Смекни!
smekni.com

Отечественная история 8 (стр. 5 из 7)

Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883-1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901-1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913-1918; обе работы — в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.

3. В.И. Шервуд- (1832-1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848-1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.

Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», — несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876-1881). Мастер осмыслял это здание — своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади — как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т. е. еще одного «исторического храма»; 1880-1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).

4. Ф.И. Шаляпин - (1873-1938), русский певец (бас-баритон). Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. В юности Шаляпин брался за любую работу. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 — в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского Борис Годунов; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх Фауст Гуно, Садко Римского-Корсакова, Мефистофель Бойто, Дон Кихот Массне и Жизнь за царя Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня Эй, ухнем и Песня о блохе Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

5. К.А. Тимирязев - (1843, Петербург — 1920, Москва), естествоиспытатель, один из основоположников русской школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Окончил Петербургский университет (1865). С 1870 жил в Москве. В 1870—92 работал (с 1871 профессор) в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязеваhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={71FB7AF7-CC3C-4CB6-BB51-336A9E22743E}). В 1878—1911 профессор Московского университета; в 1911 во главе группы 107 профессоров вышел в отставку в знак протеста против действий министра просвещения Л.А. Кассо. Основные исследования Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению механизма фотосинтеза. Тимирязев внёс существенный вклад в развитие научных основ агрономии, явился инициатором ряда агромероприятий, создания опытных станций и экспериментальных теплиц. Один из первых пропагандистов дарвинизма в России, популяризатор и историк науки. Автор книги «Жизнь растения» (1878), выдержавшей десятки изданий на русском и иностранных языках. В 1920 избран депутатом Моссовета. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1923 на Тверском бульваре, близ площади Никитские ворота, установлен памятник Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). В 1924 воздвигнут памятник Тимирязеву перед главным корпусом Московской сельскохозяйственной академии (скульптор М.М. Страховская, архитектор С.Е. Чернышёв). Бюст Тимирязева установлен в Аллее учёных перед зданием МГУ на Воробьёвых горах (1953, скульптор С.Д. Меркуров). Именем Тимирязева названы: улицы — Тимирязевская и Тимирязева (Зеленоград), проезд, станция и линия (Серпуховско-Тимирязевская) метро, один из муниципальных округов столицы. Его имя присвоено Институту физиологии растений АН СССР (1936), Биологическому музею. Учреждены премия АН СССР (1940) и Золотая медаль ВАСХНИЛ (1971) имени Тимирязева. В доме, где в 1887—1920 жил Тимирязев (Романов переулок, 2; мемориальная доска), в 1942 открыт мемориальный музей.

6. Н.И. Вавилов - 1887, Москва — 1943, Саратов), генетик, селекционер, географ, общественный деятель, академик АН СССР (1929), первый президент (1929—35) ВАСХНИЛ. Брат С.И. Вавиловаhttp://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=4&rq=4&id=106&aid={04E03019-3CB7-4133-88AA-2B11EDF6FD02}. Из семьи крупного московского коммерсанта. По окончании (1911) Московского сельскохозяйственного института (ныне ТСХА) работал там же на кафедре частного земледелия, одновременно преподавал на Голицынских высших сельскохозяйственных курсах. В 1917—21 профессор агрономического факультета Саратовского университета. В 1921—40 работал в Ленинграде и Москве (с 1930). В Ленинграде руководил Отделом прикладной ботаники и селекции, который в 1924 был реорганизован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В Москве возглавлял (1930—33) Генетическую лабораторию АН СССР, а затем (1933—40) организованный на базе этой лаборатории Институт генетики АН СССР. Организовал и провёл более 60 ботанико-агрономических экспедиций в страны Средиземноморья, Северо-Восточной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Собрал крупнейшую в мире (свыше 200 тыс. образцов) коллекцию семян культурных и дикорастущих растений (хранится в ВИРе), заложил основы госсортоиспытаний полевых культур. Вавилов обосновал научные принципы селекции растений. Создал учение об иммунитете растений (1919), сформулировал (1920) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Мужественно защищал генетику в борьбе с «учением» Т.Д. Лысенко. Президент Всесоюзного географического общества (1931—40). Премия имени В.И. Ленина (1926). Репрессирован (1940), умер в заключении.

7. Л.Н. Андреев [1871-1919] - беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью - алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: "Он, она и водка", 1895 ("Орловский вестник"), "Бергамот и Гараська", 1898 ("Курьер"). Впервые внимание к А. привлек рассказ - "Жили-были" в журнале "Жизнь" [1901]. В этом же году вышла первая книга рассказов А., к-рая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы - "Мысль" и "Призраки" [1902]. В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников "Шиповник" (см.), объединяющих реалистов-общественников из "Знания" (см.), символистов-индивидуалистов из "Весов" (см.) и др.

8. М. Петипа - (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца — Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 — главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т. н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в. Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898).