Смекни!
smekni.com

Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды" (стр. 9 из 9)

2.4 Обряд похорон

В своем романе Ч. Диккенс описал так же обряд похорон, что так же освещает этнографические особенности английского общества в середине IX века.

У Пипа умирает сестра и он едет в свой город. Перед своим домом он видит, что Грэбб и Ко хозяйничают там, взяв на себя роль бюро похоронных процессий. У парадной двери, как часовые на посту, он видит две нелепые унылые фигуры; каждая держит впереди себя костыль, обвернутый чем-то черным, словно такой предмет может хоть кому-нибудь принести утешение. Этим зрелищем прибежали любоваться ребятишки и почти все женщины деревни.

"При моем появлении один из стражей постучал в дверь, как будто я совсем изнемог от скорби и у меня не было сил постучать в нее самому. Еще один траурный страж отворил дверь и провел меня в парадную гостиную. Здесь мистер Грэбб, завладев большим столом, раздвинув его во всю длину и засыпав черными булавками устроил своего рода черный базар. Когда я вошел, он только что запеленал в черный коленкор, словно африканского младенца, чью-то шляпу, и сразу протянул руку за моей.

Бедный Джо, в нелепом черном плащи, завязанным на шее огромным бантом, шел один в дальнем конце комнаты, куда Грэбб поместил его как главного героя дня.

Я уловил в воздухе слабый запах сдобы, я поискал глазами стол с угощениями, который не сразу заметил, войдя со света в темную комнату. Теперь я увидел на нем нарезанный пирог со сливами, нарезанные апельсины, печенье и сэндвичи, а также два графина хорошо мне знакомых как украшения для буфета, но, сколько я помнил, никогда раньше не бывших в употреблении. В одном из них был налит портвейн, в другом херес.

Потом все должны следовать за гробом на кладбище, для каковой цели Грэбб каждого в отдельности укутывал и связывал в несуразный черный узел. Мистер Грэбб построил нас парами в гостиной - точно мы собирались исполнить какой-то зловещий танец и скомандовал - Приготовить носовые платки! - возгласил в эту минуту Грэбб. - Приготовить носовые платки! Выступаем!

И вот все мы приложили платки к лицу, словно у нас шла носом кровь, и вышли на улицу пара за парой. Останки моей бедной сестры уже вынесли из дому через кухонную дверь, и так как похоронный церемониал требовал, чтобы шесть человек, несущих гроб, задыхались под отвратительной попоной из черного бархата с белой каймой, все это сооружение смахивало на неуклюжее слепое чудовище о двенадцати человеческих ногах, еле ползущее вперед под присмотром двух погонщиков - форейтора и плотника. И вот мы дошли до кладбища, подошли к могиле где покоились мои родители - Филин Лидрин, житель сего прихода, а также Джоржианна, супруга встреченного. Здесь тело моей сестры тихо опустили в землю".


Заключение

Таким образом, в представленной курсовой работе дана подробная характеристика английского общества XIX века. Для наиболее полного и всестороннего раскрытии заданной темы рассмотрены и проанализированы исторические события, происходящие в Англии, в том числе ее внешняя и внутренняя политика, экономическое развитие страны, быт и нравы, культура, и просто жизнь английского народа XIX века.

На протяжении многих веков в Великобритании формировалась богатая и разнообразная культура пользующаяся известностью во всем мире. Из всех созданных английским народом культурных ценностей наиболее богата английская литература, оказавшая большое влияние на развитие всей мировой литературы.

Именно поэтому для глубокого и правдивого описания жизни горожан, ремесленников, буржуазии и характеристики всего английского общества в курсовой работе был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику.

Роман "Большие надежды", увидевший свет в 1861 году, создавался в новых исторических условиях - в условиях спада рабочего движения (чартизма) и торжества викторианской реакционной идеологии.

Идейный замысел романа, определивший его тематику и проблематику, - его сюжет, композицию, систему художественных образов, язык и стиль - это идея правдивого показа загубленной молодежи, невозможности для поколения честных и одаренных молодых людей той поры завоевать счастье и добиться успеха в условиях всеобщей конкурентной борьбы и торжества беспринципиальности буржуазной морали.

Роман Чарльза Диккенса "Большие надежды" является историческим источником, в котором Чарльз Диккенс очень правдиво изобразил английское общество XIX века. В своем произведении великий писатель показал все сферы материальной и духовной культуры. Можно сказать, что художественные произведения могут служить бесценным источником для изучения различных сторон быта разных слоев общества в странах мира. Поэтому можно так же считать произведение "Большие надежды" этнографическим источником, который показывает читателям обряды, обычаи и характерные черты английского общества в середине XIX века.


Список использованной литературы

1. Новая история. / Под ред. Е.Е. Юровской, М.В. Полтавского. - М., 1972. с. 349-354; с. 554-565.

2. Потанина Н.Л. Романы Диккенса 60-х. Проблема нравственности эстетического идеала. - М., 1968, с. 8-10.

3. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. - М., 1954, с. 16-66.

4. Историческая энциклопедия. - М., 1979, т. 3, с. 150-160.

5. Очерки общей этнографии. / Под ред. С.П. Толстова. - М., 1960, с. 306-320.

6. Энциклопедия традиций и обычаев западной Европы. - М., 1998, с. 60-68.

7. Этнографы рассказывают. - М., 1978, с. 107-114.

8. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В. Иванова, М.С. Кашуба. - М., 1999, с. 100-115.

9. Britainic. - М., 1999, № 1-4, 12 раздел.

10. Чарльз Диккенс. Большие надежды. - М., 1987, с. 375.