Смекни!
smekni.com

Яицкое казачество (стр. 4 из 5)

Факт диахронии свидетельствует в какой-то степени о проскандинавском происхождении слов-эндемиков в разговорной речи уральских казаков. Аналогичное лингвистическое сходство было засвидетельствовано у жителей Исландии - потомков викингов-выходцев из Скандинавии в VIII веке. О норманнском прошлом народа Исландии можно судить по сохранившимся в исландской литературе произведениям языческой эпохи. Исландия стала своеобразным заповедником древних скандинавских мифов (саг), ввиду ее изолированности от стран Европы. На Яике не было строгой изоляции казачьих пращуров-русов, которые оказались в окружении других народов: славян, угро-финнов и тюрских племен. Под воздействием языка славян и наречий кочевников норманнская речь в основном была заменена на славянскую (русскую), за исключением отдельных слов и словосочетаний, оставшихся из проскандинавской лексики. Кроме слов эндемиков: ятовь, будара, ерик, анды, лукни и др., в казачьем диалекте среди значительного числа русских слов появилось много слов, образовавшихся от воздействия древнескандинавской грамматики на славянский (русский) язык. Частичные примеры такого влияния были приведены выше. Более полное представление о говоре уральских казаков можно получить после ознакомления со словарем местного диалекта, составленным доцентом Уральского Педагогического института Н.М. Малеча. К сожалению, словарь этот пока еще существует в рукописи, копии которой находятся на кафедрах русского языка Уральского пединститута и Саратовского Университета. Фольклорные и языковые параллели подтверждают высказывание Е. Мельниковой о влиянии в этих областях духовной жизни скандинавской культуры на восточных славян Приуралья.

В области литературы воздействие скандинавов на славян было незначительным из-за недостаточного развития у русов этого жанра ко времени их прихода на Яик. В Норвегии, до XIX в. находившейся под протекторатом Швеции, литература, как форма художественной мысли, стала развиваться только в конце столетия. Одним из первых классиков страны был писатель и поэт Б. Бьернсон, друживший с М. Горьким. Бьернсоном написаны рассказы: "Опасное сватовство", "Охотники на медведей"; повести "Сюнневе Сульбакен", "Арне" и др. Из поэзии им создана поэма, рассказывающая об истории скандинавов (Норвегии) - "Мы любим этот край".

Новые свидетельства о приходе русов на яик

Сами казаки, находясь в плену старообрядческих представлений, вряд ли сознавали, что их корни исходят из Скандинавии. Иначе они не стали бы искать Беловодию в "Опоньском" царстве, хотя по воле судьбы им приходилось быть союзниками Норвегии. Это произошло в 1809г, когда Россия воевала со Швецией. Тогда команда яицких казаков участвовала в переходе на судах через Ботнический залив, а затем принимала участие в сражении при взятии Аландских островов. Норвегия в то время вела борьбу за свое освобождение от Дании, колонией которой была, а с 1814г - получением конституции, становится колонией Швеции.

Автору этих заметок, родившемуся в Уральске и проведшему детство и юность среди казаков приходилось много лет слышать их особенный, "скороговорящий" диалект. Вначале он не казался странным, потому что все соседи в окружении говорили одинаково, произнося быстро и коротко "щен" (сено) или отвечали успокоительно: "стяс" (сейчас). Большинство слов уральского казачьего диалекта не входят в лексикон местных диалектов других легионов (казачьих в т. ч). Знающий их говор, может отличить уральца среди тысячи людей с разными наречиями. Это выяснилось позже, когда пришлось побывать в разных республиках бывшего Союза ССР и областях России. Вызывает удивление, что из множества писателей, посетивших Яик (Урал) только В. Даль обратил внимание на необычную речь казаков Урала. В говоре уральцев, кроме славянских корней, встречается много русских (славянских) слов с измененными согласными и опущенными гласными.

По всей вероятности, это послужило причиной принимать за рыбацкий жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы не придавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский в поэме "Уляляевщина" довольно иронично высказался об уральских казаках, назвав их "шепелявыми бородачами". При этом не было обращено внимание на слова, не встречающиеся в русском языке, такие как: будара, ятовь, анды, лукни и др, а также на казачий богатый диалект. Слов-эндемов доцентом Н.М. Малеча было собрано более 25000. При внимательном их изучении, прошлое уральских казаков предстало бы перед современниками шире в географическом плане и достаточно полно (в историческом плане). Собранные по крупицам в словарь-сборник измененные скандинавские наречия, записаны в их конечной форме без переходных стадий. Между тем, показательным примером изменения слов в княжеском именослове служат изменения форм скандинавских имен: Рюрик (Hrprekr), Олг (Олег-Helgi), 0лга (Ольга-Helga) Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорь и Judleifr-Глеб. Промежуточные формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцы передают как: Ингор и Хелгу. Характерно, что в первоначальных формах имен Олг, Олга между согласными - ЛГ - появляется гласный звук и имена приобретают современный вид: Олег и Ольга.

Уральские археологи Г.В. Кушаев и Г.И. Багриков, исследуя археологические памятники Уральской области, на основании обнаруженной массы предметов в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе Золотой Орды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде вала, сделали вывод о существовании в средневековый период на территории современного Уральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые на уральском пляже, после весенних паводков, доказывают, что поселения были основаны не выходцами с Дона и Нижнего Поволжья, а приходцами с северной части Руси, (5) При сравнении результатов раскопок Саратовских и Уральских археологов выявляется значительное сходство в ориентировке могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становится очевидным, что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуру оседлого рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XII вв. на Яике, кроме русов в "Оазисе городов" жила некоторая часть готтских племен, а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.

Установленная связь между географическими объектами, упомянутыми в предании приверженцев старой веры о "Беловодии" (Камбайском царстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитие казачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области (до Октябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая - массовый лов рыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой лов назывался "удар".

Следует отметить, что среди казачьих войсковых формирований России в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядом признаков. Наиболее отличительными были:

1) Ревностное, вплоть до самопожертвования, отношение к соблюдению старообрядческих форм богослужения;

2) Организация массового проведения всем войском рыболовства, четко регламентированного по временам года;

3) Оригинальность говора, не имеющего аналогов в других казачьих областях и регионах России;

Последний поход к морю

В декабре 1917г с фронтов 1-й Мировой войны в Уральск прибыли эшелоны 7-го казачьего кавалерийского полка. Демократично настроенные казаки в марте 1918г создали войсковое"правительство". В то время волна революции и демократии захватила все слои населения города и области. К власти и к экспроприации имущества богатых рвались бедняки и самые нечестные лобители нажиться в период "передела" имущества. Казаки, неискушенные в политике и экономике, не претендовали на власть в городе и области, не стремились к захвату земли и чужого добра. Их требования ограничивались сохранением "автономии" в пределах Уральской казачьей области в пределах России, с предоставлением прав и привилегий казакам в вопросах хозяйствования, сохранения самобытности в соблюдении обычаев, религиозных обрядов, а также порядков во внутреннем устройстве Уральской казачьей обпины. Для защиты казачьих прав и привилегий войсковое правительство формирует казачьи полки.

Стремление казаков к автономии правительство Ленина и Троцкого посчитало антисоветскими выступлениями и ультимативно предложило "распустить" войсковое правительство и расформировать казачьи полки. Казаки не подчинились приказу Москвы и захватили власть в городе. Советское правительство расценило действие уральских казаков, как контрреволюционное. Для подавления казачьего возмущения в Самарской и Саратовской губерниях формируются 22, 25, 31 и 50 стрелковые дивизии, составившие позже 4-ю армию Юго-восточного фронта.

После нескольких неудачных походов частей 25 и 1-й бригады 22-й дивизии Уральск был взят и казачьи полки отступили на юг, к низовым станицам области. Летом 1919г казачья армия, сосредоточив свои полки в районе Бударино-Лбищенск, продолжала отстаивать свое право называться Уральским казачьим войском. Командующего армией генерала Савельева сменил энергичный 33-летний генерал-лейтенант В.С. Толстов.

В конце лета 1919г казачья армия под нажимом соединений 4-й Туркестанской армии, имеющей в составе 25-ю дивизию и полки 50-й стрелковой дивизии, возглавляемой командармом Г.К. Воскановым, откатывается к пос. Калмыково и продолжает отступать к Гурьеву. Недолго задержавшись в крепости, армия Толстова 5 января 1920г оставляет г. Гурьев, совершив отход к поселку Жилая Коса. Оторвавшись от армий Колчака и, потеряв связь с армией Деникина, понеся большие потери от эпидемии тифа, Уральская казачья армия оставила в Гурьеве почти все свое вооружение: 14 орудий, более 100 пулеметов, весь запас боеприпасов и продовольствия, в плен красным попало 300 офицеров, т.е. большая часть командного состава казачьей армии.