK, 175: «Бел-каблия-укин, сын Набу-этиранни, продал добровольно свою рабыню Нана-киширрат за 1/3 мины в сиклях, за согласованную цену, Набу-идти-эду-алику, рабу принадлежащему Набу-балату-эрешу, распорядителю имуществом храма Эбаббарра».[85]

2. «Иддия, сын Син-иддина, Римут, сын Мурану, и Син-зер-ушабши, сын Шамаш-этира, добровольно продали свою рабыню Белтиму, на правой руке которой написано имя Ханнатани и на левой руке которой написано имя Иддия, сына Син-иддина, за 1 мину 18 сиклей очищенного серебра, за полную цену, Иддаху-Набу, рабу Уггия, сыну Икубу, потомка Син-икиши».(UET, ΙV, 29).[86] Из этого документа можно сделать вывод, что клеймили не только свободных женщин, занимавшихся проституцией, но и просто рабынь. Стоит обратить внимание, что у этой рабыни стоит два клейма, одно имя бывшего хозяина (правая рука), другое – настоящего (левая рука). Нередко рабов перепродавали несколько раз в жизни, и каждый раз клеймили дополнительно, например на обоих запястьях рук одного раба. Иногда количество клейм доходило до трех.[87]

3. Рабынь, так же как и рабов мужчин, могли закладывать за долги.

4. Еще одним действием допустимым по отношению к рабам был найм. Если мужчин рабов нанимали в основном частные лица, то рабынь нанимали храмы. В нововавилонское время была распространена храмовая проституция. В VΙΙ - ΙV вв., как и во все периоды древней истории Месопотамии, сожительство допускалось с рабынями, но уменьшать долю имущества законной жены не разрешалось, особенно если она родила детей. Кроме того, нередко рабынь отдавали внаем в публичные дома или отдельным лицам в качестве наложниц. В нововавилонское время публичный дом уже носил название «место, где познают рабынь».[88] Приведем в пример документ Nbd 682: «если Амитию, рабыню Идти-Мардук-балату, сына Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, увидят с Гузану, сыном Набу-мушетик-урри, потомка Этель-Адада, он (Гузану), должен за время, (пока) он будет с нею, платить Идти-Мардук-балату оброк за нее, (а именно) по 3 сут ячменя в день».[89] Отсюда видно, что рабынь отдавали в наем в качестве наложниц.

5. Рабыни часто входили в приданое, дарились и переходили по наследству. В документе Camb 193 сказано, что Идти-Мардук-балату, сын Бел-аххе-иддина отдал в приданое за своей дочерью 10 мин серебра, четырех рабынь и домашнюю утварь.[90]

Чем же занимались рабыни? Рабыни не могли использоваться в качестве ремесленников, т.к. это была мужская работа. Как правило, даже многие мужчины рабы не владели ремеслами. Хотя, в документе CT ΧΧΙΙ сказано в отношении одной из рабынь, что она ткачиха. По-видимому, это случайность, потому что ткачихи были среди свободных.[91]