Смекни!
smekni.com

Научные проблемы создания высокоточного оружия флота (стр. 7 из 8)

Совершенствование традиционных видов морского оружия

По мере поступления на вооружение ВМФ ракетного оружия различного назначения происходила переоценка приоритетов, роли и места его традиционных видов - морской артиллерии, торпед, мин и противоминного вооружения. Выводы делались на основе взвешенных оценок тактико-технических свойств различных видов оружия, их эффективности при решении типовых задач. Однако не обошлось без грубых волевых решений, замедливших в 50-60-е годы развитие традиционного оружия, например корабельной артиллерии. Особенно в эти годы недостаточно внимания уделялось совершенствованию научно-технической базы торпедного и минного оружия. Лишь к концу 60-х годов концептуальные вопросы военно-технической политики в развитии данного оружия были окончательно разрешены, обоснованы их роль и место в общей системе вооружения ВМФ и определены направления развития.

Морская артиллерия, уступив главенствующее положение в борьбе с надводным и воздушным противником ракетному оружию, совершенствовалась в направлении повышения эффективности артиллерийских комплексов малого и среднего калибров, как необходимое дополнение к ракетному оружию при решении задач противовоздушной обороны кораблей, поражения надводных кораблей и судов, огневой поддержки сухопутных войск, десантов и др. Повышение эффективности артиллерии обеспечивалось за счет увеличения скорострельности (огневой производительности), сокращения времени подготовки стрельбы (времени реакции), повышения точности стрельбы и эффективности действия артиллерийских снарядов.

Самым значительным научно-техническим достижением в развитии корабельных артиллерийских комплексов стало внедрение радиолокационных систем управления. В первое послевоенное десятилетие был принят на вооружение ряд стрельбовых радиолокационных станций управления артиллерией главного калибра типа “Заря” и “Залп”, универсального калибра - типа “Якорь” и малого калибра типа “Фут-Н” - “Фут-Б”, от которых информация о целях поступала в системы приборов управления стрельбой. В дальнейшем стрельбовые радиолокационные станции и приборы управления стали разрабатываться как единые радиолокационные системы управления (РЛСУ).

Так, в начале 60-х годов на вооружение ВМФ были приняты корабельные артиллерийские установки калибра 30, 57 и 76,2мм: соответственно - АК-230. АК-725 и АК-726 с артиллерийскими радиолокационными системами управления МР-104, МР-103 и МР-105, главными конструкторами которых были С.А.Харыкин, А.П.Малиевский, А.И.Арефьев, П.А.Тюрин, Н.И.Ермолов, О.Б.Федоров. Эти системы управления обеспечивали стрельбу по воздушным, морским и береговым целям в любых метеоусловиях и в любое время суток.

В последующем в конце 70-80-х годов в радиолокационные системы управления стали включаться оптикоэлектронные средства, обеспечивающие высокую точность сопровождения целей и определения их координат не только днем, но и ночью. Радиолокационные системы управления обеспечивают малое время реакции. Так, в скорострельном автоматическом комплексе АК-630, МР-123 время с момента приема целеуказания до открытия огня не превышает 15с. Главными конструкторами этого комплекса были М.С.Кнебельман, В.Н.Егоров.

Повышение огневой производительности корабельной артиллерии достигалось за счет полной автоматизации процессов подачи и заряжения, а также содержания на линиях хранения в подачи в готовом к автоматической стрельбе состоянии большого количества боезапаса. Так, в комплексе АК-630, достигнута скорострельность 5000 выстрелов в минуту. Оригинальные технические решения по вращающемуся блоку стволов, системе охлаждения стволов и другим вопросам были разработаны В.П.Грязевым и А.Г.Шипуновым.

За счет высокой степени автоматизации и применения системы охлаждения стволов во время стрельбы высокая скорострельность достигнута и в артиллерии среднего калибра. Так, в принятых на вооружение в конце 70-х - середине 80-х годов артиллерийских установках АК-100 и АК-130 она составляет несколько десятков выстрелов на ствол в минуту.

Состоящие на вооружении Военно-Морского Флота артиллерийские комплексы по своим боевым и эксплуатационным качествам, по техническому уровню не уступают лучшим зарубежным образцам, вполне конкурентоспособны и пользуются спросом в ряде зарубежных государств.

Главными конструкторами последних разработок артиллерийских комплексов являлись С.А.Аксельрод, В.П.Грязев, Н.А.Богомолов, В.Н.Егоров, М.С.Кнебельман, Е.И.Малишевский, С.Я.Мителыпедт, Г.Н.Рындык. Активное участие в этих работах принимали специалисты ВМФ В.М.Лосин, Е.М.Васильев, Г.А.Павлов, Ю.П.Клаутов и другие.

В торпедном оружии основные усилия научно-технической мысли в первые послевоенные годы были направлены на увеличение дальности и скорости хода, поиск путей создания систем самонаведения и повышения мощности и ресурса энергодвигательных установок. Изыскания новых энергоемких систем и рабочих процессов проводились в двух направлениях: по исследованию возможности использования сильных окислителей - перекиси водорода и кислорода в парогазовых торпедах и по применению серебряно-цинковых источников тока с повышенными удельными характеристиками в электрических торпедах.

В экспериментальных работах по первому направлению участвовали ученые Государственного института прикладной химии, ЦНИИ “Гидроприбор”, Ленинградского кораблестроительного института и ряда других организаций. Руководили ими Н.И.Трофимов, Б.В.Гидаспов, И.Б.Иконников, В.М.Кудрявцев и другие видные специалисты. В результате проведенных работ были созданы и приняты на вооружение дальноходные торпеды: кислородная 53-65 и перекисно-водородная (главные конструкторы А.Б.Топлянский и Д.А.Кокряков).

В 60-х годах этими же конструкторами были разработаны более совершенные самонаводящиеся противокорабельные торпеды 53-65 (перекисно-водородные) и 53-65К (кислородные), в создании которых участвовали А.А.Панов, М.П.Максимов, Д.С.Гинзбург и другие.

В области электрических энергосиловых установок работы велись в Научно-исследовательском аккумуляторном институте (НИИАИ), Научно-исследовательском институте источников тока (НИИИТ) и в ряде других организаций под руководством С.Г.Котоусова, З.П.Архангельского, Ю.В.Баймакова, Н.С.Лидоренко, В.Е.Дмитриенко, Е.А.Чудакова и других. Конструированием торпедных электродвигателей руководили Р.И.Ласточкин, А.Г.Иосифьян. В результате этих работ была создана и принята на вооружение ВМФ противокорабельная самонаводящаяся торпеда САЭТ-60 - главный конструктор П.В.Матвеев.

Крупным научно-техническим достижением в разработке торпед явилось создание в конце 50-х годов первой отечественной противолодочной торпеды САЭТ-53. Разработка ее началась в Научно-исследовательском минно-торпедном институте ВМФ группой ученых и инженеров, в которую вошли В.М.Шахнович, Е.Н.Пантов, В.Б.Петрушин, Н.П.Красюк, М.Л.Мошенин и другие. После натурных экспериментов и теоретических исследований была выбрана пассивная гидроакустическая система самонаведения. Далее были решены проблемы вывода торпеды на глубину поиска, обнаружения цели, пространственного управления торпедой по командам системы наведения. В 1955г. разработка торпеды была передана в ЦНИИ “Гидроприбор”, а главным конструктором назначен В.А.Поликарпов. В 1958г. торпеда была принята на вооружение.

В дальнейшем были созданы более совершенные образцы противолодочных торпед, использующие уже не пассивные, а комбинированные - активно-пассивные системы наведения, которые могли эффективно применяться против малошумных подводных лодок. В создании этих систем участвовали Ю.Б.Наумов, Д.П.Климовец и другие.

В научном обеспечении конструирования систем самонаведения торпед большое значение имели исследования гидрологических, акустических и оптических характеристик морей и океанов, проведенных учеными Акустического института, Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, Научно-производственными объединениями “Уран”, “Регион”, Государственного оптического института и др.

В 80-х годах в торпедное оружие стали внедряться многоканальные системы самонаведения, обеспечивающие наведение торпед как по подводным, так и надводным целям. Это обеспечило создание универсальных торпед, что, в свою очередь, существенно упростило формирование боекомплекта торпед на подводных лодках и повысило их боевые возможности.

Одним из новых технических путей повышения вероятности захвата и наведения торпеды на цель явилось телеуправление торпедой на траектории до захвата цели системой самонаведения. Первая такая система была создана в конце 60-х годов и установлена на подводной лодке. Управление торпедой осуществлялось оператором по проводу. При этом пришлось решать ряд проблем, связанных с надежностью линий управления, работой оператора-акустика в условиях помех, в том числе и от самой торпеды, оптимизацией маневрирования стреляющей подводной лодкой и др. Разработка системы телеуправления велась в ЦНИИ автоматики и гидравлики под руководством З.М.Персица с участием М.П.Балуева, Б.И.Иванова, А.А.Строкова.

В начале 60-х годов возникла потребность в создании малогабаритных противолодочных самонаводящихся торпед для противолодочных ракетных комплексов. Разработку таких торпед возглавили главные конструкторы П.В.Матвеев, В.С.Осипов, А.Г.Беляков, В.А.Левин. Создание высокоэффективных торпед стало возможным в результате применения новых конструкционных материалов - алюминиево-магниевых сплавов, титана, а также разработки малогабаритной бортовой аппаратуры управления и самонаведения. В ходе разработки последних образцов малогабаритных торпед были решены проблемы, связанные с их использованием в минах-торпедах и самостоятельно с самолетов и вертолетов.

В настоящее время в арсенале вооружений ВМФ имеются универсальные по целям и по носителям глубоководные и дальноходные торпеды на тепловой и электрической энергетике с современными системами наведения и с телеуправлением. Торпеды развиваются как высокоточное оружие, и поиск технических путей их совершенствования продолжается.