Смекни!
smekni.com

Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды" (стр. 2 из 9)

Правительство графа Дерби, пришедшее на смену кабинету Рассела, решило поспешить с делом реформы. Фактически главой кабинета престарелого Дерби был министр финансов Дизраэли. Дизраэли предложил палате общин законопроект реформы. Он вырвал инициативу из рук либералов и поставил их в такое положение, что они не могли голосовать против реформы. В результате билль был принят и 15 августа 1867 г. билль стал законом. В феврале 1868 г. Дерби падав в отставку и его место занял Дизраэли. Но консерваторы не обладали прочными большинством в парламенте. Этим воспользовались либералы в главе с Гладстоном и правительство Дизраэли уступило место кабинету во главе с Гладстоном.

Министерство Гладстона осуществило ряд реформ. Самой значительной реформой Гладстона была реформа начального образования. Школьное образование в стране было отсталым; большое место занимали частные школы. Одной из школ такого рода была школа, описанная Диккенсом в романе "Давид Копперфильд" (1849), - "школа мистера Крикла". "Советую вам со всем рвением приступить к урокам, - внушал своим юным воспитанникам Крикл, - потому что я со всем рвением приступаю к наказаниям. Я не стану делать никаких поблажек. Напрасно вы будете почесывать да потирать спину - все равно вам не удалось стереть следов моих ударов". Иной характер имели государственные школы, воспитывавшие преимущественно аристократических отпрысков.

Английская школа в целом была под сильным влиянием религиозных организаций. .В августе 1870 г. кабинет Гладстона провел закон, носивший характер компромисса между религиозным и советским образованием. Учреждались новые школы. Были предприняты шаги по расширению среднего образования.

Что касается английской внешней политики 50-60 годов, то она определялась принципами, выработанными еще в XVIII в. и приспособленными к нуждам поднимающейся промышленной буржуазии. Эту политику проводил Пальмерстон, который в течение 20 лет стоял у кормила правления. Пальмерстон был государственным деятелем строго английского аристократического типа. Он полагал, что Англия достигла персонального состояния. Он был убежден, что английские политические идеалы лучшие в мире, и не стеснялся навязывать их другим странам. Большую популярность среди английской буржуазии завоевал Пальмерстон своим поведением в "деле Пасифико". Два британских купца, в том числе Дон Пасифико, пожаловались греческому правительству на ущерб, причиненный им греками, но правительство отказалось выплатить им компенсацию. Тогда в январе 1850 г. английский адмирал У. Паркер блокировал гавань Пирея, и греческое правительство вынуждено было принять условия Англии.

В сентябре 1853 г. началось русско-турецкая война. На стороне Турции выступили Англия и Франция. Неудачи войск союзников в первый период крымской войны к тому, что все силы, недовольные правительством Авердина (1852-1855), объединились, чтобы принудить его к отставке. Премьер-министром стал в феврале 1855 г. Пальмерстон. Он пытался помешать созданию комиссии по расследованию положения в армии, а затем он возбудил подозрение в народе, а когда он, наконец, уступил, это привело к отставке трех министров - пиллитов. Наряду с этим радикалы в парламенте предложили открыть все должности, не только военные, но и гражданские, для выходцев из всех слоев населения, сделав условием назначения на должность исключительно профессиональную пригодность. Одним из горячих сторонников, этой реформы был Чарльз Диккенс.

После Крымской войны самым опасным противником Англии считалась Франция Наполеона III, которая как и Англия претендовала на гегемонию в Европе. Англия объединилась с Италией. Английская буржуазия надеялась, что правительство объединенной Италии пойдет на расширение торговли с ней и снизит тарифы. Пальмерстон полагал, что нужно быть готовым к возможному столкновению с Францией, и склонил парламент дотировать 9 млн. фунтов стерлингов на укрепление британских портов и арсеналов. Значительное влияние на общественную борьбу внутри Англии имела политика английского правительства в период Гражданской войны в США в 1861-1865 гг.

В лучших романах и повестях Чарльза Диккенса нашли свое выражение страстная мечта великого английского художника о счастье для простого народа Британии, его глубокая ненависть и презрение к правящим классам империи. Весь свой блестящий дар сатирика Диккенс употребил на то, чтобы выставить к позорному столбу истории лир леди и джентльменов; он сорвал с него флер благопристойности и респектабельности, и перед изумленным и негодующим миром предстали в их истинном свете почти все слои английской буржуазии, предстали "полными самонадеянности , лицемерия, деспотизма и невежества".

Реалистический в своей основе творческий метод Ч. Диккенса претерпел длительную эволюцию. Выделялись четыре основных этапа в этой эволюции.

Первый период 1833-1837 года. В это время созданы "Очерки Боза" и роман "Последние записки Пиквикского клуба". Второй период 1838-1845 года. В эти годы Ч. Диккенс выступает как реформатор жанра романа; им созданы: "Оливер Твист" (1838), "Никалас Никльби" (1839), роман "Мартин Чезквит" (1843), "Лавка древностей" (1841). Третий период 1848-1859 годы. Роман Домби и сын (1848), "Девид Копперфильд" (1850), "Крошка Доррит" (1957). Четвертый период - 1861-1870 годы. В этот период созданы два шедевра: "Большие надежды" (1861) и "Наш общий друг" (1865). В своих книгах Диккенс показал, что буржуазная цивилизация неотделима от нищеты, голода, эксплуатации трудовых классов общества. Роман "Большие надежды", увидевший свет в 1861 году, создавался в новых исторических условиях - в условиях спада рабочего движения (чартизма) и торжества викторианской реакционной идеологии. В этот период английская буржуазия вытесняет своих конкурентов (Германию, США) на мировом рынке, устанавливает свое первенство на море; Англия превращается в кузницу мира.

Однако Диккенс продолжает высоко нести знамя своего реалистического искусства, по-прежнему глубоко и последовательно отвергая ложь буржуазных писателей и журналистов, показывая истинную природу викторианского общества, упоенного своими успехами, с наслаждением слушающего хвалебные песни и гимн наемных писак. Связь с народными массами, глубокая вера в народ поддерживала Диккенса в эти трудные годы реакции, помогая ему создать такие произведения, как "Большие надежды", "Наш общий друг". Нельзя сказать, чтобы главная идея романа "Большие надежды" была принципиально новой для английского общества. Идейный замысел романа, определивший его тематику и проблематику, - его сюжет, композицию, систему художественных образов, язык и стиль - это идея сформированная еще О. Бальзаком и самим Диккенсом в 40-х годах века, правдивой показ загубленной молодежи, невозможности для поколения честных и одаренных молодых людей той поры завоевать счастье и добиться успеха в условиях всеобщей конкурентной борьбы и торжества беспринципиальности буржуазной морали.


Историография проблемы

Для подробного описания английского общества середины XIX века мною был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику.

Во-первых, потому, что Чарльз Диккенс является современником, описанным им самим событий. Что придает романам писателя еще и историческую ценность.

Во-вторых, к документальным источникам романы Диккенса можно отнести, учитывая то, что он продолжал срывать маски благополучия и благоприятности, которыми викторианская буржуазия прикрывала вопиющие социальные бедствия своего отечества, в эпоху спада революционного движения, вызванного поражением революций 1848 года, в годы торжества религиозной викторианской идеологии, когда умолкли голоса многих прогрессивных писателей.

Вся использованная мной литература при написании данной работы, была систематизирована, т.е. разделена по тематике и степени важности, следующим образом: чтобы дать полное представление об экономическом развитии и политической обстановке в Англии в середине XIX в., я прибегла к помощи литературы исторического содержания, таким является учебник "Новая история 1640-1870 гг." авторов Е.Е. Юровской, М.А. Полтавского.

Затем, чтобы подчеркнуть достоинства метода работы самого писателя; его отношение к буржуазии, а следовательно историческую и документальную ценность его романов, я прибегла к помощи библиографических изданий, посвященных судьбе и творчеству великого писателя, таковыми и явились книги: Потанина Н.Л. "Романы Диккенса 1860-х". -М., 1968. Проблема нравственности эстетического идеала", а также Ивашева В.В. "Чарльз Диккенс, о нем. Творчество Диккенса". -М., 1954.

Далее в своей работе, я использовала литературу этнографического содержания, прежде всего это связано с тем, что мне хотелось изучить быт английского общества XIX века, что нашло отражение в энциклопедии "Очерки общей этнографии" в томе "Зарубежная Европа" под редакцией Толстова С.П.; изучить культуру жилища англичан, мне помогла "Энциклопедия традиций и обычаев Западной Европы". -М., 1998, а так же я использовала журнал "Britainic" - статьи по этнографии № 1-4, 12 раздел, 1999.


1. Общие сведения об английском народе

1.1 Этническая история

Самым древним населением Британских островов, о котором есть сведения, были иберы, прибывшие сюда с пиренейского полуострова в 2500-2000гг. до нашей эры. Несколько позднее в 2000 - 1600 гг. до нашей эры в восточной части Британии поселились пришельцы из центральных областей Европы представители другой альпийской расы.

Важнейшей вехой в истории Британских островов было заселение их кельтскими племенами. Кельты начали переселяться сюда из прибрежных областей современных Бельгии и Франции с 1000 г. до нашей эры. Большинство их говорило на языке, принадлежавшем к британской ветви кельтских языков. Кельты же, говорящие на кельтском языке селились главным образом в Ирландии.