Смекни!
smekni.com

Культура и искусство России (стр. 2 из 4)

Плакат заменял живого оратора на собрании, митинге, разговаривал с людьми - со всеми и с каждым в отдельности всюду: на площадях, на заводах и казармах, на стенах и заборах, на вагонах и витринах, в красных уголках и на вокзалах.

Помимо печатных плакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна сатиры РОСТА”. “Окна сатиры” дополняли газеты, откликаясь на события поэтическим, красочным, острым языком. В. Маяковский, являвшийся душой “Окон сатиры”,писал: “Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат; это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это - новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек” (“Искусство” ст. П. Лебедева “Плакат в период иностранной интервенции). “Окна сатиры” выходили в свет около трех лет. Появились они в самое опасное для Советской страны время - осенью 1919 года. В 1920 году в различных городах страны - в Петрограде, Баку, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону - стали появляться свои “Окна”. Это указывало на то, что успех “Окон РОСТА” был исключительным. “Окна сатиры” отзывались на самые разнообразные и животрепещущие темы. Хотя под “Окнами” подписи обычно не ставились, но можно сказать, что характер целиком определялся кипучим талантом Маяковского. “Окна сатиры РОСТА” немедленно отвечали на самые злободневные вопросы. В этом было их исключительно большое значение.

Родились и невиданные ранее формы массовой агитации -“агитпоезда”. Яркие рисунки и карикатуры, украшающие вагоны, вселяли уверенность в победу на врагом внутренним и внешним.

Советский плакат возбуждал волю к борьбе, ненависть к врагам, уверенность в победе. Советский плакат правдив, мысль его ясна и жизненна. Он лаконичен и красочен, его художественные средства сильны и убедительны.

Б. Советское батальное искусство

Рождение советского батального искусства не имеет точной даты. Гремели пушки Гражданской войны, но музы не молчали. Слагались новые песни, легендой становились подвиги живых, вставших на защиту своей земли, государства. Советское батальное искусство набирало силы, быстро, могуче, радостно.

А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. Можно даже предположить, что это самый древний жанр искусства, если учесть, что фигурки воинов, защищавших свои очаги или нападающих на соседние племена, встречаются в наскальных рисунках и ритуальных изображениях. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. Русское батальное искусство появилось в начале XVIII века. Одно из первых полотен “Куликовская битва” (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Основанная в 1757 году Академия художеств сразу же признала “исторический жанр” самым главным. В него вошла и батальная живопись.

Художники-баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. “Дать обществу картины настоящей, неподдельной нельзя, глядя на сражения бинокль из прекрасного далека. Нужно самому... участвовать в атаках, штурмах, победах”, -говорил еще Верещагин. (“На страже мирного труда” (1978) вступительная статья Ю.И. Нехорошева) Личное участие в боевых операциях - этот принцип стал обязательным для многих советских мастеров. Именно поэтому и обратился Б.М. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне.

Картины Грекова - первого советского баталиста- расширили понимание этого жанра. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (“Ночная раздевалка) и горечь разочарования (“Пленные декинийцы”); всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (“Отряд Буденного в 1918 году); выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (“Битва за Ростов...”); многотрудность каждодневного солдатского подвига (“Чертов мост”); увековечена радость победителей (“знаменосец и трубач”). Решительно отошел Греков от традиционного построения батальных композиций, в которых вокруг исторического деятеля группировались безликие шеренги солдат, автоматически повинующихся воле полководца. Изображая рабочих и крестьян, сознательно, с беззаветным мужеством и храбростью отстаивающих завоевания молодой республики Советов, художник индивидуализировал отвлеченное понятие “солдат”, показав самые разные характеры людей, воодушевленных великими идеями.

Развитие батального искусства идет по линии углубленного раскрытия психологии современника. Здесь художники руководствуются опытом передвижников, их мастерством сюжетостроения, умением поставить персонажи картин в сложнейшие драматические положения, показать противоборство разных социальных сил. Усвоение этих уроков очевидно в картине П.П. Соколова-Скаля “Братья”.

Военное искусство

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: “Когда гремят пушки, музы молчат”. Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

А. “Боевой карандаш”

Враг наступал стремительно. Еще быстрее преображалась страна, становясь единым боевым лагерем в стремлении остановить и беспощадно разгромить врага. Боевая задача встала и перед художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.

На второй день вышел плакат Кукрыкниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. По образцу “Окон РОСТА” в Москве организуется выпуск “Окон ТАСС”; в Ленинграде возобновляется деятельность “Боевого карандаша”. Подобные коллективы формируются почти во всех республиканских и областных организациях художников. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Размноженные наряду с листовками в небольших форматах, плакаты появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах, на спичечных коробках. Художники, не призванные в армию, все равно считают себя мобилизованными и все силы отдают наглядной публицистике.

Огромной популярностью пользуются небольшого формата, обильно снабженные текстом листы “Боевого карандаша” Они выполняли еще и роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Постепенно, соответственно успехам на фронтах, плакат обретает новые черты - становится живописнее. Подчас тяготеет к станковой графике.

Одними из самых “прогрессивных” и остроумных художников стали Кукрыниксы - М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Остроумие в творчестве Кукрыниксов не ограничивается ни текстом, ни графическим его переложением. Сатирический образ - вот что решает общую композицию произведения и пронизывает всю его структурную ткань, определяя мельчайшие детали и ассоциации. Сатирический образ строится на преувеличении, и в рисунках Кукрыниксов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Но какими бы фантастичными не казались подчас образы и гиперболы в карикатурах Кукрыниксов, они художественно убедительны, ибо реалистичны в своей основе. Здесь мы подходим к моменту, определяющему принцип комического в рисунках Кукрыниксов. В их карикатурах много градаций от смешного: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Но нигде и никогда смех Кукрыниксов не переходит в пустое острословие, в зубоскальство. В основании шуток и насмешек Кукрыниксов лежит глубокая серьезность.

Художественные средства, применяемые Кукрыниксами в их сатире, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве Кукрыниксов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.

Созданные за время войны плакаты и рисунки Кукрыниксов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними карикатурами. Но вместе с тем Кукрыниксы во всех своих работах остаются художниками, а их карикатуры - примером искусства, преобразившегося во время войны, но сохранившего высокий уровень настоящего искусства.

В их карикатурах, “Окнах ТАСС” и плакатах фашизм предстает как отвратительное опасное животное, которое запятнано преступлениями и ненавистно. Но которое в то же время смешно своими контрастами кровавого шутовства, сентиментального бандитизма, паукообразной лживости, трусливой наглости и всей уродливой фантасмагории, которую творят люди, павшие до уровня животных.

Б. Военные характеры

В живописи Великой Отечественной войны отчетливо просматриваются самые разные почерка. Меткой линией, свободно и тонко характеризующей персонажи, сверкающим юмором отмечены рисунки Л.В. Сойфертиса (1911-1996),"Севастопольский альбом", 1941-42. Досконально точно, остро схваченными деталями, тщательно проработанными портретными характеристиками отличаются рисунки Н.Н. Жукова (1908-73). Лирические нотки, умение неразрывно связывать фигуры солдат с пейзажем, показать широкие панорамы городов и военных дорог присущи листам В.В. Богаткина. Документальность и в то же время широкий охват событий, увиденных как бы с высоты истории, отличают листы В.И. Курдова.