Смекни!
smekni.com

Свадьба в ФРГ (стр. 1 из 5)

Курсовая работа.

По курсу: этнологии.

Тема: свадьба в ФРГ.

Факультет: исторический. Группа №3.

Студент: Ревякин Александр

Александрович.

Научный руководитель:

Ашихмин Игорь Львович.

2006.
Содержание.

Введение

Глава 1. Брачный возраст

Глава 2. Предсвадебный период:

Сватовство

Помолвка

Глава 3. Приглашение на свадьбу

Глава 4. Девичник и мальчишник

Глава 5. Свадебный наряд

Глава 6. Свадьба

Заключение

Библиография

Приложение

Введение.

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами,определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У немецкого народа существует множество уникальных традиций, которые насчитывают не одну сотню лет. В этом ряду свадьба в ФРГ, которая существовала у немецкого народа в старину, сегодня вызывает лишь ностальгические воспоминания и говорит о том, что молодежь Германии по иному рассматривает вопрос о браке, а точнее, у нее свой подход к этому важному событию, связанный с глубоко урбанизированными отношениями внутри общества.И всё жесвадьба – это очень важный момент в жизни человека. Это своего рода событие или праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, которые характерны для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли, то есть они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён. Для того, чтобы понимать эту культуру, а так же понимать почему свадьба проходит так, а не иначе, надо знать её недавнюю историю. Вот почему эта тема актуальна и важна в наше время. Из написанного выше следует, что в работе будет описываться свадьба. Она и будет объектом нашего исследования. Говоря о времени, надо заметить, что в работе берётся период с 18 по20 века, хотя будет даваться и более ранее время по необходимости, как справка. Как видно из названия работы, территорией на которой будет рассматриваться свадьба это территория Германии. Территория Германии берётся потому, что хотя её площадь небольшая, но на всей её территории имеются свои локальные особенности проведения свадеб, при сохранение общегерманских традиций.

Для написания работы использовалась различная исследовательская литература по данной теме. Из этой литературы ценными для данной работы являются труды: Фёдорова В. П.; Энгельса Ф.; Зидера Р.; Голода С. И.; Зайденица Ш. и Баркоу Б.; Томейлина Барри; К. К. Саркисяна; Ивановой В. В., Кожановского А. Н. и Красновской И. А.; коллективные труды группы учёных во главе с Токаревым С. А. Так же использовался материал периодической печати, в частности, следует отметить журнал «Социс».

Фёдоров В. П. в своей работе «ФРГ: 80-е годы: Очерки общественных нравов» в живой форме рассматривает противоречивые тенденции в современной общественной жизни ФРГ и приводит яркие примеры нравов царящих в капиталистическом обществе. Работа содержит много зарисовок с натуры. Она помогает понять, как влияет капиталистическое общество на традиционную культуру. Труд Голода С. И. «Семья и брак: Историко-социологический анализ» рассказывает об эволюции и тенденциях моногамии, излагает становление социологии семьи. В частности труд касается основы брака, а так же эволюции семейно-брачного института. Энгельс Ф. в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показывает эволюцию семейно-брачных отношений. Он критикует неравноправие женщины в своих решениях. В центре книги Рейнхарда Зидера «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе» - ключевые проблемы социальной истории Западной и Центральной Европы двух последних столетий. В книге исследованы важнейшие тенденции исторического развития семьи. В частности изучены такие аспекты семейной жизни, как выбор супруга, брачное поведение и т. д. Работа «Эти странные немцы» Зайденица Ш. и Баркоу Б, даёт общую и полную информацию о немцах. «Германия: быт, традиция, культура» Томейлина Барри даёт представление об политическом устройстве, традициях, образе жизни, системе ценностей, истории.

Такие фундаментальные труды групп учёных как «Народы зарубежной Европы», «Культура и быт народов зарубежной Европы», «Зарубежная Европа. Западная Европа», дают нам большую панораму народов Западной Европы, в которую входят и немцы со своей уникальной, неповторимой культурой. «Брак у народов Западной и Южной Европы» Ивановой В. В., Кожановского А. Н., Красновской И. А., даёт нам полную и исчерпывающую информацию о браке у немцев. Такая же информация (только в очень краткой форме) содержится и на www.uzbekistan.de/ru/2003/r_n0616. Статья Пфау-Эффингера «Культурные перемены и семейная политика в Восточной и Западной Германии» напечатанная в журнале «Социс» поможет понять, почему свадьба теряет сейчас своё значение, и на первое место выходят отношения брака по расчёту, а так же почему повышается возраст людей вступающих в брак.

Вся эта выше перечисленная литература даёт большую или меньшую информацию по данной теме, и она использовалась для написания настоящей работы.

Целью работы является попытка описать свадьбу в ФРГ. Для достижения цели, нужно решить ряд практических задач:

1) Выявить каков был брачный возраст.

2) Рассмотреть основные элементы предсвадебного периода: сватовство и помолвку.

3) Посмотреть, как и кто приглашал на свадьбу, а так же

4) Как проходил девичник и мальчишник.

5) Каков был свадебный наряд, и наконец,

6) Как проходила свадьба.

Все эти задачи будут решаться в основной части работы. Работа предназначена для изучения свадьбы у немцев, а так же для подготовки к семинарскому занятию. Для всех кто интересуется свадьбами.

Глава 1. Брачный возраст.

Брачный возраст в те или иные периоды в разных землях Германии был различным, что в известной степени обуславливалось многочисленными войнами, которые вела Германия на протяжении всей своей истории и часто следующими за ними экономическими трудностями. В средневековье брачный возраст был очень низким. Так помещики, предписывали зависимым крестьянам следующее: что девушки должны выходить замуж в 14 лет, а парни жениться в 18 лет. Так же и в городах в бюргерской 1 среде девушки вступали в брак в 14-15 лет, а обручение иногда происходило уже в 8-летнем возрасте. Для 60-70-х годов 19 века есть данные по Верхней Саксонии, в соответствии с которыми в брак вступали, начиная с 15 лет. В конце 19 столетия в северо-восточных районах (Мекленбург, Померания), а так же в Рейнланде крестьянские девушки выходили замуж в возрасте моложе 20 лет, парни же обзаводились семьями в возрасте старше 25 лет, так как до этих пор всё ещё надеялись найти более зажиточную невесту. Сыновья же безземельных крестьян женились в возрасте моложе 25 лет на ровесницах. Нередко в крестьянской среде, например, в Баварии и других землях парень женился на избраннице лишь после смерти своего отца, если тот не давал согласия на брак. Случалось, что у них уже были дети. В среде рабочих, по данным за 1900 год, 50% юношей женились в возрасте моложе 25 лет на ровесницах, 40% в возрасте до 30 лет. В 1921 году средний брачный возраст у женщин был 26,8 лет, а у мужчин 30,1. по официальному законодательству начала 20 века мужчина не мог вступить в брак до совершеннолетия 2, девушка – выходить замуж до 16 лет. Сейчас в Германии минимальный брачный возраст для обеих сторон 18 лет. Хотелось бы заметить то, что брачный возраст зависит как от объективных причин, так и от субъективных, причём последние более определяющие. И это находит подтверждение. По социологическим исследованиям Пфау-Эффингера1 брачный возраст повысился в настоящее время до 30 лет, так как к этому времени люди хотят состояться как обеспеченные. Брачный возраст зависит и от рода деятельности. Например, «многочисленные исследования показывают, что возраст вступления в брак у надомных рабочих часто был ниже, чем у крестьян и ремесленников того же региона» 2. «Не секрет, что сегодня в Европе3 выходят замуж и женятся в зрелом возрасте. Причиной этому являются, наряду с тем, что молодёжь стремиться получить широкое и разностороннее образование, которое в дальнейшем будет являться главным подспорьем в карьерном росте, и сугубо экономические причины, среди которых – нахождение работы, жилья. И эта подоплёка играет очень важную роль при вступлении молодых в брачный союз. Именно поэтому в Германии большое распространение, сегодня получили брачные контракты, в которых обговариваются не только все стороны будущего союза, процедура раздела имущества в случае развода, но и общее состояние здоровья молодых людей»4. Из всего выше написанного следует, что брачный возраст во все времена истории был разным и зависел от разных причин.

1 – его статья опубликована в журнале «Социологические исследования». 2003. №10.

2 – Зидер Р. «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе», (конец 18-20 века). М., 1997, стр.44.

3- в том числе и ФРГ.

4 – www.uzbekistan/de/ru/2003/r_n0616.

Глава 2.Предсвадебный период.

Сватовство. Во все времена свадьбе предшествовал предсвадебный период разной длительности. Хотя решающим оставалось слово родителей 1 но, тем не менее, молодые люди могли 2 приглядывать себе девушку сами. Прежде чем заслать сватов, парень стремился где-нибудь на улице как бы случайно встретить полюбившуюся ему девушку и узнать у неё, согласна ли она будет стать его женой. В некоторых местностях сохранился такой обычай: поздно вечером или даже ночью парень отправлялся к девушке, стараясь, чтобы его не увидели её родители и сельские парни, стучался к ней («выстукивал её») и тайно сватался. Если на его стук она не открывала дверь и ничего не говорила, следовательно, ему здесь надеяться было не на что. Если же девица впускала юношу и давала согласие, то в воскресенье можно было идти свататься по всей форме. В Эйфеле и Гессене бытовал другой обычай: в воскресенье вечером парень приходил в дом к девушке, за которой ухаживал, с бутылкой вина или яблочного сидра и ставил её на стол. Если девушка ставила на стол стакан, значит, она была согласна. Случалось, парень, долго ухаживающий за девушкой, являлся её сватать, а в это время к ней этим же намерением приходил другой. Тогда второму претенденту следовало уйти, однако если девушка провожала его до двери, то он выходил победителем, и первый парень, хотя он и долго ухаживал, должен был отступить. В Брауншвейге если жениху отказывали, то на крышу его дома ставили старую корзину, чтобы все узнали о его позоре. Вообще поднесённая парню пустая корзина означала отказ. Знаковое значение имело и количество блюд и напитков, которые подавали на стол в доме девушки, когда жених приходил свататься. По ним он судил, желателен ли он в этом доме или нет. Сватать невесту шёл обычно отец жениха