Смекни!
smekni.com

Археология Восточных славян в 6 в (стр. 2 из 8)

плетенной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород – известняка, песчанника, кварцита и т.п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние более массивные имели вогнутую рабочую поверхность, нижние выпуклую. Вращение производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях.

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они имели круглую форму ( диаметр 15-20 см) и были снабжены невысокими бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур. [8]

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне « считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды».

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. Н славянских полселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян.[9]

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. Основные орудия охоты – лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства. В древней Руси широкое распространение получило бортничество. Однако в материалах археологии следы бортничества почти не фиксируются.

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребность в одежде, в жилище и в бытовых вещах. В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева - строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Кроме того, значительное место занимало изготовление орудий и других изделий из кости и рога. Скотоводство и охота давали в неограниченном количестве необходимый материал. На восточнославянских поселениях изделия из рога и кости встречаются довольно часто.

Прядение было широко распространенной отраслью хозяйственной деятельности, им занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами различной формы, сделанными преимущественно из глины. Для изготовления тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий станок. Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне уже знали горизонтальный ткацкий станок.

Металлообработка и прежде всего кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь. Сыродутный горн представлял собой слабоуглубленную шахтную печь с внутренним диаметром 25-40 см. Археологам известно несколько пунктов со следами железноделательного производства. Кузница, раскопанная на Пастырском городище в слоях Y1-Y111 в.в. , была прямоугольной постройкой размерами 7,5 х 3,75 м , имевший легкий деревянный каркас, обмазанный глиной.[10]

Из железа изготовлялись прежде всего земледельческие орудия – наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева – топоры, тесла, долота, скобели, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, пряжки и, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья. Для этого периода характерны еще сравнительно узкий ассортимент изделий и простые технологические приемы.

Обработка цветных металлов была менее распространенной отраслью хозяйственной деятельностью славян. Если запасы болотной железной руды, широко распространенной по всей Восточной Европы, были почти неограниченными, то залежей руд цветных металлов на месте ремесленники не имели. Круг изделий из цветных металлов, изготавливаемых славянскими мастерами, достаточно обширен. Наиболее распространенными были литые вещи из серебра, меди или сплавов. Сырьем для восточнославянских ювелиров служил, очевидно, лом цветных металлов, а также византийские и арабские монеты.

Наиболее широко на славянских поселениях и в могильниках представлена керамика. В хозяйственной деятельности восточных славян заметное место принадлежало изготовлению глиняной посуды. На большинстве восточнославянских поселений безраздельно господствовала лепная керамика. Лепные горшки, миски и сковороды делались, вероятнее всего, в каждой семье. Особых навыков для их изготовления не требовалось, а сырье имелось повсеместно. Лепную керамику обжигали в домашних печах.

Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело, ставит вопрос о развитии у славян обмена и торговли.

Славянские кузнецы, ювелиры и некоторые ремесленники иных специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения, занятого сельскохозяйственным трудом. Первоначально ремесленники работали, вероятно, на заказ. Заказчик и ремесленник договаривались об оплате, сырье и т.п.. Ремесленники жили на тех же поселениях, где и их заказчики. Наряду с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию для рынка, т.е. на продажу. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для рынка. Эти поселения в последствии становились центрами внутренней, а в отдельных случаях и внешней торговли. Одним из ранних укрепленных ремесленных центров восточных славян было городище Зимно, относящееся к V1-V11 в.в. Обнаруженные здесь следы ремесленной деятельности свидетельствуют о том, что на поселении жили и работали ремесленники-ювелиры и кузнецы, снабжавшие своей продукцией широкую округу. Найденные изделия (бронзовые и серебряные украшения) позволяют предполагать, что часть продукции предназначалась для дружинного сословия, постепенно выделявшегося из общинной среды. Такие центры стали и пунктами межплеменного обмена. Бронзолитейное ремесло нуждалось в сырье, которого не было в местах восточнославянского расселения. Отсутствие сырья способствовало межплеменному обмену.

Таким же довольно крупным ремесленным центром было Пастырское городище. Это поселение было не только славянским. По-видимому, здесь со славянами жило тюркоязычное население. Ремесленная продукция поступала не только к славянам, но и к их степным соседям.

В V1 в. в южных районах восточнославянского расселения ещё сохранялись крупные патриархальные семейные коллективы. Об этом говорят и курганы с большим числом захоронений и гнездовой характер расположения поселений. Исследователь славянских древностей в Молдавии И.А.Рафаилович полагает, что на существование патриархальных общин у славян указывают и малые размеры поселений, и их планировка, и единичность производственных комплексов.[11]

Трудно ответить на вопрос, когда и как происходил у славян распад большесемейной общины. Возникновение таких поселений, как городища Зимно,Пастырское, или ремесленных центров , подобных Григоровскому, показывают, что патриархальная семья в ряде мест восточнославянского ареала начала распадаться уже в третьей четверти 1 тысячелетия н.э. Погребальные памятники неоспоримо свидетельствуют о переживании большесемейной общины в восточнославянской среде вплоть до V111-1X в.в.. Можно допустить, что накануне формирования классового общества у восточных славян сложилось несколько форм общественных организаций. Наряду с малыми семьями, входившими в территориальную общину, в ряде мест существовали большие семейные коллективы, ведущую хозяйственную деятельность общими усилиями. В северной полосе Восточной Европы распад таких коллективов был задержан условиями жизни, связанными с переселениями, необходимостью осваивать лес под пашню и т.п.