Смекни!
smekni.com

Археология Восточных славян в 6 в (стр. 8 из 8)

В конце 1Х- начале Х вв. под натиском печенегов часть поднепровских уличей, видимо продвинулась в более западные районы Северного Причерноморья. Постоянные набеги тюрских кочевников вызывали частые миграции населения. Все это в конечном счете привело к полному исчезновению этнических особенностей уличей.

Племена юго-востока

СЕВЕРЯНЕ – согласно летописи они располагались на трех реках днепровского левобережья. Ареал северян ограничивался средним течением Десны, бассейном Сейма и верховьями Сулы. Городами северян были Новгород-Северский, Севск, Путивль и Рыльск. Первые славяне появились на этой территории в середине 1 тысячелетия н.э. Об этом свидетельствуют памятники антского типа из южных районов северянского ареала. Северные области ареала северян занимали племена, оставившие колочинские древности.

Анализ водных названий днепровского лесостепного левобережья показывает, что дославянским населением здесь были балты и иранцы. Племенное название северян по происхождению явно неславянское. Наиболее вероятным представляется мнение об иранском происхождении этого этнонима. По-видимому, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, обитавшая в днепровском лесостепном левобережье.

СЛАВЯНЕ НА ДОНУ – славянские поселения того же облика, что в земле северян, известны также в верховьях Донского бассейна. Повесть временных лет, рссказывая о восточнославянских племенах, не сообщает этнонима верхнедонских славян.

А.А.Шахматов высказал предположение, что первоначально вятичи жили на Дону и позднее расселились на Оку. Позднее А.А.Шахматов отказался от этого, но все же полагал, что Рязанская земля была освоена славянами с двух сторон - с запада, по Оке, и с юга, из областей Донского бассейна (1919г). Славянские поселения на Дону были покинуты в конце Хв. Переселение славян из этого обжитого края , очевидно, было вызвано набегами кочевников. В то время, когда составлялась Повесть временных лет, славянской группировки на верхнем Д уже не было, поэтому её имя не попало на страницы русских летописей.

ВЯТИЧИ - русские летописи связывают их ареал с Окой. Вятические курганы с трупоположениями и их вещевые инвентари были систематизированы и интерпретированы А.Б.Арциховским. В своей книге он сумел обработать все накопленные к тому времени археологические материалы по вятичам и сделать важные историко-археологические выводы, не потерявшие своего значения до сих пор. Этнически определяющими для вятичей являются только семилопастные кольца. На основе распространения семилопастных височных колец пределы вятичского племенного региона обрисовываются следующим образом. На западе вятичи соседствовали с северянами, радимичами и кривичами. Западная граница сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры выделяется пограничная зона шириной 10-30 км, где вятические курганы соседствовали с кривичскими. Далее вятичская граница поднималась на север до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к верховьям Клязьмы. Правобережье Москвы-реки целиком принадлежало вятичам. Примерно около впадения реки Учи в Клязьму вятическая граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки , а потом – Оки.

РАДИМИЧИ - место расселения - бассейн Сожа. В летописном перечне племенных княжений восточного славянства радимичей нет. Однако из других мест летописей очевидно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десятилетий Х в. сохраняли самостоятельность. Археология пока не располагает данными для решения вопроса о месте, из которого расселились радимичи, .Однако вполне определенно в материальной культуре радимичей нет западнославянских особенностей. Единственным источником для установления района, из которого пришли славяне в Посожье, пока является гидронимика. Сопоставление водных названий радимичского ареала на Соже и других районов Средней и Восточной Европы обнаруживает сравнительно небольшой участок Верхнего Поднестровья, где имеется около двух десятков речных названий, повторяющих гидронимы Посожья. Этот участок, по-видимому, и был прежним местом обитания тех славян, которые поселившись на Соже, стали называться радимичами.

Заключение.

Вопрос о том, что представляли собой восточнославянские племена, не раз поднимался в исторической литературе. В дореволюционной историографии считалось, что славянское население на территории Восточной Европы появилось накануне образования Киевского государства. Другая группа исследователей (лингвистов и археологов) рассматривала летописные племена восточного славянства в качестве этнических групп. Есть и третья точка зрения. Основатель русской исторической географии Барсов Н.П. видел в летописных племенах политико-географические образования. Рыбаков предпринял попытку выделить по археологическим данным первичные племена, из которых составились крупные племенные союзы, названные летописью. Он отмечает что столицы многих крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племен: Киев у Полян, Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород Северский у Северян.

Новая гипотеза о предпосылках формирования древнерусской народности изложена П.Н. Третьяковым. По его мнению восточные группировки славян занимали издавна лесостепные области междуречья Верхнего Днестра и Среднего Днепра.


[1] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян, М., 159-190.

[2] ПВЛ 1 том, стр. 9-17.

[3] Арциховский А.В. М., 1937, Курганы вятичей стр. 53-61.

[4] Третьяков П.Н. М., 1937, Расселение древнерусских племён стр. 33-51.

[5] Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья, М., 1970, стр. 9-10.

[6] Кухаренко Ю.В. Средневековые памятники Полесья, М., 1961, стр. 9-17.

[7] Третьяков П.Н. Подсечное земледие в Восточной Европе, М., 1932, стр. 82-84.

[8] Янушевич З.В. Культурные растения Юго-Запада СССР, Кишинев, 1976, стр. 212-213.

[9] Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде, М., 1957, стр. 138-141.

[10] Брайчевская А.Т. Кузница на Пастырском городище Краткие сообщения Института Археологии АН УССР,9.

[11] Рафалович И.А. Славяне VI-IXвв. в Молдавии, Кишинев, 1972, стр.229-231.

[12] Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1957, стр. 366.

[13] Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских писателей по VIIв. н.э. Вестник древней истории , 1.

[14] Смирнов Г.Д., Рафалович И.А., 1965, Раннеславянские находки VI-VIIвв. из Старого Орхея Известия АН Молдавской ССР, серия историч., 12.

[15] Рыбаков Б.А., 1949, Новый Суджанский клад антского времени. – Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, XXVII.

[16] Седов В.В. 1953, Древнерусское языческое святилище в Перыни. – Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, L.

[17] Приходнюк О.М. 1975, Слов’яни на Подiллi (VI – VIIст. н.е. ) Кiев, с.98-99.

[18] Колчин Б.А. 1971, Новгородские древности. - Резное дерево. Свод археологических источников, с.41-44.

[19] Шахматов А.А. 1919, Древнейшие судьбы русского племени, М., стр. 115-119.

[20] Шахматов А.А. 1916, Введение в курс истории русского языка П., стр. 102-105