Смекни!
smekni.com

К этногенезу бурят по материалам этнонимии (стр. 5 из 6)

Следует добавить о связи между этнонимами хонгодор и хунгират. Как отмечала Г.Р.Галданова "в XIII веке на западной части Прибайкалья среди прочих племен упоминаются хонгираты: большинство из которых были уведены на территорию нынешней Средней Азии и Казахстана, где до сих пор отмечается название конгурат (конрат, конурат):" и далее - "та небольшая часть, которая осталась около Байкала, возможно, стала известна под названием хонгодор" (Галданова, 1996, 90).

Перед нами представлены этнонимы явно имеющие один корень "qo?ur", только в одном случае к корню прибавляется тюркское окончание мн.ч. -dar, а в другом монгольское -ad. Все это лишь свидетельствует о пестром этническом составе древних qo?ur'ов.

О том, откуда хонгодоры прибывали в Прибайкалье в XVI-XVIII веках у ученых имеются разные мнения, но все они указывают на регион Севоро-западной Монголии [но не из Халхи (Галданова, 1996, 84)]. В настоящее время это регион, в котором расселены различные группы тюркского происхождения, такие как цаатаны, дархаты, сойоты, а также различные монгольские группы населения. Все это позволяет предполагать о возможном раннем параллельном существовании форм qo?urad и qo?urdar, у разных частей прежде единой исходной группы. Широкое распространение этнонима qo?urad ~ кунгурат ~ кунгират ~ хонгират, прежде всего, связано с тем, что его носители приняли активное участие в исторических событиях XII-XIII вв., и именно поэтому среди тюрков Средней Азии он распространился в форме с монгольским окончанием. Относительно формы qo?urdar ~ хонгоодор, можно полагать, что его употребление ограничивались лишь в северо-западной Монголии, в непосредственной близости к тюркским саянским народам. Но несмотря на близость, qo?urdar'ы перешли на монгольский язык в ранний период, по крайней мере до того, как предки ойратов и бурятов утратили -r в позиции перед -d,t, но уже отделились от будущих "халхасцев" массива, у которых -r в позиции перед -d,t сохранился до настоящего времени (Рассадин, 1982, 97).

Необходимо отметить, что и этот этноним сохранился в архаичной форме "xon?or xyxen" в аймаках Булган и Х?всгэл Монголии Этнолингвистический атлас МНР, 1996, 46), а также среди калмыков в форме хонгормуд (Авляев, 1981, 67). Интересно, также то, что в XV-XVI вв. енисейскими кыргызами было создано этнополитическое объединение "Хонгор" или "Хонгорай" ~ "Хоорай", а в последствии этими термином обозначались предки хакасов (Бутанаев, 1993, 97-99).

В заключение необходимо указать, что в связи с возможным прояснением этимологии терминов quriqan и bar?u, можно сделать несколько предварительных выводов. В раннем средневековье, исходя из первоначального значения термина, его носители полностью соответствовали тому значению, которое вкладывалось в лексемы quriqan и bar?u, т.е. были именно военными. Сами военные были кочевниками, покорившими местные охотничьи племена. Курыканам-воинам, очевидно, сопутствовало население, обеспечивавшее существование - скотоводы, земледельцы, ремесленники. В поздний период, в связи с ослаблением центральноазиатской доминанты, а именно сильной централизованной власти, до времени возникновения Монгольской империи внутри демосоциального организма, включавшего уже наряду с воинами, вновь прибывающих кочевников и покоренное население, происходили различные процессы, результатом которых был распад последнего и появление на исторической арене новых этнических общностей.

Этноним бурят имеет древнее происхождение от "бури - волк", сохраняясь в этой форме на разных этапах истории, включал в себя различные группы происхождения. В разные периоды либо соприкасался, либо пересекался с такими этнонимами как курыкан, баргу, ойрат, булагат и др. Этноним эхирит свидетельствует об активном участии в этногенезе монгольских племен центрально-азиатского ареала. На примере этнонима хори объясняется возможность сложения новых демосоциальных организмов из общности социального порядка. Также становится очевидным местное прибайкальское происхождение общности именуемой - хори. Этноним хонгодор подтверждает мнения Д.Г.Санжеева и Ц.Б.Цыдендамбаева о том, что хонгодоры вышли из пределов Северо-западной Монголии, но не Халхи. В формировании хонгодоров принимали участие, как тюрки, так и ойраты.

Все представленные семантические значения этнонимов не ограничиваются представленными выше, дальнейшее их изучение может привести к совершенно другим выводам, поэтому, не претендуя на окончательное и однозначное раскрытие этимологии некоторых из них, считаем нужным оговориться о необходимости развития дальнейших исследований в области этнонимии бурят.

Список литературы

Авляев Г.О. Этнонимы-тотемы в этническом составе калмыков и их параллели у тюркских народов // Этнография и фольклолр монгольских народов. - Элиста, 1981

Ангархаев А. Истоки. - Улан-Удэ, 1999

Бамбаев Б.Б. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа. - Верхнеудинск, 1929

Балдаев С.П. Избранное. - Улан-Удэ, 1961

Банзаров Д. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, 1997

Баскаков Н.А. Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация // Ономастика Востока. - М., 1980

Бертагаев Т.А. Об этнонимах бурят и курыкан. // Этнонимы. - М., 1970

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч.1. - М.-Л., 1950

Бурятско-русский словарь. Сост. К.М.Черемисов. -М., 1973

Бутанаев В.Я. Этнополитическая общность "Хонгорай" // Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 1993

Галданова Г.Р. Хонгодоры - хунгирады? //Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ, 1996

Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. - Улан-Удэ, 1995

Древнетюркский словарь. - Л., 1969

Дугаров Б.С. О происхождении окинских бурят // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. - Улан-Удэ, 1983

Дугаров Д.С. К проблеме происхождения хонгодоров // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1993

Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ, 1996

Зориктуев Б.Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья во второй половине I - первой половине II тысячелетия н.э. // Этническая история Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1993

Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России. - Улан-Удэ, 1990

Еремеев Д.Е. К семантике тюркской этнонимии // Этнонимы. - М., 1970

Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т.1. Кн.2. - Якутск, 1992

Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. - Новосибирск, 1989

Марков Г.Е. Некоторые проблемы организации кочевников Азии // СЭ. 1970, №6. -С.74-89

Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль-тегина // Записки Вост. Отдела Императорского Русского археологического общества. Т. XII. Вып. II-III. СПб., 1899

Митрошкина А.Г. К этимологии этнонима бурят // Проблемы бурятской филологии и культуры. - Иркутск, 1995

Михайлов Г.И. Монгольский язык в летописях Рашид-ад-дина // Краткие сообщения института народов Азии. Сборник памяти Е.юЭ.Бертельса. Вып. 65. - М., 1964

Михайлов Г.И. Мифы в исторических сочинениях XIII-XIX вв. монгольских народов // Фольклор и историческая этнография. - М., 1983

Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до XVIII в.). - Новосибирск, 1980

Монгольско-русский словарь. Сост. А. Лувсандэндэв. - М., 1957

Монгол хэлний товч тайбалар толь. Сост. Я. Цэвэл. - Улаанбаатар, 1996

Национальный Архив Республики Бурятия. Личный фонд Маласагаева. - Ф.362. Оп.1. Д.2. Лист 10

Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. - Новосибирск, 1988

Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. - Улан-Удэ, 2000

Нимаев Д.Д. Этногенез и этническая история бурят. - Улан-Удэ, 2000

Окладников А.П. История якутской АССР. Т.1. Якутия до присоединения к русскому государству. - М.-Л., 1955

Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине I первой половине II тысячелетия н.э. //Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1993. -С. 125-128

Очир А. О происхождении этнических названий монголов Боржигин, Хатагин, Элжигин и Цорос // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ, 1996

Рассадин В.И. Очерки по исторической фонетике бурятского языка. - М., 1982

Рассадин В.И. Присаянская группа бурятских говоров. - Улан-Удэ, 1996

Рашид-ад-дин. Собрание сочинений. Т.1. Кн. 1. - М., 1952

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.1. - М.-Л., 1976

Румянцев Г.Н. Родоплеменной состав верхоленских бурят // Записки Бурят-монгольского НИИ Культуры. Вып.XII. Улан-Удэ, 1951

Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. -Улан-Удэ, 1962

Русско-бурят-монгольский словарь. Под ред. Ц.Б.Цидендамбаева. - М., 1954

Санжеев Г.Д. Записки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии. - Улан-Удэ, 1983

Санжеев Г.Д. Заметки по этнической истории бурят. Кто такие булагачины и керемучины? // Современность и традиционная культура народов Бурятии. - Улан-Удэ, 1983

Санжеев Г.Д. Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. - Улан-Удэ, 1983