Смекни!
smekni.com

Буряты и Калмыки (стр. 1 из 3)

Орловский государственный университет

Факультет педагогики и психологии

РЕФЕРАТ

На тему: «Буряты и Калмыки»

рунический письменность верование древнетюркский


В истории любого народа проблема этногенеза (происхождения) является одной из наиболее сложных. Особенно остро эта проблема стоит в тех районах Земного шара, где сравнительно поздно появилась письменность и, следовательно письменные источники. Это в полной мере относится к территории всей Российской Федерации и Бурятии в частности. Сведения о различных регионах нашей страны, имеющиеся в памятниках письменности древних цивилизаций (Древнего Китая, Передней Азии и Закавказья, Древней Греции и Рима), весьма отрывочны и неполны, тем более по такой сложной проблеме, как этногенез. В письменных источниках недостаточно освещена и средневековая история края.

Степень археологической изученности территории Бурятии также не позволяет создать обстоятельную и подробную сквозную археологическую периодизацию древней истории края. По многим ее периодам имеются существенные пробелы и недостатки. По перечисленным выше причинам вопросы этногенеза эвенков и особенно бурят представляют очень сложные научные проблемы. Для их решения ученые используют данные разных наук: этнографии, археологии, лингвистики, фольклористики, антропологии и др. Важную роль играют сведения общеисторического характера XVII-XIX вв., когда происходившие в крае события получили очень подробное и полное освещение в письменных источниках. Решение проблем этногенеза коренного автохтонного населения возможно только при комплексном подходе к их разработке.

Изучение этнографических особенностей бурятского народа бесспорно показало, что по всем основным признакам буряты относятся к монгольским народам. Но, вместе с тем, комплексное исследование материальной и духовной культуры бурят, языка и антропологических особенностей также отчетливо показало наличие у бурят особенностей, присущих народам тюркской, тунгусо-маньчжурской и самодийской групп. Особенно интересны в этом отношении данные о языке бурят. Так, например, бурятский язык имеет существенные отличия от других монгольских языков, в частности Происхождение фарингального звука h в нем, отсутствующего в других монгольских языках, связано с влиянием эвенкийского языка. С другой стороны, названия диких и домашних животных в монгольских языках сближают их не только с тунгусо-маньчжурскими, но и с тюркскими и самодийскими языками. При этом названия некоторых диких животных в бурятском языке сходны с названиями этих животных в самодийском и эвенкийском языках. Это указывает на очень ранние контакты между предками этих народов в глубокой древности, когда они занимались, вероятно, присваивающими видами хозяйственных занятий, скорее всего до бронзового века.

Хотя проживание самодийцев даже в недавнем прошлом практически не зафиксировалось в письменных источниках, но топонимика Прибайкалья бесспорно указывает на их проживание здесь в глубокой древности. По имеющимся данным, до 50-60 % топонимических названий Прибайкалья имеют самодийское происхождение. В этой связи весьма примечательно, что названия, главным образом, крупного и мелкого рогатого скота сближают монгольские языки, в том числе бурятский, с тюркскими. Это может указывать на то, что контакты с тюрками начались позже, с переходом к производящим видам хозяйства, в частности к скотоводству. Утверждение же скотоводства в крае произошло в период развитого бронзового века, около середины II тысячелетия до н.э. Топонимика показывает, что тюрки не просто контактировали с далекими предками монголов и бурят, оказывая влияние на их язык, но и проживали по обе стороны Байкала. Здесь наряду с бурятскими, эвенкийскими и самодийскими названиями в топонимике имеются названия местностей тюркского происхождения.

Памятники древнетюркской рунической письменности и сведения китайских летописей указывают на проживание в Прибайкалье тюркоязычных курыкан, по меньшей мере, с VI в. н.э. Черты сходства бурят с тунгусо-маньчжурским и тюркскими народами прослеживаются также в материальной и духовной культуре, хозяйственных занятиях.

Охота и рыболовство, культ реки Лены, рыба в качестве тотемного животного, существование в прошлом летних жилищ чипа чумов, берестяных лодок и т.д. сближают бурят с эвенками. Скотоводческие занятий, жилища-юрты, некоторые способы обработки продукции скотоводства, черты героического эпоса, легенды и предания говорят о контактах с тюркоязычными народами. Весьма интересна антропология бурят и монголов. В антропологическом отношении буряты и монголы относятся к так называемой центральноазиатской расе внутри большого монголоидного ствола (или центрально азиатскому типу внутри большой монголоидной расы), а эвенки - к байкальской расе (или байкальскому типу). Но в состав центрально азиатской расы, кроме монгольских народов, входят тюркоязычные якуты, тувинцы, алтайцы. Таким образом, антропологические материалы свидетельствуют о гораздо более тесных контактах в недавнем прошлом между предками бурят и перечисленных тюркских народов.

В результате можно констатировать, что совокупность сведений различных наук, дающих независящую друг от друга, в ряде случаев. информацию в области материальной и духовной культуры, языка и антропологии (биологические данные), свидетельствуют о том, что в этногенезе бурят принимали участие самые разные этнические компоненты. При этом, по мнению большинства ученых, бесспорен тот факт, что основное ядро, вокруг которого шло формирование бурятской народности, было монголоязычным. Но оно включило в себя компоненты тунгусского, тюркского и в меньшей мере протосамодийского происхождения. Вопрос о происхождении бурят издавна привлекал внимание исследователей. Ученые и путешественники XVII в. Н.Спафарий, Ф.Авриль, Э.И.Идес предприняли попытки определения этнической принадлежности бурят и правильно отметили их сходство с монголами и калмыками. Изучение же проблемы происхождения бурят, как таковой, началось с XVIII в. У его истоков стоял Г.Ф.Миллер, руководитель Великой академической экспедиции 1733-1743 гг. в Сибири.

Этногенеза бурят в своих работах касались его современник И.Фишер, натуралисты и путешественники И.Г.Георги, П.С. Паллас.

В XIX в. так или иначе вопрос о происхождении бурят рассматривался в трудах монголоведа О.М.Ковалевского, первого бурятского ученого Д.Банзарова, академика ИЛ. Шмидта, путешественника и исследователя Центральной Азии Г.Н, Потанина, известного бурятского общественного деятеля М.Н. Богданова и др. В работах перечисленных ученых было положено начало формированию так называемой миграционной теории происхождения бурят в крае. Согласно миграционной теории; буряты являлись единоплеменниками монголов и калмыков, а в Прибайкалье появились в результате миграции либо из Монголии, либо с Алтая или Джунгарии. Таким образом, отрицалось их местное, происхождение. Если подходить последовательно к этой версии, то она в определенной степени объясняла и появление немонгольских черт в культуре бурят путем смешения мигрантов с местным населением. Однако еще в 1858 г. А.Раев высказал предположение о местном происхождении бурят в Прибайкалье, но оно не нашло поддержки и отклика.

Вместе с тем сторонники миграционной теории стали рассматривать эту проблему уже не в столь упрощенном виде простой миграции, а начали ее ставить глубже и разностороннее. С точки зрения Г.Н.Потанина и М.Н.Богданова, формирование бурятской народности шло в сложном процессе контактов и взаимоотношений монголоязычных пришельцев с тюркоязычным и тунгусоязычным населением края. Таким образом, признавалась, по существу, неоднородность этнического состава бурят, о чем впервые написал еще И.Г.Георги в XVIII веке. Постановка миграционной теории происхождения бурят в таком виде оказывала значительное влияние на разработку этой проблемы вплоть до 20-30-х гг. XX в., в том числе на этапе зарождения исторической науки о Бурятии. Это прослеживается в работах Д.Турунова, П.П.Баторова, Б.Б.Барадина, Б.Б.Бимбаева. П.Т.Хаптаева, крупного историка Сибири, профессора Н.Н.Козьмина, одного из основоположников сибирской археологической науки и крупнейшего исследователя археологии Забайкалья Г. П.Сосновского.

Если проследить процесс развития миграционной теории происхождения бурят во времени, то ясно видна ее эволюция по мере накопления новых материалов и пополнения источниковой базы. Поэтому не будет ошибки в утверждении, что развитие именно этой Первоначальной теории послужило той базой и основой, на которой к середине 30-х гг. начала формироваться автохтонная теория происхождения бурят в крае. Начало ее было положено А.П. Окладниковым, ставшим впоследствии крупнейшим исследователем древних культур и народов Сибири и Центральной Азии.

Критический анализ взглядов предшественников и накопившихся материалов позволил ему сделать вывод о сложном этническом составе Бурятской народности и об автохтонном, местном ее происхождении, но под значительным влиянием монголоязычного компонента, который, в конечном итоге, возобладал и стал основным. По мнению А.П.Окладникова истоки местных компонентов бурятского народа уходили в глубокую древность. Формирование тунгусского компонента он проследил до энеолита-неолита по материалам глазковской и серовской культур Прибайкалья, а тюркского компонента - с эпохи раннего средневековья, представленного в Прибайкалье курумчинской культурой курыкан; древнетюркских эпитафий или гулигань китайских летописей. А с XI в. в Прибайкалье, по мнению А.П.Окладникова, появился и затем сыграл решающую роль в этногенезе бурят монголоязычныи компонент. Основанием для этого послужили материалы Сэгэнутского могильника на Верхней Лене. С этого времени началось мощное продвижение в Прибайкалье монголоязычных племен из районов к востоку от Селенги.