Смекни!
smekni.com

Технология приготовления Плова (стр. 9 из 12)

Это основная и ответственная сторона технологии при­готовления плова включает перекаливание масла, приго­товление зирвака, закладку риса и доваривание на пару.

Перекаливание масла. Правильное перекаливание мас­ла—главное условие обеспечения вкусного и здорового плова. Одной из особенностей узбекской кулинарии явля­ется сильное кипячение жиров. Такая особенность форми­ровалась и становилась веками в результате использова­ния тугоплавких жиров растительного и животного проис­хождения, таких как кунжутного, конопляного, льняного и хлопкового масла, а также бараньего, говяжьего и конского сала. Характер и степень изменения таких жиров в сторону улучшения их пищевой ценности зависит от длительного (от 30 до 50 мин) нагревания при высокой (от 180 до 200°) температуре.

Нельзя отдельно использовать для плова говяжье, козье, конское сало и другие животные жиры, кроме бараньего. Они дают неприятные вкусовые ощущения, стынут на губах, портят внешний вид плова. Такие жиры используются только в комбинации с растительными в соотношении 1:1. Для этого также необходимо длитель­ное нагревание при высокой температуре.

Животные жиры нагревают дольше растительных. Чу­гунный (медный) котел с шарообразным дном сначала нагревают вхолостую (это ликвидирует возможные в по­суде вредные микроорганизмы и ускоряет кипение жира), затем кладут комком нарезанное сало, держат средний огонь до растворения, снимают шкварки, усиливают огонь и продолжают топку до появления темного дымка, а когда дымок переходит в беловатый цвет, убавляют огонь и про­должают перекаливание, часто помешивая еще несколько минут. Процесс кончается с уменьшением или исчезно­вением дымка. В этот момент в котел бросают щепотку крупной соли, если она сильно «стреляет» и быстро рас­щепляется-—значит жир готов.


Все вышеупомянутые жиры растительного происхож­дения при их отдельном использовании также подверга­ют сильному нагреванию с добавлением очищенного лука и крупной соли. Это единственный способ улучшения их вкусовых качеств и усвояемости. Лук как отсорбитель способствует нейтрализации вредных веществ в составе растительного масла. Так, хорошо рафинированное хлоп­ковое масло вес равно содержит некоторое количество вредного вещества госсипола. Хотя такое количество до­пустимо и совершенно не опасно для организма, но попро­бовав масло, можно ощутить едва заметную горечь. Силь­ное перекаливание с применением отсорбителя и соли лик­видирует это и госсипол переходит в безвредный и без­вкусный дегоссипол.

Приготовление зирвака. Зирвак—это подлива—основа плова. Его приготовление начинается сразу после перека­ливания масла с обжаривания лука, мяса и моркови и последующей варки, тушения этих продуктов с добав­лением соли и. специй до полной или полуготовности в зависимости ojварианта плова.Нагревание продуктов в масле (пассерование, жарка) и в воде (тушение, варка) вызывает различные изменения их химического состава и внешнего вида. Иначе говоря, происходят реакции разложения, соединения и замещения. При разложе­нии из одного продукта получается несколько ве­ществ. Например, при жарке хорошо растворяются такие витамины в составе моркови, как А и Д, а при варке^— витамины группы В и С. При реакции соединения из двух или нескольких веществ получается одно новое. К примеру, белки мяса соединяются с аминокислотами продуктов растительного происхождения. При реакции за­мещения из нескольких веществ получается вещество с несколько иными соединениями, яркий пример этому—го­товое блюдо. А ферменты, образующиеся при нагревании, играют роль катализаторов в этих трех видах химичес­кой реакции. Поэтому важно, чтобы в процессе приго­товления зирвака продукты спассеровались или обжари­лись в жире равномерно, не пригорали и не прилипали к стенкам котла. Этого добиваются определенным поряд­ком обжаривания продуктов, своевременным перемеши­ванием содержимого котла и регулированием огня. Поря­док жарки продуктов зависит от варианта приготовля­емого плова. Если готовый плов с поджаркой с большим количеством лука (ковурма палов), то в масло кладут сначала лук и обжаривают его до коричневого цвета. Когда готовят плов свадебный, т.е. с большим коли­чеством всех продуктов, с самого начала бросают в масло крупные куски мяса и обжаривают его со всех


сторон до румянок корочки. Эти цветовые оттенки обжари­ваемых продуктов придают плову привлекательный вне­шний вид.

Зажаренная корочка мяса препятствует переходу в во­ду зирвака экстрактивных веществ, поэтому зажаренное мясо в плове очень вкусно. Если мясо не зажаривать, а потушить или варить в зирваке дольше, то тогда за счет выделившихся в соус экстрактивных веществ будет вкусен весь плов. Поэтому при приготовлении зир­вака нельзя сильно зажаривать не только мясо, но и морковь. Отдельные любители-плововары мясо зажарива­ют почти до обугления, а морковь до сухой хрупкости. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Пережарива­ние портит вкус и внешний вид плова: мясо выглядит черным, как уголь, а моркови вовсе не видно, кроме того, это очень вредно для организма. Жарить мясо надо умеренно.

Третьей по очереди после мяса в зирвак кладут мор­ковь, в зависимости от вида плова ее жарят до по-луготовности, т.е. до приобретения эластичности или, не зажаривая, сразу заливают водой и тушат вместе с мясом на умеренном огне. После того, как налили воду, кладут соль и специи. Бурное кипячение зирвака считается ошибкой, так как при таком кипении морковь разваривается и зирвак становится мутным, вследствие че­го плов получается липким, а не сыпучим. Поэтому пос­ле закипания огонь убавляют и продолжают тушение (томление), чем оно дольше, тем лучше вкус плова.

Готовность зирвака определяют на вкус. В хорошо приготовленном зирваке ощущается вкус перетопленного масла, спассерованного лука, жаренного мяса и вареной моркови в гамме, а аромат объединяет букет приятного запаха этих продуктов в сочетании с пряностью специй. Готовность зирвака можно определить и визуально: по образовавшейся на поверхности пленке жира, исчезнове­нию пены, появившейся с момента закипания и по про­зрачности жидкости.

Закладка риса. Закладка и варка риса наиболее от­ветственный момент, чем два предыдущих в тепловой обработке плова. Предварительно промытый или замочен­ный рис закладывают в готовый зирвак ровным слоем, поверхность сглаживают тыльной стороной шумовки и сразу заливают водой.

Заливают воду порциями на шумовку, поддерживае­мую левой рукой над котлом. Через ее отверстия и края вода равномерно стекает и не образует углубления в слое риса. Бурное и равномерное кипение на этой ста­дии варки имеет важное значение для большего погло-


щения рисом влаги. Усиливают пламя (в газовых плитах открывают ручку до предела, в очагах и дровяных печах выгребают весь жар из-под котла и быстро зажигают мелконаколотые дрова, в крайнем случае зажигают бума­гу) гак, чтобы моментально возобновилось кипение. В это время пробуют на соль вторично, если есть необ­ходимость—добавляют.

Усиление пламени после закладки риса является осо­бым технологическим приемом приготовления плова, при котором жир кипит на дне котла, а вода уходит паром на поверхность к рисовому слою. На медленном же огне готовое блюдо получится вязким, а при неравномерном кипении ядрица крупы останутся недоваренными.

Количество заливаемой после закладки риса воды за­висит от водопоглощаемости крупы. Существуют десятки различных сортов риса и у каждого—свой коэффициент водопоглощения. Поэтому не представляется возможным указать количество воды в рецептах. Как и сколько заливать воды должен определить сам плововар, исходя из приготовляемого варианта плова и выбранного сорта риса. Во всяком случае уровень залитой воды должен быть выше содержимого котла на 1,5-2 см, т.е. на высоте первого сустава указательного пальца. Если это будет недостаточным, то во время варки добавляют по­немногу теплой воды. Если воды излишек, то в этом случае добиваются интенсивного испарения путем усиле­ния пламени и постепенного перелопачивания рисового слоя шумовкой.

Нельзя опасаться того, что при сильном огне плов пригорит. Пригорание обусловлено другими факторами: а) не чисто вымыт котел и не согрет вхолостую перед обработкой масла; б) если дно тонкое и горизонталь­ное, а не сферическое; в) сильное пламя, но после зак­ладки риса не убран из-под котла жар; г) неравно­мерное кипение и попадание части риса на дно котла и т. п.

Доваривание плова на пару. Правильно приготовлен­ный плов должен быть рассыпчатым, рисинки должны быть хорошо набухшими, мягкими и не прилипать друг к другу. Чтобы добиться этого, плов накрывают и до­варивают на собственном пару.

Определение момента накрытия на упар очень прост: несколько раз ударяют обратной стороной шумовки по поверхности плова, если слышен шипящий звук, это зна­чит, что жидкость еще полностью не испарилась, пока нельзя накрывать, если при ударе издается глухой звук— подошло время накрытия.Сначала плов собирают к сере­дине котла горкой. Это будет способствовать рассасы­ванию капелек воды, образующихся из пара капелек,осе-


дающих на крышке. Затем специальной палочкой или руч­кой деревянной ложки делают в нескольких местах уг­лубления, уходящие на дно котла, для того, чтобы обес­печить хорошую циркуляцию пара.

В качестве крышки используют глубокую тарелку, мис­ку, немного меньшую чем верхняя часть котла, накрыва­ют плов плотно, чтобы пар не проходил наружу. Выгре­бают из-под котла весь жар, а пламя газовой плиты уменьшают до свечевого горения. Продолжительность вы­держки от 15 до 30 мин, конкретно к каждому вари­анту указывается в рецептах.

Подача готового плова

Оформление и подача готового блюда на стол явля­ются показателями специфических особенностей нацио­нальной кулинарии. В узбекской кулинарии плов обычно подают в одном блюде, объединив порции на две, четыре, шесть и более персон. Посудой служат круглые, большие (диаметром от 30 до 50 см} плоские с невысокими бор­тами фарфоровые, фаянсовые, 'гончарные блюда. На них плов кладут горкой, а сверху—куски мяса, айву, чес­нок, фрикадельки, яйца и другие продукты, с которыми ва­рили плов, сверху посыпают рубленым зеленым луком. Можно подавать плов и отдельными порциями в тарелках, больших суповых пиалах-касах или неметаллических мис­ках. В древности на свадьбах плов подавали каждому гос­тю отдельно на лепешках. Изредка этот обычай использу­ется и поныне. Для этой цели специально выпекали лепешки круглыми, тарелкообразной формы с тонкими серединами и пышными бортами. Такая форма лепешек сохранилась до наших дней.