Смекни!
smekni.com

Введение в ХХ век. Что такое модернизация ? (стр. 4 из 5)

Такое мобильное (подвижное) общество не позволяет связям между людьми принять тот устойчивый характер личной зависимости, какой присущ обществу аграрному. Поэтому отношения становятся безличными, анонимными. Наш визави интересует нас как продавец, врач, учитель, сантехник, ученик, мы интересуем, например, милиционера, как нарушителя общественного порядка. Человек воспринимается как роль, функция, а не как личность. Никто не интересуется нашим здоровьем или успехами в работе при покупке газет, продавщица молока не знает, и не желает и не должна знать ничего о нашем семейном положении. Такое анонимное общение неизбежно должно быть формализовано: нормами морали и правилами этикета, нормами юридическими и нормами формально-языковыми (неожиданный переход той же продавщицы на классическую латынь вызовет справедливое возмущение покупателей).

Совершенно очевидно, что жесткое сословно-общинное деление, с неизбежностью будет разрушено. На смену ему приходят новые, более аморфные и гибкие структуры: классы, политические партии, профессиональные союзы, клубы, молодежные и женские организации, наконец, хотя бы общества охотников и рыболовов. Принадлежность к любой из этих групп может быть сравнительно легко прекращена. Но сами по себе такие группы необходимы для удовлетворения элементарной социальной активности человека. Легко видеть, что в таком обществе, где ликвидированы сословные различия, при сохранении неравенства имущественного (порой весьма значительного), существует равенство юридическое, равноправие, общество уравнено перед законом.

10. Отсюда следуют характерные формы ПОЛИТИЧЕСКОЙ организации индустриального общества.

Прежде всего следует отметить присущий исключительно этому обществу феномен представительной либеральной демократии. Такая форма правления соответствует его анонимности, мобильности и эгалитарности (равноправию).

Имеется в виду следующее: слово "демократия" с 19 века означает не просто народовластие, но систему политического равенства, при котором участие или неучастие человека в политической элите (группе носителей политической власти) и в процессе ее формирования никак не зависит от его происхождения.

Такое широкое понимание демократии означает , что демократическими могут считаться некоторые виды авторитарного (диктаторского) правления, например система бонапартизма во Франции (недаром солдаты Наполеона 1 на Бородинском поле шли в бой с пением "Марсельезы"). Поэтому для того, чтобы определить тот строй, который обычно понимается под демократией, следует добавлять слово "либеральная". Общепонятно происхождение этого термина от слова "свобода". Собственно либерализм и есть система политической свободы, которая предполагает неотъемлемые естественные права человека, присущие ему с рождения, а так же политические права гражданина, получаемые им как членом данного общества. Причем права эти равно для всех защищаются законом от возможных посягательств со стороны других людей (преступления), других государств (война) и самого этого государства (произвол). Только в либеральном государстве суд может принять к рассмотрению дело, описанное в одном из произведений Конан Дойла: "Фрэнклэнд против полиции".

Собственно в защите гражданина от государственного произвола и заключается специфика правового государства, где сама власть существует на основании закона, а не является его источником.

Обычным механизмом либеральной демократии является известное разделение властей на исполнительную (правительства),законодательную (парламенты) и судебную.

11. Появление индустриального общества оказало влияние и на международные отношения. Речь идет о появление нового субъекта (участника) международного права: нации и национального государства. Сразу следует оговорить, что понятие нации есть прямой результат процесса модернизации, и говорить о нациях в аграрном обществе не имеет смысла. В определении этого понятия нужно сослаться на английского ученого Эрнеста Геллнера и его книгу "Нации и национализм".

До сих пор во всех известных нам отечественных изданиях за редким исключением авторы опираются на восходящее к "наркомнацу" И. Сталину мнение об определяющей роли хозяйственной жизни в образование нации. Дело, однако, отнюдь не в общности хозяйственной жизни. Это обстоятельство, конечно, следует учитывать, но, например, в Австро-Венгрии столетия общей экономической жизни к формированию австро-венгерской нации не привело.

Как мы уже видели, главная социальная характеристика индустриального общества состоит в его анонимности и мобильности. Анонимность общения предполагает его формализованность. Если аграрное общество в силу изолированности и локализованности социальных групп рождало массу диалектов и социолектов (жаргонов),и единая в рамках государства культура и письменный язык были просто не нужны, то общество индустриальное требует для обеспечение формализованного анонимного, а следовательно - единообразного, общение единой высокой нормативной письменной культуры, то есть того, что называется литературным языком.

Такое единство культуры может обеспечить только определенный минимум ВСЕОБЩЕГО образования, в системе которого человек и получает навыки формализованного анонимного общения и другие знания необходимые в индустриальном обществе. Вполне понятно теперь, почему в аграрном обществе не была нужна в массовом масштабе элементарная грамотность, и почему крестьяне вполне удовлетворялись устной речью. В старом обществе каждая социальная группа - община, сословие и т.д. вырабатывала свою собственную культуру (достаточно вспомнить пример русского дворянства XVIII - XIX веков, которое в бытовом общении даже не использовало русского языка; не менее примечателен пример средневекового католического духовенства). При этом этнос как носитель единства, тем более политического, не воспринимался, эта функция выполнялась религиозными или государственными институтами. Единственной силой, способной обеспечить всеобщее формальное образование, является государство. Таким образом создается единая высокая культура под государственной "крышей".

А это порождает феномен НАЦИОНАЛИЗМА, то есть политическое движение и идеологию, ориентированную на поиск такой "крыши" для определенной культурной группы. То есть национализм есть стремление к совпадению культурных (этнических) и государственных границ. Национализм мог быть как объединительным (Германия и Италия в середине прошлого века) или разделительным (национальные движения в Австро-Венгрии в это же время). Национализм может иметь своим объектом как границы политические (стремление к объединению), так и границы культурные (стремление к ассимиляции других культур в той же Австро-Венгрии, например, или России).

Таким образом, легко определить сам феномен нации, что обычно вызывает довольно большие трудности в школе. Прежде всего, необходимо учитывать, что, вопреки распространенному мнению, не нации порождают национализм, а в силу перечисленных факторов происходит наоборот: национализм создает нации. Национальное сознание, следовательно не "пробуждается" в XIX веке, а появляется. Понятие "нация" определяется тремя характеристиками. Во-первых, важна сторона объективная: единство культуры. Речь идет о единстве традиций, языка и т.д., причем имеется в виду высокая письменная культура. Таким образом, объективная сторона касается собственно этнической и культурной принадлежности. Во-вторых, нужно учитывать сторону субъективную: сознание единства данной большой группы людей. То есть мы являемся нацией в том числе постольку, поскольку признаем друг за другом такую принадлежность. Но, если учитывать только эти два признака, то можно дойти до абсурда, объявив нацией, например, русское дворянство. Поэтому для определения нации нужно ввести еще один, ключевой, признак. Раз национализм есть стремление получить для этноса государственную "крышу", то третьим признаком нации следует назвать единую государственность или стремление к таковой. Так например, евреи становятся нацией в полном смысле слова (а не религиозно-этнической группой) только тогда, когда возникает движение за создание еврейского государства - сионизм. Поэтому же многие малые народы Российского севера нациями не являются.

12. Процесс модернизации с самого начала связан и с огромными переменами в культурной жизни. Новая культура, о некоторых проявлениях которой мы уже говорили, упоминая, например, Возрождение или Реформацию, носит название культуры "модернити".

"Главным временем" для носителей этой культуры становится не прошлое, как это было в аграрную эпоху, а будущее. Соответственно, эта культура характеризуется динамизмом, установкой на активность личности, то ее способность ставить и достигать свои (а не диктуемые традицией) цели, как правило - рационализмом, а порой даже настоящим культом рационального (логичного, доказательного и фактически подтверждаемого) научного знания, непривязанностью к традиционным авторитетам. Резко возрастает роль личностного авторского начала во всех сферах культуры.

Культура "модернити" является не только детищем модернизации, но и во многом ее двигателем: вне культуры "модернити" нельзя представить себе производство, ориентированное на эффективность и инновации или социально мобильное общество.

13. Модернизация не может не оказать влияния и на взгляды людей на человека и общество. Естественно в XVIII - XIX веках появляются новые идеологии: либерализм и социализм, а в качестве реакции на них - консерватизм.