Смекни!
smekni.com

Отечественная история 8 (стр. 3 из 7)

Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непрекращающееся недовольство народа в «бунташный» XVII в., перемены в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим ответом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в.

Вопрос 3. Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?

Разночинцы (“люди разного чина и звания”), в конце XVIII—XIX вв. межсословная юридически не оформленная категория населения — выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), главным образом люди умственного труда.

Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права стали основным социальным слоем для формирования буржуазной интеллигенции. Демократическое крыло разночинцев, выдвинувшее ещё до крестьянской реформы 1861 ряд видных деятелей освободительного движения (В. Г. Белинский, петрашевцы), в пореформенную эпоху заняло ведущее место в революционном движении. Буржуазно-демократический этап освободительной борьбы в России (приблизительно 1861-95)

Оппозиционность была вынужденной формой социального существования. русского разночинства. Выбиваясь всеми правдами и неправдами на поверхность жизни, добиваясь грамотности и образования, оно особенно остро чувствовало унизительность, второсортность своего положения в дворянском государстве. Эта обида последовательно нарастала в сороковые, пятидесятые и достигла высшей точки в шестидесятые годы, когда разночинцы превратились в наиболее динамичную и жизнеспособную часть нации.

Вопрос 4. Покажите влияние важнейших внутренних и внешних факторов на развитие российской культуры в XVIIIв. Сведите этот материал в таблицу.

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова «рацио» — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина— вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Внутренние Внешние
Факторы, влияющие на развитие российской культуры в XVIIIв. Развивалось светское направление в искусстве, так как церковь отделилась от государства «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Вопрос 5. Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х г. XIX в. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?

Персоналии Содержание предложения
А.И.Герцен стремительное шествие западной цивилизации к индивидуалистическим - "мещанским" - идеалам капитализма не затронуло Россию и ее социальное возрождение придет из недр крестьянской общины.
Министр внутр.дел С.С.Ланской, помощник Левшин 1) немедленное освобождение крестьян без земли; 2) отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов с условием выкупа, что было сложно, ибо: а) помещикам нужна была сумма выкупа сразу; б) государство не могло дать крестьянам в рассрочку приблизительно в 1 млрд. рублей; 3) проведение ряда подготовительных мер для первоначального перевода крестьян во временно-обязанное состояние.
генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, член Секретного комитета по крестьянскому делу В апреле 1857 года генерал-адъютант Я.И. Ростовцев подготовил Александру II записку о способах постепенного освобождения крестьян, содержащую дальновидный анализ перспектив освобождения крестьян с землей. В ней учитывались даже такие сложные последствия реформы, как рост крестьянского малоземелья в результате вызванного ею демографического взрыва. Однако, как пишет М.Д. Долбилов: “… предложенные Ростовцевым способы не отличались определенностью и вращались в старом замкнутом кругумер по “по умягчению” крепостного состояния.”
П.Д.Киселев, бывший министр государственных имуществ при Николае 1. По его убеждению, полное личное освобождение невозможно без одновременного превращения крестьян в собственников наделов. Именно понимание этой стороны проблемы делало его сторонником отсрочки освобождения до той поры, когда сложатся условия для выкупа крестьянской земли.

Ни у императора, ни у Министерства внутренних дел, ни у передовых эшелонов русского общества не было определенного плана действий. Вся программа заключалась в быстром реагировании на происходящее в стране. А происходящие в стране было сложным и неоднозначным. Крепостники запугивали Александра II грозящими России бедами. Дворянское общественное мнение во главе с частью высшего чиновничества всячески старались затормозить осуществление реформы.

Однако, начало делу освобождения крестьян от крепостного ига было положено. Именно по этому поводу Герцен скажет об Александре II - “Ты победил, Галилеями!” А Чернышевский напишет в “Современнике”: “История России с настоящего года столь же различна от всего предшествовавшего, как различна была ее история со времен Петра от прежних времен. Новая жизнь, теперь для нас начинающаяся, будет настолько же прекраснее, благоустроеннее, блистательнее и счастливее прежней, насколько сто пятьдесят последних лет были выше XVII столетия в России. Благословение, обещанное миротворцами и кротким, увенчивает Александра II счастьем, каким не был увенчан еще никто из государей Европы, счастьем – одному начать и совершить освобождение своих подданных.”