Смекни!
smekni.com

Древний Египет. В тени пирамид (стр. 4 из 5)

Египтологов уже давно мучил вопрос о том, как фараону Хуфу удалось расселить всю эту армию рабочих. Они, должно быть, жили где-нибудь поблизости в бараках, но где? Ленер считал, что, говоря языком археологии, невозможно себе представить, чтобы «вся эта ар­мия рабочих вместе с их жилищами, подъездными дорогами, топогра­фическими разметками, могла так вот, просто, взять и исчезнуть без следа».

В 1988 году Ленер и Захи Хавас, тогдашний директор археологи­ческих исследований, ведущихся в Гизэ и Саккара египетским Управ­лением Раскопок и Древностей, предприняли совместные раскопки в песчаном чашеобразном карьере к югу от Великой пирамиды, где, по их мнению, должны были находиться бараки строителей. Дело в том, что десятью годами раньше группа австрийских археологов действи­тельно обнаружила на этом участке глиняную посуду, а также пепели­ща костров и рыбьи кости, что натолкнуло ученых на мысль: это мес­то когда-то служило пристанищем для большого числа людей. Уже по прошествии нескольких недель работ Ленер и Хавас открыли остатки пекарни-пивоварни, восходившие к IV династии; значит, жилища ра­бочих были где-то неподалеку. Ученые исходили из того, что, как выразился Ленер, «было бы странным строить амбар для зерна и пе­карню там, где никто не живет». Археологи также откопали несколь­ко небольших захоронений, в беспорядке разбросанных по карьеру, которые, по их предположению, не могли быть ничем иным, как только кладбищами рабочих, умерших в ходе строительства пирами­ды. Хавас полагает, что им в конце концов удастся раскопать две де­ревни, погребенные под песками Гизэ, в одной из которых, по-види­мому, жили ремесленники, вырубавшие и тесавшие камень, а в дру­гой — рабочие, занятые транспортировкой блоков на место.

В то время как большая часть строительного материала готови­лась в карьере, расположенном прямо на Гизехском плоскогорье, мелкозернистый белый известняк, который шел на облицовку пира­миды, добывался в Тура, на противоположном берегу Нила, а гра­нит, необходимый для украшения погребальной камеры фараона, доставлялся сюда по реке из Асуана, что в 640 км к югу. Ученые долго ломали головы, пытаясь понять, как строителям удавалось пе­редвигать по земле из карьера в Гизэ и от нильских причалов все эти огромные каменные блоки. Вероятнее всего,. решили они, дело об­стояло так: команды из рабочих, впрягшись в веревочные лямки, переброшенные через их плечи, тащили, наподобие бурлаков, кам­ни вверх по мокрому пандусу до уровня работ на пирамиде. Анри Шеврие, французский архитектор, решил проверить эту гипотезу,наняв для этой цели пятьдесят рабочих и установив на дорожке из влажного нильского ила известняковую плиту весом в одну тонну. К его изумлению, для передвижения этой махины понадобилось не 50, а всего один человек, причем делал он это, надев на себя веревоч­ную упряжку, без особых усилий.

Не меньшую значимость, чем сама пирамида, имел комплекс погребальных сооружений, воздвигнутых вокруг нее. Комплекс пира­миды Хеопса — который во многом отличался от подобньк сооруже­ний, построенных вокруг Ступенчатой пирамиды Джосера — стал впоследствии эталоном для строителей будущих поколений. Здесь сте­на, возведенная вокруг пирамиды, отделяла от внешнего мира только ее саму. За ее пределами оказались три «подсобные» пирамиды мень­ших размеров, построенные для трех жен фараона, а также несколько кладбищ мастаб и два храма, соединенных друг с другом и с главной усыпальницей крытым переходом. Сегодня, однако, большая часть оригинального храмового комплекса Великой пирамиды все еще ле­жит погребенная под домами каирского пригорода Назлет эль-Сим-ман. Участок содержит остатки Храма Долины, где жрецы совершали свои первые погребальные обряды над фараоном Хуфу, и довольно значительную секцию перехода — крытой дорожки, по которой слу­жители заупокойного культа переносили забальзамированную мумию Хуфу из Храма Долины в его погребальную камеру в пирамиде.

До недавнего времени археологи считали, что у них мало шансов найти и восстановить эти недостающие части комплекса Великой пи­рамиды, и они могли только гадать по поводу их местоположения. Когда в 1990 году рабочие, проводящие канализацию под улицами Назлет эль-Симман, наткнулись на часть Храма Долины и перехода, Хавас распорядился приостановить работы по прокладке труб и тща­тельно обследовал участок. В результате этих предварительных раско­пок археологам удалось определить направление перехода. Египетское правительство планирует в будущем переселить жителей Назлет эль-Симман в другие районы Каира, с тем чтобы провести в полном объеме раскопки и реставрацию всего комплекса сооружений Великой пирамиды.

Еще в 1954 году обычная расчистка мусора, предпринятая в юж­ной части основания Великой пирамиды, привела к необычайному открытию: архитектор и археолог Кемаль эль-Малах раскопал еще одну дотоле неизвестную часть комплекса гробницы Хуфу — погре­бальные шахты, в которых находились священные барки, используе­мые в обряде погребения фараона. Первая из двух лодок была извле­чена на поверхность и самым тщательным образом реконструирована (см. стр. 61—63). Теперь она выставлена для обозрения в специаль­ном музее, построенном рядом с пирамидой.

Египетские власти обеспокоены тем, что сильно загрязненный воздух Каира с его повышенной влажностью и резкими перепадами температуры может оказаться слишком суровым испытанием для древнего деревянного остова лодки. Поэтому они долгое время про­тивились извлечению на поверхность второй лодки из ее наглухо запе-чатанной и прикрытой сверху толстой плитой известняка камеры. То, что она там действительно находится, было тоже предметом разнотол­ков вплоть до 1987 года, когда группа экспертов при египетском Уп­равлении Раскопок и Древностей получила разрешение взять пробы заключенного внутри шахты воздуха. Если, как надеялись ученые, камера действительно все это время оставалась герметично закупорен­ной, тогда воздух в ней все тот же, что и 4000 лет назад, а это, в свою очередь, могло пролить свет на природные условия, существо­вавшие в Египте в то время.

После долгих часов планирования эксперимента ученым удалось с помощью сложного оборудования отсечь проникновение в шахту внешнего воздуха, после чего они опустили в камеру через воздухо­непроницаемое отверстие трубку из нержавеющей стали. Они забрали 8 галлонов воздуха, закачав его в 6 специальных канистр, которые они намеревались отослать на анализ в Каир и США. В тот же самый день, ближе к вечеру, ученые опустили в шахту телекамеру для изуче­ния ее содержимого. Во время сканирования камерой разобранных частей замурованной в шахте барки объектив сфокусировался на ка­ком-то странном объекте, который двигался по куску дерева. «Тара­кан!» — воскликнул один из наблюдавших людей, сгрудившихся вок­руг монитора. Все надежды на то, что в камере сохранился воздух ты­сячелетней давности, сразу рухнули.

После смерти Хуфу его сын Хаф-ра (Хефрен) и внук Менкаура (Микерин) построили на Гизехском плоскогорье еще две пирамиды, но уже меньших размеров, хотя и укомплектованные всеми необходи­мыми постройками, включая храмы-молельни, переходы и второсте­пенные гробницы.

Древние египтяне поставили здесь на плоскогорье и своего вечного стража пирамид — Великого Сфинкса. Фараон Хафра приказал вы­сечь его колоссальную статую — 73,2 м в длину и 20,1 м в высоту на уровне головы — из целикового обнажения породы, оставленного в карьере строителями пирамиды Хуфу. У статуи лицо с чертами фарао­на Хафра, царский головной убор и традиционная накладная борода фараонов, а туловище — возлежащего льва, ибо издревле считалось, что это полумифическое существо стоит на страже священных мест. Какой еще тайный смысл приписывался Великому Сфинксу его созда­телями, до сих пор остается загадкой. Американский египтолог Ленер высказывал мысль, что Великий Сфинкс — это Хафра в образе Гора, древнеегипетского бога царской власти, совершающий приношения богу солнца Ра. В подтверждение своей теории он указывал на тот факт, что переход к культу солнца в Древнем Египте в своей завершаю­щей стадии совпадает с годами правления фараона Хафра.

Хотя Сфинкс вот уже 70 лет, с 1926 года, стоит полностью очи­щенный от мусора, большую часть своего 4500-летнего существова­ния он «пролежал» заваленный по «самую шею» песками пустыни. За все это время бьшо сделано несколько попыток очистить его от песчаных завалов. Одна из самых первых и наиболее драматичных операций по его расчистке, о которой известно ученым, была предпринята око­ло 1400 года до н. э. фараоном Тутмосом IV, сыном Аменхотепа II. Причиной тому послужил сон, якобы увиденный Тутмосом, тогда еще наследным принцем, однажды во время отдыха на Гизехском плато. Ему приснилось, будто Сфинкс, явившийся ему в облике Го-рем-ахета (божества, сочетавшего в себе черты богов Гора и Ра), по­ведал принцу, что ему суждено стать фараоном только в случае, если он освободит его, Сфинкса, от песка. Тутмос выполнил его волю:

он не только откопал Сфинкса, но и сделал ему «косметический ре­монт» лица, облицевал туловище известняковыми блоками и выкра­сил его в красный, синий и желтый цвета. Пророчество Сфинкса, данное им Тутмосу, сбылось — он действительно стал фараоном. В благодарность Тутмос приказал выбить рассказ о своем сновидении на высокой гранитной стеле, которую он поставил между гигантскими лапами чудовища.

Фараоны более позднего времени возвели около стелы часовню и частично отремонтировали разъеденные эрозией лапы Сфинкса. К IV веку нашей эры, однако, статуя вновь по самую шею погрузилась в пески. Так она и простояла вплоть до 1818 года, когда Джованни Ка-вилья, моряк из Генуи, расчистил песок вокруг груди Сфинкса, отыскивая вход, который, по слухам, вел в статую. Никакого входа он не нашел, зато откопал часовню и стелу, установленную Тутмо­сом. Двадцать лет спустя другой «искатель» входа в статую, английс­кий инженер-строитель и топограф Джон Перринг, обследуя Сфинк­са, пробурил в нем несколько шурфов. Он тоже ничего не нашел, а оставленные после бурения дыры, которые заделали только в двадца­тых годах нашего столетия, нанесли статуе немалый вред, так как дождевая вода, собираясь в них, просачивалась внутрь и разрушала по­роду. Вполне возможно, что Кавилья и Перринг искали здесь не зря, ибо в 1987 году одной группе японских исследователей удалось с помо­щью радарного и электромагнитного оборудования обнаружить весьма интригующее свидетельство того, что где-то под основанием Сфинкса действительно есть странные пустоты и туннели.