Смекни!
smekni.com

История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней. (стр. 2 из 6)

Но экономическое развитие Зихии задерживалось жестокими вторжениями завоевателей. Вслед за гуннами в 4 – 9 веках народы Северо-западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племён, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточённую борьбу с этими многочисленными внешними врагами.

Начиная с 13 столетия, в течение 13 – 15 веков, адыги раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название “Черкесия”, она в 15 веке простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи.

Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. Сеяли просо (это была главная зерновая культура), пшеницу, рожь, овёс, ячмень, бобовые. Земледелие было пахотным, применялись железные плужные лемеха, убирали хлеб серпами и косами, мололи жерновами, тёрками, ступами. Большое распространение имели фруктовые сады (яблони, груши, айва, абрикосы, персики).

По-прежнему большое место занимало животноводство. В речных долинах и на высокогорных альпийских лугах паслись стада коров, овец, коз. Шаг вперёд сделало коневодство. В позднее средневековье широкое практическое значение приобрело пчеловодство и сбор дикого мёда. Шаг вперёд сделало и ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи.

Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер товарообмена, так как собственной денежной системы в Черкесии не было. Хотя агрессия монголо-татар в первой половине 13 века нанесла ощутимый удар адыгской земледельческой культуре, зихи уже во второй его половине возобновили продажу хлеба за пределы своей страны: в генуэзские колонии, Византию, в Западную Европу, в Трапезундскую империю. Вывозили также мёд, воск, лес, кожи, меха, вино, фрукты и… рабов (это была важнейшая статья вывоза). Славились и породистые горские быки, поступавшие в большом количестве на генуэзские бойни.

Широкую славу приобрели черкесские стрелы, имевшие особо закалённое острие. Торговали с Византией, откуда доставлялись разнообразные товары – шёлковые ткани, керамическая посуда, стеклянные сосуды и тому подобное, с государствами Малой Азии и ближнего Востока, с Тмутараканским княжеством, с генуэзскими городами-колониями Северного и восточного Причерномория.

Русско-адыгские контакты, установившиеся в средневековье, когда после победы тмутараканского князя Мстислава над касожским (адыгским) князем Редедей земли касогов перешли в подданство Мстислава, имели огромное значение, так как положили начало экономическому и культурному сближению обоих народов. Это подтверждается историческими источниками: Карамзин (том 2), “Слово о полку Игореве”, летописи (Мстислав удалой (908 – 1036), сын Владимира Святого, удельный князь Тмутаракани, действительно победил в единоборстве касожского (адыгского) князя Редедю. В последующие годы адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, Северокавказские степи становятся частью Золотой орды, что имело отрицательные последствия для адыгов и других народов Северного Кавказа: погибло много людей, большой ущерб был нанесён хозяйству. Во второй половине 14 столетия, в 1395 году, произошло второе вторжение монголо-татар на земли адыгов под предводительством свирепого завоевателя Тимура, но героическая борьба горцев против захватчиков позволила им сохранить независимость.

Вторая половина 15 века ознаменовалась мощными выступлениями адыгов против генуэзских колоний. Генуя проводила ярко выраженную колониальную политику. Итальянцы бесцеремонно вмешивались во внутренние дела адыгов, применяли интриги и подкуп, натравливали одних адыгских князей на других, пытались насадить католическую религию. Адыги отвечали отказами платить налоги, нападали на генуэзцев, оказывали вооружённое сопротивление. Важное значение имело взятие в1457 году города Матреги (Тамани). Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-западном Кавказе. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами. Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но важнейшей статьёй вывоза по-прежнему были рабы. Адыгские феодалы занимались продажей своих соплеменников иноземным купцам, для получения “живого товара” организовывали грабительские набеги на соседние селения, активно занимались на Чёрном море пиратством, устраивая нападения на торговые и транспортные суда. Большой спрос был на детей 6 – 12 лет, молодых мужчин, способных к военной службе, и красивых черкешенок… Феодальные набеги разжигали межплеменную рознь, наносили ущерб развитию производительных сил.

Карта Кавказа конца 15 – 17 веков пестрит многочисленными названиями племён и народностей. Западная ветвь адыгов (Черкесия) вполне обособилась от Кабарды (восточная ветвь). Будучи объединено общим названием “адыги”, население Черкесии распадалось наряд этнических групп: это жанеевцы, хатукайцы, шефакийские черкесы, кемригоевцы, бесленеевцы, кабардинцы.

Следует заметить, что в связи с тем, что адыги, начиная с 16 века, стали подвергаться насилию со стороны турецких султанов и крымских ханов, которые опустошали землю, уводили в плен, насаждали ислам (адыги в те времена исповедовали православие), попросили защиты у России и с 1557 года стали считаться добровольно присоединившимися к ней. Окончательное присоединение произошло в 1791 году, и вплоть до конца 19 века Адыгея являлась окраиной России с полуфеодально-патриархальным укладом жизни.

По-прежнему основным занятием адыгов являлось земледелие и скотоводство. Адыгские лошади, статные, лёгкие, выносливые, высоко ценились на рынках Крыма. В качестве тягловой силы применяли крупный рогатый скот. Овцы и козы обеспечивали адыгов превосходной шерстью. Скотоводство носило отгонный характер.

Главной полеводческой культурой по-прежнему было просо. В причерноморской Черкесии население занималось садоводством и виноградарством. Особым вниманием пользовалось пчеловодство.

Широкое распространение получила домашняя промышленность – обработка шерсти, кожи, дерева, шитьё одежды. Выделилось в ремесло производство оружия.

В конце 15 – 17 веков адыги активно вели торговлю с Крымским ханством и Османской империей. Высоко ценились черкесские кинжалы, ножи, стрелы и особенно панцири.

Как и в предыдущий период процветала работорговля. Она обогащала верхушку горского общества, углубляла процесс имущественного и социального расслоения, ускоряла складывание феодальных отношений.

В 18 – первой половине 19 века (эпоха феодализма) адыги составляли население двух территориально-политических образований Северного Кавказа – Черкесии и Кабарды. Основную массу адыгов составляли три народности – шапсуги, абадзехи и натухайцы (3/4 численности адыгов). Общая численность адыгов достигала 700 – 750 тысяч человек. Эпидемии, работорговля, междоусобицы и бесконечные кровопролитные войны с Турцией, Россией и Крымом тормозили рост населения Черкесии и её экономическое развитие.

Адыги в этот период вели полуоседлый образ жизни. Незатухающее пламя междоусобиц, постоянная угроза внешних нападений заставляли целые аулы переходить на новые, необжитые земли, укрываться в малодоступных районах.

Земледелие по-прежнему являлось одной из ведущих отраслей адыгской экономики. Обработка полей производилась с помощью тяжёлого плуга (на равнинах) и сохи (на горных участках), использовались мотыги, серпы, косы, деревянные ступы, ручные мельницы. На приусадебных участках занимались огородничеством, разводили сады.

По-прежнему большое значение имело животноводство, в частности коневодство. Князья и богатые дворяне имели крупные конские заводы.

Определённое значение в экономике адыгов имело и пчеловодство.

Особенных успехов адыги достигли в горном земледелии. Прямоугольные злаковые поля шапсугов, абадзехов и натухайцев, обнесённые живой изгородью из кустарников и деревьев, тянулись вдоль южных склонов гор. Для борьбы с губительными ливневыми потоками копали водоотводные каналы. Но самым замечательным было сооружение на крутых склонах гор земляных площадок для посевов – террас.

Добывающая промышленность была развита слабо. Горное дело сводилось к изысканию залежей железных и свинцовых руд. Железо выплавляли в специальных печах с применением мехов. На территории левобережной Кубани добывались медь, серебро, золото, свинец.

Ремесло в основном по-прежнему носило домашний характер. Мужчины изготовляли конскую упряжь, сёдла, порох, плотничали, отливали пули. Женщины обеспечивали семьи сукном, холстом, одеждой и обувью. Черкешенки прославились как мастерицы золотой и серебряной отделки тканей. Золотошвейное искусство у адыгов самое древнее.

Значительных высот достигло кузнечное дело, в нём уже существовала специализация. Одни ремесленники изготовляли ружья, другие – пистолеты, третьи – холодное оружие. Ювелиры славились тончайшим искусством украшения рукоятей пистолетов, шашек, ножен кинжалов, стволов и прикладов ружей. Значительное развитие у адыгов имело прикладное искусство. Из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей. Из бычьих рогов – бокалы, украшенные серебром и золотом. Распространены были резьба по кости и по дереву, которой украшались оконные наличники, мебель.