Смекни!
smekni.com

История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней. (стр. 3 из 6)

Достигла успехов и художественная обработка металлов: литьё, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Наибольшее распространение в ювелирном искусстве имела техника чернения серебра. Чернь применяли для украшения поясов, нагрудников, колец, браслетов и других ювелирных изделий.

Особо широкое распространение у адыгов имело оружейное искусство. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой за пределами Черкесии. Высоко ценили его и в России. Во время Кавказской войны и русские офицеры, и казаки охотно его покупали и носили. Опасность, которая постоянно подстерегала адыгов, вынуждала их всегда быть в полном боевом вооружении. Неудивительно, что адыги любили оружие, ценили его выше золота и серебра, гордились им.

А. С. Пушкин писал в “Кавказском пленнике”:

“Черкес оружием обвешен:

Он им гордится, им утешен:

На нём броня, пищаль, колчан,

Кубанский лук, кинжал, аркан

И шашка, вечная подруга

Его трудов, его досуга”…

Красивая и удобная одежда адыгов тоже пользовалась большим успехом на рынке. Её переняли казаки, а во время Кавказской войны надевали её и русские офицеры. Печорин в романе “Герой нашего времени” называл черкесскую одежду “благородной боевой одеждой” и гордился тем, что “в черкесском костюме верхом он больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы”. Носил её и герой очерка Лермонтова “Кавказец” – русский офицер, долго служивший на Кавказе, друживший с мирными черкесами, полюбивший их “жизнь простую и дикую”, понявший “вполне нравы и обычаи горцев”…

Современный адыгский поэт И. Машбаш писал о черкесской одежде:

“Хотя черкеска по мне сшита,

Всему Кавказу подошла”.

Адыгские мастера умели делать также войлочные ковры и красивые циновки, украшая их узорами из геометрических фигур.

Но позже, во второй половине 19 – начале 20 века, под воздействием товарно-денежных отношений и вовлечения экономики адыгов во всероссийский рынок производство оружия и другие виды домашних ремёсел и промыслов ( ювелирное, керамическое, кожевенное, седельное, золотошвейное и прочие) пришли в упадок, так как не могли конкурировать с более дешёвыми привозными фабричными и заводскими товарами. Сохранились лишь плетение циновок, кузнечное ремесло, производство кинжалов, ибо это оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма, и некоторые отрасли деревообделочного производства.

Внешняя торговля развивалась успешно. Главными партнёрами адыгов в 18 – первой четверти 19 века были Турция и Крымское ханство. Из Черкесии в Турцию вывозились крупный и мелкий рогатый скот, масло, сало, кожа, пушнина, лошади. Одной из важных статей крымско-османской торговли оставалась работорговля. Ежегодно до 3000 и более вывозились с адыгского побережья Чёрного моря.

По мере укрепления позиций России на Северном Кавказе возрастала и её роль в товарообороте адыгов. В 18 веке важнейшими центрами русско-черкесской торговли были Кизляр и Моздок. В начале 19 века обмен товарами шёл вдоль всей Кавказской линии от устья реки Терека до устья реки Кубани, причём, согласно утверждённым Александром I “Правилам для торговых сношений с черкесами и абазинцами” (1821 год), горские товары принимались без обложения налогами. К 1845 году существовало 10 меновых дворов, куда горцы привозили скот, сукно, бурки, черкески, мёд, зерно и др., а взамен получали холсты, ткани, вино, сталь, железо и соль. Другой формой русско-адыгской торговли были ярмарки.

Но экономические связи Черкесии и России носили нерегулярный характер, их развитию препятствовала Кавказская война, длившаяся с 1830 (1817) по 1864 год и закончившаяся трагедией для адыгов. После кровопролитной войны и вынужденного переселения адыгов в Османскую империю (по официальным данным переселено было 470 тысяч человек) численность оставшихся на родине составляла немногим более 60 тысяч человек…

Северный Кавказ перешёл к России. Война принесла обеим сторонам большие бедствия, но в то же время присоединение Северо-западного Кавказа к России привело к окончанию межплеменных смут и уничтожению рабства, стал заметен рост просвещения, обогащение национальной культуры. Усиливались политические, экономические и культурные связи адыгов со славянским населением Кубани, особенно с казаками. Втягивание Северо-западного Кавказа во всероссийский рынок ускорило развитие капиталистических отношений.

Ещё в 1860 году Александр II подписал указ о создании кубанской области. В её состав вошли земли правобережья Кубани, заселённые казаками, и Закубанье с издавна проживавшими здесь горскими народами, в том числе и адыгами. Новая область, площадью свыше 81 тыс. кв. км, с её плодородными землями, с выходом к Чёрному и Азовскому морям, по своему экономическому развитию была, однако, позади многих губерний европейской России. Она бала слабо заселена и освоена.

Отмена в России в 1861 году крепостного права и окончание военных действий в Закубанье открыли широкие возможности для заселения Кубани переселенцами из других губерний России. Тысячи раскрепощённых, но обездоленных крестьян южных районов европейской России устремляются на Кубань в поисках свободных земель. Вслед за ними отправляются и представители различного рода капитала с их предпринимательским и организаторским опытом. Приток крестьян из других губерний сыграл важную роль в экономическом развитии Кубани. Вместе с коренным населением области (казаками, Горцами, местными крестьянами) они освоили и вспахали сотни тысяч десятин целинных земель. Неслучайно уже в 1913 году по валовому сбору зерна Кубань вышла на второе место в России, а по производству товарного зерна на душу населения – на первое место. Переселенцы передавали горцам навыки в сфере товарного производства.

Развитие в России новых капиталистических отношений оказало большое влияние на экономику адыгов. Важнейшей её отраслью стало зерновое хозяйство, которое приспосабливалось крынку.

Если в дореформенный период основной зерновой культурой было просо, то после буржуазных реформ в большом количестве стали производить пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу. Появляются ране малоизвестные культуры – подсолнечник и табак. Горцы продавали большое количество ржи и кукурузы владельцам пивоваренных и винокуренных заводов Екатеринодара и Майкопа.

С 70-х годов происходит распространение усовершенствованных сельскохозяйственных орудий (косилок, жаток и др.)

Под воздействием рынка адыги стали больше выращивать технических культур, в частности льна. Садоводство в пореформенные времена пришло в упадок, оно не было связано с рынком, только в конце 19 века оно начало возрождаться и были основаны первые опытные участки и питомники.

Капиталистические отношения проникли и в скотоводство. Появляется новый тип скотопромышленников. Выводились новые породы лошадей, овец, крупного рогатого скота. Наиболее ценная продукция скотоводства шла на продажу.

Промышленность в 60 – 70 годах 19 века была в зачаточном состоянии: её развитие сдерживалось отсутствием удобных путей сообщения. В 1876 году в Екатеринодарском и Майкопском отделах Кубанской области, где в основном проживали западные адыги, насчитывалось 246 промышленных предприятий, в большинстве полукустарного типа. Большинство из них было занято переработкой сельскохозяйственного сырья.

В 80 – 90 годах происходят сдвиги в развитии промышленности. Строительство предприятий растёт в ускоренном темпе, что было связано с открытием в 1875 году Ростово-Владикавказской железной дороги. От этой дороги через Екатеринодар в 1888 году была проложена железнодорожная линия до Новороссийска, в 1894 году Владикавказская дорога была доведена до Каспия (город Петровск), а вслед за тем Екатеринодар соединяется со станицей Кавказской. Это очень облегчило экспорт и импорт. В Майкопе в 1895 году насчитывалось уже 370 промышленных предприятий, в 90-х годах появился чугунолитейный завод, но железнодорожной связи с другими городами Майкоп ещё не имел. Только в 1908 году было принято решение о строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги с веткой на Майкоп (232 версты). 12 декабря 1910 года в Майкопе торжественно встречали первый поезд.

Некоторое развитие промышленность получила в последнем десятилетии 19 века и в адыгейских аулах, в них действовали мельницы, маслобойни, бондарские и кирпичные заводы и одна ваточная фабрика.

Горнодобывающая промышленность была развита слабо. В станицах Абадзехской, Царской и др. разрабатывался известняк, но никто не занимался разработкой гранита и порфира, которыми была богата эта территория.

С развитием капитализма на Северном Кавказе оживилась торговля с центральной Россией. Из России шли мануфактурно-галантерейные, бакалейно-гастрономические, химические товары, сельскохозяйственные машины и орудия, бумажные изделия и тому подобное. Из Кубанской области везли в Россию зерно, муку, табак, овощи, фрукты, нефть, кирпич, цемент… Адыги торговали так же с соседними областями Северного Кавказа, бойкая торговля шла и среди адыгских обществ. Главные предметы торговли – хлеб и др. продукты земледелия, а также скот, шерсть, кожи. Торговля велась на базарах и ярмарках Екатеринодара и Майкопа и в аулах. Развитию торговли способствовало и строительство железных и шоссейных дорог. В последующие годы (до 1914 года – начала Первой мировой войны) в кубанской области происходило бурное развитие капиталистических отношений.

Широкое распространение получает мукомольная промышленность. Появляются паровые мельницы, сильный толчок развитию которых дало железнодорожное строительство, активизировавшее товарное производство, расширив рынки сырья, рабочей силы и сбыта продукции.

Видное место в обрабатывающей промышленности Кубани занимало маслобойное производство. Появились крупные паровые заводы, как, например, завод братьев Аведовых, который работал на 18-ти гидравлических прессах и перерабатывал ежедневно до 25 тысяч пудов маслосемян, он имел собственные плантации подсолнуха. По производству подсолнечного масла Кубань в начале ХХ века заняла первое место в стране. Оно поставлялось на рынки Москвы, Петербурга, внутренних губерний.