Смекни!
smekni.com

Иван Грозный как общественный деятель (стр. 3 из 3)

Самыми важными мероприятиями Избранной Рады в 1555-1556 годах стали приговоры, посвященные кормлению и службе. В них подвергалась решительной критике устаревшая система местного управления, при которой провинциальные власти (наместники и волостели) кормились за счет населения. Тексты важнейших приговоров того времени сохранились не в подлиннике, а в литературном пересказе. Узнав о злоупотреблениях кормленщиков, сообщает летописец, царь велел «расчинить по городам и волостям старост, которые бы участвовали бы в судебных делах, и заменил прежние поборы в пользу кормленщика специальным оброком – «кормленным окупом», шедшим в казну.

Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников.

18 января 1555 года издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью.

В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от «кормленных» функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции – за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

Влияние Избранной Рады во многом основывалось на доверии царя к Адашеву, Сильвестру и другим приближенным. Годы Реформ для царя Ивана Грозного были годами учения. В начале периода реформ ему было семнадцать лет. Царь на первых порах оказался неподготовленным к роли правителя обширного государства и должен был подчиниться воле избранных им наместников. Ивана IV захватили смелые проекты реформ. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Царь рано усвоил идею божественного происхождения царской власти, богоизбранности русских самодержцев. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном Грозным как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения о искоренении боярского самовольства.

В своих политических оценках Иван IV следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли самодержавную власть. Конечные результаты правления Избранной Рады не соответствовали этим критериям.

Приближенные к царю советники, составившие ядро Избранной Рады, рисовали перед ним заманчивую перспективу укрепления самодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными.

Избранная Рада, официально не существовавшая, прекратила свое существование в 1560 году, являясь почти тринадцать лет правительством, правящим от имени царя.

Заключение

Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна Грозного, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка. Так, Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Но отдадим справедливость и тирану: Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности. Хотя, любив любив всегда равнять себя с Александром Македонским, не имел ни тени мужества в душе, но остался завоевателем. В политике внешней неуклонно следовал великим намерениям своего деда; любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев; не терпел гнусного пьянства (только на Святой неделе и в Рождество Христово дозволялось народу веселиться в кабаках). Пьяных во всякое другое время отсылали в темницу. Не любя смелой укоризны, Иоанн не любил иногда и грубой лести. Иоанн изъявлял уважение к искусствам и наукам, способствовал народному образованию размножением церковных школ. Наконец Иоанн знаменит в истории как законодавец и государственный образователь. Он дополнил в Судебнике Гражданское Уложение своего деда, включив в него новые законы, но не переменив системы или духа старых.

Обогатив казну торговыми, городскими и земскими налогами, присвоением церковного имения, чтобы умножить войско, завести арсеналы, строить крепости, палаты, храмы, Иоанн любил употреблять избыток доходов и на роскошь. В торжествах церковных Иоанн также являлся народу с пышностью разительной, умея видом искусственного смирения придавать себе еще более величия и с блеском мирским соединяя наружность христианских добродетелей: угощая вельмож и послов в светлые праздники, сыпал богатую милостыню на бедных.

Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими. Но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древней Россией более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!

Список используемой литературы

1. Бердяев Н.А. Смысл Истории. – М.: Мысль, 1989.

2. Витте С.Ю. Избранное произведение. – М., 1992.

3. История России. Учебное пособие. – М., 1998.

4. История Отечества. – Псков, 1999.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1989-1990.

6. Ключевский В.О. О Русской истории. Курс лекций – М., 1993.

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2001.

8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М., 2001.

9. Соловьев С.И. Об истории новой России. 2 т. – М., 1993.