Смекни!
smekni.com

Средневековые города Востока: арабские, индийские, китайские. Их отличия от европейских городов. Экономические предпосылки территориальной организации населения (стр. 3 из 4)

В развивающихся странах существует постоянное аграр­ное перенаселение, которое дает значительное количество неквалифицированной рабочей силы. Нередки также эконо­мические кризисы с циклической безработицей. В развитых странах, наоборот, существует практически постоянный де­фицит неквалифицированной рабочей силы (кроме периодов наиболее острых экономических кризисов). В итоге форми­руются потоки неквалифицированных мигрантов ("утечка мускулов") из развивающихся стран в развитые, в которых заинтересованы все участвующие стороны:

—страны эмиграции (выхода мигрантов), поскольку это ослабляет в них демографическое давление, позволяя ослабить проблему безработицы и нехватки различных ресурсов для растущего населения;

страны иммиграции (притока мигрантов), поскольку без их труда функционирование многих отраслей экономики было бы невозможным. Особенно большое значение труд иммигрантов имеет в малонаселенных нефтеэкспортирующих госу­дарствах Персидского залива (Кувейт и др.) — до 90% всех занятых. Но и во многих европейских государствах иммиг­ранты составляют до 30% всех занятых;

— сами мигранты, поскольку в результате миграций они значительно улучшают свое экономическое положения — получают сравнительно высоко (относительно страны эмиг­рации) оплачиваемую работу, позволяющую не только жить в стране иммиграции, но и во многих случаях финансово поддерживать родственников в стране эмиграции. Во многих развивающихся государствах (даже таких крупных, как Еги­пет) денежные переводы эмигрантов — один из основных источников поступления валюты в страну.

Но вследствие более выгодного соотношения заработной платы и стоимости жизни из развивающихся стран в разви­тые происходит отток и высококвалифицированных кадров ("утечка умов"), несмотря на их дефицит в самих развиваю­щихся странах. Масштабы таких миграций в сотни раз меньше, чем потоки неквалифицированных работников. Но име­ется явная проблема, поскольку в данном случае есть "пост­радавшая" сторона. Это развивающиеся государства, которые потратили значительные средства на подготовку необходи­мых специалистов, и лишаются их без какой-либо компен­сации.

Указанные общие закономерности взаимосвязи хозяйства и территориальной организации населения действуют и в со­временной России. Так, на протяжении столетий в России проводилась политика освоения окраин государства, прежде всего слабозаселенных северных и восточных[8]. Особенно ярко эта политика проявилась в 1930—1970 гг., когда в условиях плановой экономики были созданы масштабные проекты по освоению природных ресурсов в северных и восточных реги­онах России — гидроэнергетический каскад на Ангаре, Бай­кало-Амурская железнодорожная магистраль, Норильский металлургический комплекс и др., а для воплощения этих проектов в жизнь привлекалось население, вследствие чегобыли практически заново созданы системы расселения мно­гих до этого практически незаселенных территорий. Насе­ление некоторых регионов (Мурманской области, Ханты-Мансийского АО, Камчатской области и др.) за период 1930—1980-х гг. выросло в 20—40 раз, а доля населения, проживающего в староосвоенных частях страны (Центральная и Северо-Западная Россия), постоянно снижалась.

К сожалению, во многих случаях переселения носили не добровольный характер (за высокой зарплатой, различными льготами и по другим подобным причинам), а насильствен­ный (широкое использование труда репрессированных и зак­люченных, массовые депортации, в том числе целых наро­дов). Тем не менее главная тенденция проявлялась очень четко: население следовало за производством, хотя к 1980~м гг. тем­пы этого процесса явно замедлились.

В 1990-е гг. произошел перелом, ускоренный острым со­циально-экономическим кризисом. Хозяйство в наиболее ос­военных и заселенных районах страны пострадало в мень­шей степени, чем в районах нового освоения. Некоторые от­расли сферы обслуживания — торговля, финансы и др. — увеличили масштабы производства, и произошло это также в наиболее заселенных частях страны, т. е. проявилась тен­денция концентрации экономики в наиболее заселенных рай­онах.

Динамика структуры занятости по отраслям показана в таблице. Хорошо видно, что в начале XX в. Россия была ти­пичной страной с аграрным типом хозяйства (и преобладанием соответствующей территориальной организацией населения). К середине века преобладающим стал индустриальный тип хозяйства. А в 1990-е гг. наметился переход к постиндустри­альному типу хозяйства. При этом фактически постиндустри­альный тип хозяйства (и соответствующая территориаль­ная организация населения) характерен только для двух наи­более развитых регионов страны — Московского и Петербургского. Тогда как во многих регионах (республики Дагес­тан, Калмыкия, Ингушетия, Алтай, Тыва, Чеченская, автономные округа Эвенкийский, Корякский, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские) до сих пор сохраняется аграрная структура экономики с преобладанием сельского расселения, сформировавшегося под влиянием прежде всего природных условий. Для большинства регионов страны характерна тер­риториальная организация населения, связанная с индуст­риальным типом хозяйства (концентрация в городах и город­ских агломерациях, развитие маятниковых трудовых мигра­ций и т. д.).

Изменение структуры занятости по отраслям экономики России, %[9]

Отрасль Доля занятых
1913 г. 1940 г. 1960 г. 1990 г. 2000 г.
Сельское хозяйство Промышленность и строительство Транспорт и связь Торговля и общественное питание Непроизводственная сфера 7595 6 5 50 266 5 13 32378 6 17 14 41 10 9 26 11 339 13 34
Всего 100 100 100 100 100

Можно выделить также несколько особых локальных слу­чаев территориальной организации населения, связанных сразвитием добывающей промышленности и транспорта при отсутствии (или незначительном влиянии) других отраслей. При расселении в районах нетрудоемкой добывающей про­мышленности (нефтяной, газовой) для расселения работни­ков и их семей выбираются участки, самые благоприятные в природном отношении, и строятся довольно крупные города (примеры — Новый Уренгой, Нефтеюганск). При этом рас­стояние до мест работы (месторождений) может достигать десятков или даже сотен километров, асравнительно не­большое количество работников совершает вахтовые поезд­ки разными видами транспорта, вплоть до авиационного.

При расселении в районах трудоемкой добывающей про­мышленности (добыча угля, руд подземным способом), что­бы избежать длительных массовых перевозок работников, населенные пункты максимально приближены к местам ра­боты. Но при этом размеры пункта напрямую зависят от мощ­ности месторождения. Поэтому в основном это небольшие поселки, существование которых после исчерпания место­рождения проблематично, тяготеющие к более крупному пункту, в котором находятся организующие предприятия — обогатительная фабрика, строительное управление и т. п. А планировочная структура поселков оказывается зависимой от залегания пластов добываемого минерала — постройки не должны находиться над подземными горными выработками.

Расселение вдоль транспортных путей (железных дорог) оказывается линейным и строго иерархичным. Самые много­численные (через 1—3 км) — наиболее мелкие поселения, состоящие часто лишь из одного дома (дома путевых обход­чиков, переезды). Следующий уровень — разъезды и мелкие станции, на которых живет лишь 2—3 семьи, расположен­ные через 5—10 км. Затем идут крупные станции, на кото­рых уже осуществляется обработка грузов, — обычно это довольно крупные сельские населенные пункты или малень­кие ПГТ. Еще более крупные поселения (крупные ПГТ или небольшие города) формируются возле узловых станций, где осуществляются формирование составов, ремонтные рабо­ты, находятся депо. Наконец, самые крупные населенные пункты (большие города) развиваются в пунктах пересече­ния магистральных путей разных видов транспорта.

При анализе структуры занятости в России необходимо также отметить, что за период кризиса 1990-х гг. общее количество занятых в экономике страны сократилось более чем на 10 млн. чел. — с 75,5 млн. в конце 1980-х гг. до 65 млн. в начале XXI в. Впервые после долгого перерыва (с 1930-х гг.) вновь было признано также существование безработных. Максимальный уровень безработицы (почти 14%) наблюдался в начале 1999 г., а к 2003 г. он снизился до 8,5% экономичес­ки активного населения страны.

В России можно выделить два типа регионов с повышен­ным уровнем безработицы:

1.Регионы с высоким естественным приростом населения, где на рынок труда постоянно вступает больше количество молодежи, а соответствующего количества новых рабочих мест не создается. Это республики Дагестан, Чеченская, Ингушская, Калмыкия, Тыва, Алтай и некоторые другие регионы. В отдельные годы уровень безработицы достигал 50%. Фактически здесь мы имеем дело с типичным аграрным перенаселением. Путь решения проблемы в отдаленной перс­пективе — развитие трудоемких отраслей экономики, в бли­жайшем будущем — миграции населения в другие регионы страны.

2.Регионы с максимальным сокращением производства в условиях кризиса 1990-х гг. Это регионы с преобладанием легкой, военной, деревообрабатывающей промышленности (области Ивановская, Псковская, Владимирская и др.), где уровень безработицы достигал 25%. Безработные в данном случае — в основном предпенсионного возраста. И в перс­пективе проблема здесь решится без специальных мер — большинство безработных станут пенсионерами, а оживле­ние производства уже началось.