Смекни!
smekni.com

Российская журналистика на фоне последствий системного кризиса (стр. 7 из 7)

В 1999 году фондом «Евразия» был поддержан проект создания методических рекомендаций по составлению и реализации бизнес-планов редакции. Автор проекта, считая бизнес-план ядром управления предприятием, дает ему следующее определение: «это продукт внутренней управленческой деятельности, потребителем которого, помимо команды предприятия, могут стать инвесторы, кредиторы, деловые партнеры, но только при условии вашего личного первоначального успеха, закрепленного во времени, подтвержденного экономически и психологически» [23]. Крайне ценное как для действующих профессионалов, так и для студентов факультетов журналистики учебное пособие включает следующие разделы: предмет бизнес-плана (свойства, типология планов, предварительные мероприятия); структура бизнес-плана (резюме, уровень развития предприятия, анализ целевого рынка, конкуренции, стратегии маркетинга, план производства, менеджмент и организация, долгосрочное развитие, риски и стратегия выхода, финансовый план, логистика); расшифровка структуры бизнес-плана, включая и такие параметры, как график производства, себестоимость и стандарты единицы продукции, операционная политика, таблица функционально-должностных обязанностей и таблица планирования рабочего дня. Любое издание, стремящееся закрепиться на рынке, быть экономически состоятельным, а значит, независимым, должно придерживаться описанной выше методики.

Долгие годы система производства газеты была негибкой. Даже для перехода с высокой печати на офсетную ни у журналистов, ни у полиграфистов не имелось особых стимулов. Рынок заставил редакции приобретать редакционно-издательские комплексы, искать типографии, где газету можно отпечатать не только качественно, но и дешево. Все больше становится многоцветных газет, ведь многоцветная реклама привлекает новых спонсоров и стоит она дороже.

Вместе с тем парадокс нынешнего времени состоит в том, что редакции усваивают лишь внешние аспекты «маркетинговой философии». В каком-то смысле советские журналисты в большей степени стремились удовлетворить потребности читателя. Да, идеологические ограничения тормозили этот процесс, но лучшие публицисты, углубляя мастерство подтекста, прорывались к объективности – наряду с независимостью важнейшему условию подлинного маркетинга в журналистике. Да, в редакциях 60-70-х годов не владели технологией маркетинга по той простой причине, что она не была востребована – реальная конкуренция отсутствовала, хотя журналисты дорожили рабочим местом, ведь газет, особенно на местах, можно было пересчитать по пальцам. Думается, и новая журналистика придет к тому времени, когда главным для журналиста останется литературная работа, а бюджетом, ценообразованием, рекламой и т.п. займутся специальные структуры.

Интуитивный, стихийный маркетинг (менеджмент), существовавший в дорыночную эпоху, приносил определенные успехи, но не мог быть полноценным. Только в настоящее время появилась возможность формировать и осваивать новые рынки – именно с региональными тиражами связывают свое будущее центральные газеты. Только теперь редакции стали думать о цене, которую может принять читатель, следить за реакцией конкурентов, составлять бюджет согласно маркетинговым требованиям (в НИР вообще приоритетным становятся маркетинговые исследования). «Планирование ассортимента продукции» заметно оживилось – например, «Аргументы и факты» имеют более десяти приложений, на рынке информации действуют настоящие холдинги «Коммерсантъ», «Комсомольская правда». Ушли в прошлое обязательные подписки, и, к примеру, журнал «Крестьянка» объявляет о двух десятках вариантов подписки. Стало важным не только подготовить качественное издание, но, главное, довести его до читателя. Реклама и стимулирование сбыта – важнейшие маркетинговые коммуникации – сегодня постоянные (а не только в период подписной кампании) направления деятельности редакции.

Главной проблемой управленцев в журналистике, на наш взгляд, является учет баланса интересов и объективных потребностей читательской аудитории. Если раньше люди, испытывая дефицит в обычной – житейской, легкой, развлекательной – информации, раскупали информационно-рекламные еженедельники с обязательными теле- и радиопрограммами, то сегодня таких изданий явный переизбыток. Видимо, со временем читатели насытятся такой тематикой, как насытились западными боевиками, триллерами, и обратятся к более серьезным проблемам (деполитизация, деидеологизация не означают отсутствия политики, идеологии в СМИ). Но, во-первых, журналистика сама должна осознать опасность десоциального крена (монстры порождают монстров); во-вторых, декларируя маркетинговый подход, она обязана учитывать весь комплекс человеческих мотивов и потребностей (от простейших до сложных, духовных), разнородность и в то же время высокий интеллектуальный потенциал российского читателя.

Список литературы

1. Огонек. – 2004. – № 45. –С. 10.

2. htttp://dere/com/ua/library/datsyuk/komm_strat/shtml

3. Там же.

4. Маркетинг. – М., 1974. – С. 36.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1990. – С.8.

6. Там же, с. 9.

7. Журналистка Алла Боссарт метко назвала дефицит «формирующим фактором советского менталитета». – См.: Новая газета. – 1997. – № 47.

8. Мы также говорили выше о динамической составляющей «процесса потребления» в массовой коммуникации – действительно, влияние СМИ имеет «кумулятивный» характер: читатель, потребляя информацию, не сразу меняет свои мнения, а по мере накопления той самой информации, приобретающей в результате иное качество. Любая новая информация преодолевает некий психологический барьер, и если телевизионным журналистам легче преодолеть сопротивляемость аудитории (одновременное информационное, эмоциональное, психологическое воздействие на слух, зрение, сознание), то журналистам-газетчикам требуется более длительный период, чтобы убедить читателя в правоте своей позиции (правда, здесь есть и свои преимущества: убежденность, достигнутая таким образом, более надежна и стойка во времени; газетные тексты хранятся дольше, что повышает вероятность повторного воздействия и т.д.).

9. Медиакооперация // Четвертая власть. – 1999. – № 4. – С. 34.

10. Там же, с. 34-35.

11. См.: Феоктистова Е.М., Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. – М., 1993. – С. 30–32.

12. Медиакооперация // Четвертая власть. – 1999. – № 4. – С. 37.

13. Там же, с. 37–38.

14. Невейкина Н. Оценка конкурентоспособности брэнда «ВРЕМЯ» // Содействие. – Воронеж, 2000. – № 1. – С. 55.

15. Проект «Влияние СМИ на политическое сознание избирателей» был осуществлен по итогам избирательной кампании 1999 года исследовательской группой «ЦИРКОН», Национальным институтом прессы, Агентством региональных политических исследований и другими организациями, в том числе воронежским институтом общественного мнения «Квалитас». Исследователи, выявив три модели избирателей (с повышенной, пониженной и обратной информационной чувствительностью), пришли к любопытным выводам, часть из которых мы здесь приведем:

– люди как с высшим, так и с начальным уровнем образования наиболее устойчивы к информационному воздействию, то есть у них пониженная информационная чувствительность;

– низкий уровень образования сочетается с отсутствием интереса к информационным передачам;

– высшее образование предполагает формирование собственного мнения за счет других источников информации помимо СМИ и способствует выработке убеждений, которые поколебать непросто;

– у людей со средним образованием информационная чувствительность повышена;

– среди различных возрастных групп населения более чувствительными к информационному воздействию оказались лица младшего и среднего возраста, нежели старшего (см.: Романович Н. Свобода выбора и свобода слова // Воронежский курьер. – 2000. – 14 марта).

16. Цит. по: Жукова А.В. Применение психографического подхода в исследованиях аудитории СМИ (по материалам зарубежных исследований) // Журналистика и социология-95. – СПб., 1996. – С. 15.

17. См.: Ершова И.В. Психодиагностика личности, и что она дает создателям рекламы // Журналистика и социология-95. – СПб., 1996. – С. 41-45.

18. Там же, с. 45.

19. Ср. у С. Дацюка: «Позиционирование выражает не позицию автора текста по отношению к тому или иному сегменту (хотя это тоже может присутствовать), а именно взаимное позиционирование сегментов, внутри которого автор предстает как агент. Это обстоятельство является одним из основных методологических отличий конвенциональной коммуникации от манипуляционной: здесь автор – агент, а не субъект. Агент-автор позиционирует сегменты друг относительно друга и налаживает коммуникацию, предлагая для коммуникационного процесса определенным образом осмысленное содержание, которое продолжает изменять свой смысл в процессе коммуникации. В конвенциональной коммуникации автор не является субъектом в той же мере, что и любой участник коммуникации, и его управление аудиторией насколько» – htttp://dere/com/ua/library/datsyuk/komm_strat/shtml.

20. В.П. Таловов обобщил вспомогательные приемы повышения читательского спроса на газету, назвав среди них следующие: публикация рекламы; самореклама; антиреклама; дизайн и фирменная подача материалов; выпуск приложений; привлечение к работе в редколлегии авторитетных людей; использование удобного для чтения формата; проведение конкурсов, лотерей; радиофикация киосков, предназначенных для продажи изданий. – См. его: Читательский спрос на газету. – СПб., 1999. – С. 67–77.

21. См.: Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. – М., 1999. – С. 162–165.

22. Профессия – журналист. – 2000. – № 1. – С. 14–22.

23. Иваницкий В.Л. Бизнес-план редакции. – М., 1999. – С. 4.