Смекни!
smekni.com

Культура и искусство России (стр. 3 из 4)

Произведение А.А. Денейки (1899-1969) “Берлин. В день подписания декларации” (1945) - как бы итог многочисленных документальных изображений событий. Флаги армий великих держав в берлинском небе, самолет, идущий на посадку, поверженный город, цитадель разгромленного врага, и тишина первых часов победной весны. Денейка очень точно находит нужную комбинацию форм, деталей, из единства которых возникает желаемый поэтический контекст. Смысл великого исторического события в картине передан через простое, но исключительно красноречивое сочетание изобразительных элементов. Произведения Денейки военного периода - бесценный художественный документ эпохи, по всей подлинности отразивший величайшую драму народной жизни, раскрывший непреходящий исторический смысл одержанной победы, духовную красоту людей, выигравших жестокую битву с фашизмом. Весомая значительность содеянного осознавалась и самим художником, писавшим впоследствии: “Тяжелым и в то же время славным периодом в моей жизни, как, вероятно, и у большинства, был период Великой Отечественной войны. В эти годы я сделал, может быть, самые любимые мои вещи, такие, как “Оборона Севастополя”, “Окраина Москвы” и ряд рисунков, которые еще лежат у меня в папках. Война помогла мне заговорить во весь голос. (Денейка А. О чувстве нового //Жизнь, искусство, время. С.86).

В годы войны искусство пейзажа обрело невиданную популярность. Примечателен тот факт: год 1942-й, гитлеровцы захватили огромную территорию страны, рвутся к важнейшим стратегическим объектам, а в Москве, на Кузнецком мосту, открывается выставка “Пейзаж нашей Родины”. Она пользуется огромным успехом. Нередко пейзаж становится из фона одним из действующих лиц, умножающих эмоциональное состояние момента. Характерный пример - картина А.А. Пластова “Фашист пролетел”.

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуются время и соответствующие условия. Тем более знаменательно, что тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Великая Отечественная война стала жестоким испытанием всех сил народа, проверкой советского искусства, его зрелости, мобильности, способности глубоко влиять на массы. Эту проверку искусство выдержало с честью. Все его жанры работали с полной творческой отдачей, воодушевляя на героические подвиги, разоблачая звериную сущность фашизма, укрепляя ненависть к захватчикам, вселяя твердую уверенность в победе.

Хрущевская “оттепель”

Во второй половине 40-50-х годов искусство обогащается новыми темпами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного социалистического строительства, воспитание нравственности и идеалов. В живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы. Заметную роль начинают играть художественные коллективы многих союзных республик.

Творчество художников послевоенных лет развивается под воздействием изменившихся социальных представлений и новых духовных факторов. После пережитых народом бедствий перспектива мирного неомраченного бытия казалась особенно радужной и заманчивой. Пафос окружавшей художника жизни был уже иной, на ее облике сказывался опыт людей, прошедших страшную войну, заново изведавших меру добра и зла, другими глазами смотревших на мир.

В искусстве 40-х -начала 1950-х заметен отпечаток культа личности. Нередко бутафорская помпезность теснит суровую правду прошедшей войны и нелегкого этапа восстановления разрушенного хозяйства. И все же в это время создается немало интересных произведений. Активно, “на втором дыхании”, радостно переживая всенародный подъем, энтузиазм, рожденный долгожданной победой, работают мастера старших поколений (“Праздник победы” Б.В. Иогансона, “Конец” Кукрыниксов, портреты военачальников, выполненные А.А. Шовкуненко, “Жатва” А.А. Пластова, “Перед атакой” В.Т. Лойка).

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом плане. Так выразилось стремление художников отыскать в прошлом черты, отвечающие чувствам людей сегодняшнего дня. Эта тенденция особенна заметна в творчестве Серова -“Ходоки у В.И. Ленина”.

Продолжая в новых исторических условиях осуществлять ленинский план монументальной пропаганды, скульпторы в послевоенное десятилетие приложили немало усилий для сооружения самых различных памятников.

Наряду с сооружением жилых массивов (район Новых Черемушек в Москве) возводятся и уникальные по тем временам здания. Так, в Москве, появляются первые высотные здания, во многом определившие силуэт города. Сооружение высотных зданий было для советских градостроителей абсолютно новым делом. Сама задача организации строительства подобных домов, а по сути, сложнейших архитектурно-инженерных сооружений потребовала поднять на более высокий уровень целые отрасли промышленности. Московские “высотки” с их выразительными, запоминающими силуэтами родственны городу характером архитектурных форм. Высотные дома столицы долго несли в своем облике черты национального своеобразия с его красочностью, устремленностью ввысь, ясностью образа и жизнеутверждающим оптимизмом.

Решения ХХ съезда были восприняты как освежающие и обезнадеживающие перемены - получили название “оттепель”. Гораздо меньше успехов в живописи того периода чем в литературе. Соцреализм умирал, а новое искусство стало слишком формалистическим, чтобы волновать хотя бы широкие слои интеллигенции.

Брежневский бюрократизм в искусстве

В конце 50-х годов советское общество входит в так называемую стадию “развитого социализма”, что и находит отражение в искусстве. Его направленность напрямую определялось решениями Коммунистической партии.

Характерная черта искусства 60-70гг.- складывающаяся гармоничная совокупность разных видов и отраслей художественного творчества - от декоративно-прикладного до обращающихся в изобразительной форме к масштабным идеологическим проблемам.

А вот, что читали читатели об этом периоде в статье журнала “Искусство” за 1965 год:

“ К 50-летию Великого Октября определяются во всех областях нашей социалистической действительности результаты совершенного всеми поколениями революционеров, результаты созданного нашим народом за годы Советской власти. И перед нами стоят задачи огромной важности -средствами всех видов и жанров нашего многонационального искусства выразить революционный энтузиазм народа, гуманистическое мировосприятие советского человека. (...) Существует еще неясность в ряде образных проблем монументального искусства. Нам очень сильно мешает распространенное сейчас представление о том, что монументальность заключается во внешней обобщенности, в некоем внешнем условном знаке понятия, образа, предмета. Появился в нашем искусстве некий человек вообще. (...) Особое место в кругу произведений монументального искусства займут работы по реконструкции города Ульяновска и села Шушенского, которые будут вестись художниками в тесном содружестве с архитекторами. (...) Образ В.И. Ленина волнует творческую фантазию многих мастеров искусства у нас и за рубежом. На зональных и отчетных выставках наметилось стремление художников к глубоким и оригинальным решениям картин на исторические темы. (...) Я думаю, не стоит скрывать, что, говоря о новаторстве, мы, по существу, находимся между двумя крайностями: либо в полной преданности традициям, либо в отрицании традиций и приверженности к абстрактно понимаемому новаторству. Ни та, ни другая крайность не несет в себе живого начала.” (ж. Искусство №1 1965 г. авт. Е. Белашова. Народный художник СССР изд. “Искусство” Москва)

Новый облик искусства 60-70-х гг. отчетливее выступает в живописи. В самом начале 60-х годов возникает стремление как можно ярче и правдивее показать жизнь советских людей, романтику трудовых подвигов, освоение новых земель.

На одно из первых мест в последнее десятилетие выдвинулись проблемы синтеза различных видов искусства. Мы встречаемся с синтезом скульптуры и архитектуры в различных монументах, в том числе в мемориальных памятниках жертвам фашизма.

Помимо мемориальных комплексов по всей стране в 60-70-е годы было поставлены много памятников Ленину, а также многим деятелям прошлого. Эти памятники обогащали Лениниану в нашем искусстве.

В настоящий период можно наблюдать подлинный расцвет графических искусств. В каждой республике, во всех художественных центрах есть интересные мастера. Но графика распространяется не только вширь. Все глубже реализуются ее возможности в плане охвата новых тем, разнообразнее становятся выразительные средства и технические приемы. Наряду с такими мастерами, как Н.А. Пономарев (р. 1918), В.Н. Минаев (р.1912), Э.К. Окас (р,1915), Д.А. Дубинский (1920-1960), выдвинувшихся еще в прошлый период, в 60-х-70-х годах успешно трудятся художники, свежо и по-своему смотрящие на мир. Это Г.Ф. Захаров, И.В. Голицин, Д.С. Бисти, Е.М. Сидоркин.

Последнее десятилетие - период бурного и повсеместного развития архитектуры. Строительство ведется теперь уже индустриальными методами, с применением каркасно-панельных и панельных конструкций. Это касается и жилых комплексов, и общественных зданий - больниц, клубов, кинотеатров, стадионов, школ и т.д. Сформировался лаконичный стиль -“брежневок”.