Смекни!
smekni.com

Научные проблемы создания высокоточного оружия флота (стр. 6 из 8)

Принятое структурное построение комплекса “Штиль” в целом и техническая реализация его составных элементов обеспечивают возможность (по мере роста характеристик средств нападения) наращивать боевые возможности комплекса либо путем поэтапной модернизации информационных систем и отдельных модулей, либо вводом в состав комплекса дополнительных модулей.

Созданием зенитного ракетно-артиллерийского комплекса ближайшего рубежа “Каштан” завершились поисковые работы по третьему направлению исследований возможных принципов построения многоканальных ЗРК и технических путей его реализации. Комплекс “Каштан” разработан Конструкторским бюро приборостроения под руководством видного ученого члена-корреспондента А.Г.Шипунова (позднее академика РАН). Разработчики комплекса “Каштан” выбрали модульный принцип построения, при котором один командный модуль может сопрягаться с несколькими боевыми модулями. Количество последних определяется требуемой боевой устойчивостью корабля и возможностями размещения того или иного состава боевых модулей на нем.

В командном модуле совмещены автономный режим работы по данным собственной радиолокационной станции обнаружения с приемом информации от различных источников, которые позволили повысить эффективность решения задачи целераспределения в сложных условиях боевой обстановки.

Разработчиками успешно решена также задача эффективного взаимодействия ракетного и артиллерийского вооружения от единой интегрированной системы управления. Ракетную и артиллерийскую установки, антенный пост радиолокатора и устройства телевизионно-оптического визира удалось конструктивно объединить в единую башенную установку боевого модуля.

Сочетание радиолокационной (разработчик ВНИИ “Альтаир”) и телевизионно-оптической (разработчик КБ приборостроения) систем позволяет полностью дублировать процесс управления, что существенно повышает живучесть и помехозащищенность комплекса в целом, а также использовать преимущества каждой системы в отдельности. Радиолокационная система обеспечивает работу независимо от времени суток в широком диапазоне метеоусловий. Телевизионно-оптическая система позволяет получить более высокую точность измерения координат целей, особенно низколетящих, что повышает вероятность их поражения.

Высокие точностные характеристики радиолокационных средств в сочетании с жесткими требованиями к массогабаритным характеристикам, как показали исследования, могли быть реализованы только при использовании малоосвоенного диапазона миллиметровых волн. Выбор этого диапазона требовал освоения в электронной промышленности целого ряда СВЧ-приборов, в том числе разработки нового высокостабильного магнетрона коаксиального типа. В разработку комплекса “Каштан” большой вклад внесли Л.Б.Битман, П.С.Комонов, С.А.Климов, О.В.Гудков, В.И.Гузь, А.И.Емец, А.Г.Жуков, А.О.Королев и другие.

Принятием на вооружение Военно-Морского флота комплекса самообороны “Клинок” и комплекса ближайшего рубежа “Каштан” завершился цикл работы по созданию второго поколения зенитного ракетного оружия надводных кораблей, в которых активное участие принимали специалисты ВМФ: В.Т.Ященко, Г.И.Берлин, В.М.Евгеньев, В.Ф.Варганов, Г.А.Полозов, В.М.Курлянец, В.С.Краснокуцкий, А.П.Семенюк, Г.А.Павлов, Ю.П.Беляев, Н.П.Сечкарев, А.Л.Валюженич, В.Л.Дымнич, А.А.Кондратьев, В.А.Кулик, А.П.Шаронов и другие.

Создание высокоэффективных корабельных комплексов зенитного ракетного вооружения, не уступающих по своим боевым возможностям лучшим зарубежным образцам, стало возможным только благодаря достижениям нашей отечественной науки и непосредственному участию в разработках видных ученых и деятелей науки П.Д.Грушина, Б.В.Бункина, В.П.Ефремова, А.Г.Шипунова и других.

Интересы защиты кораблей ВМФ от перспективных средств воздушного нападения требуют постоянного совершенствования оружия их поражения, что предопределяет необходимость дальнейших фундаментальных исследований и прикладных разработок для создания научно-технического задела, использование которого смогло бы обеспечить своевременную разработку новых образцов зенитных ракетных систем.

Противолодочные ракеты

Появление в составе флотов ведущих мировых держав подводных лодок с атомной энергетикой, быстрый рост их тактико-технических характеристик (скорости, глубины погружения, скрытности, эффективности наступательного и оборонительного оружия) обусловило расширение поисковых работ по совершенствованию противолодочного оружия. В ВМФ в начале 50-х годов была создана первая противолодочная самонаводящаяся торпеда СЭТ-53, предназначенная для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

В начале 60-х годов завершилась разработка новых реактивных установок РБУ-6000 и РБУ-1000 системы “Смерч” для надводных кораблей различных классов. В то же время происходило развитие гидроакустических средств обнаружения подводных и надводных целей, возрастали дальности взаимного их обнаружения. Это обусловило тенденцию значительного увеличения дистанции противолодочных атак. Задачу поражения подводных лодок на больших расстояниях и в кратчайшее время могли обеспечить специальные противолодочные ракеты.

Первый комплекс противолодочных ракет РПК-1, поступивший на вооружение противолодочных авианесущих крейсеров “Москва” и “Ленинград”, был с неуправляемой баллистической твердотопливной ракетой. В него входили спаренная пусковая установка и система управления, которая вырабатывала исходные данные для стрельбы по целеуказанию от собственной корабельной гидроакустической станции или от противолодочных вертолетов. Поражение подводных лодок обеспечивалось специальной боевой частью на дистанциях от 10 до 28км и на любых глубинах. Главным конструктором комплекса был Н.П.Мазуров.

В 60-е годы для вооружения многоцелевых и ракетных подводных лодок был создан противолодочный ракетный комплекс РПК-2. Головным разработчиком комплекса являлось Свердловское машиностроительное конструкторское бюро “Новатор”, которое возглавлял Л.В.Люльев.

Твердотопливная баллистическая ракета стартовала из торпедных аппаратов калибра 534мм с глубины до 50м двигалась на подводном участке и в воздухе под маршевым двигателем. В конце воздушного активного участка производилось “обнуление” тяги маршевого двигателя и далее, после пассивного участка траектории, ракета вместе со специальной боевой частью заглублялась и на заданной глубине происходил взрыв.

Систему управления разрабатывал конструкторский коллектив под руководством А.С.Абрамова. Автономная инерциальная система управления осуществляла стабилизацию и движения ракеты по заданной траектории на всех ее участках.

Оригинальными были на ракете решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывающиеся после вы хода ракеты из торпедного аппарата. Дальность стрельбы РПК-2 составляла от 10 до 40км. Целеуказание обеспечивалось от гидроакустического комплекса подводной лодки.

В 70-80-е годы этой же кооперацией разработчиков был создан более совершенный комплекс с противолодочными ракетами, также стартующими из-под воды из торпедных аппаратов подводной лодки. Вскоре такой комплекс стал устанавливаться на надводных кораблях. В процессе создания таких комплексов разработчикам пришлось решать сложные научно-технические проблемы, связанные с ударостойкостью аппаратуры и управлением на столь сложной траектории: подводный участок - активный воздушный участок - отделение торпеды - парашютирование - приводнение - заглубление - поиск целей по программе - захват цели и самонаведение.

В качестве головной части в них использовалась малогабаритная самонаводящаяся торпеда разработки НПО “Уран” под руководством Главного конструктора В.А.Левина, с активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения. Разнообразие условий движения, ударных и вибрационных перегрузок предопределил увеличенный объем экспериментальных работ и опытных пусков ракет, прежде чем комплекс был принят на вооружение ВМФ.

В начале 70-х годов на вооружение больших противолодочных кораблей был принят ракетный комплекс УРПК-З с крылатой ракетой, несущей в качестве боевой части также малогабаритную противолодочную самонаводящуюся торпеду.

Ракета этого комплекса после старта с помощью радиокоманд в режиме телеуправления выводилась в точку прицеливания над отслеживаемой целью, где и производилось отделение торпеды. В последующем на ракете была установлена и радиолокационная система самонаведения для поражения надводных целей без отделения торпеды.

Головным разработчиком этих комплексов было машиностроительное КБ“Радуга” (главные конструкторы А.Я.Березняк, И.С.Селезнев). Система управления создавалась в ВНИИ “Альтаир” - главный конструктор Г.Н.Волгин, торпеды - в НПО “Уран” - главный конструктор В.С.Осипов. Активное участие в отработке, испытаниях и освоении ракетных противолодочных комплексов принимали участие специалисты ВМФ А.Г.Побережский, В.И.Леонов, Ю.С.Митяков, В.Н.Панферов и др.

Стремление обеспечить преимущество в борьбе за первый поражающий залп привело к еще одному уникальному техническому направлению в подводном оружии: в 70-х годах на вооружение многоцелевых подводных лодок ВМФ была принята подводная ракета, или, как ее называли вначале, ракетоторпеда, с невиданной доселе скоростью - 200уз (100м/с).